Тема урока: Корень, Однокоренные слова
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Вдовиченко Галина Анатольевна

Урок закрепления по теме: «Корень, однокоренные слова» с использованием мультимедийной презентации. На данном уроке дети закрепляют знания о корне и однокоренных словах, в ходе выполнения различных игровых заданий учатся образовывать и распознавать родственные слова, закрепляют орфографические навыки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Однокоренные слова. Корень слова

2 класс

Составитель: Вдовиченко Галина Анатольевна

МБОУ СОШ №2 г. Константиновск

ход урока

  1. Организация начала урока.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

   2.Чистописание.

Зри в корень

Читаем предложение, записываем в тетрадь, объясняем орфограммы.

- Ребята, как вы понимаете слово “зри”? (смотри)

- Как можно сказать по-другому? (смотри в корень)

3. Актуализация опорных знаний.

- Давайте выясним, где вы видели корень?

  Учитель дополняет и показывает иллюстрации на слайде.

  1. Подземная часть растений.
  2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса.
  3. Корень уравнения..
  4. В словах (в языкознании: основная, значимая часть слова).
  5. Начало, источник, истоки чего-нибудь.

- Ребята, а как вы думаете, сегодня на уроке русского языка о каких корнях пойдет речь? Сформулируйте тему и цели урока.

На доске открывается тема урока “Однокоренные слова. Корень”.

4. Постановка учебной задачи.

- Как найти корень у слова и не ошибиться?

5. Работа по теме урока.

- Как же нам решить эту проблему?

- Назовите однокоренные слова к слову лес.

Обучающиеся “цепочкой” называют однокоренные слова. (лесной, лесник, перелесок).

- Какой корень в этих словах?

Дети записывают эти слова в своей тетради .

Сделаем вывод: что же надо было сделать, чтобы правильно определить корень в слове?

- Подобрать как можно больше однокоренных слов.

Аналогичная работа  проводится со словами сад и гриб.

Подбор однокоренных слов.

- Посмотреть, какая часть в них является общей.

- Ребята, как называется общая часть слова? (корень)

- Назовите корень в словах? Выделите его.

Учитель закрывает корень в слове гриб. Что случилось?

- А что такое корень? (Корень - это главная часть слова, его сердце, его смысловой центр. От корня слова “растут”, как ветки на дереве. Получается целая большая семья - гнезда однокоренных слов).

Корень- главная часть слова (в нём заключён смысл).

- Достаточно ли только общей части, чтобы слова были однокоренными? Что еще очень важно знать? Какое еще условие необходимо?

Схожесть значений.

Музыкальная  физминутка.

 «ЛАДОШКА».

6. Первичное закрепление.

а). На листах у учеников текст. Учитель читает текст на слайде, а ученики подчеркивают карандашом только однокоренные слова.

“Чужак” В. Волиной.

Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

- Почему гости не сразу приметили чужака?

Проверка. Ученики называют “ цепочкой” однокоренные слова. Объясняют лексическое значение каждого слова. (Вода, подводник, водица, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, водяной).Учитель открывает подчеркнутые слова на слайде.

- Будут ли слова однокоренными? Докажите.

б). Проверим себя по учебнику (правило страница 75-76). Читаем про себя, а потом – вслух.

- Подтверждается ли наш вывод? Да.

- Уточняем вывод. Что такое корень слова? Как же найти корень у слова?

Игра “Третий лишний?”

-Найдите лишнее слово .

-Объясните почему слово лишнее

Циркуль, циркач, цирк.

Желток, железо,  желтый.

Веселый, радость, веселье.

- Ребята, о чем вы должны помнить, подбирая однокоренные слова?

Вывод.

Самостоятельная работа

1 вариант составляет однокоренные слова со словом «дом»

2 вариант составляет однокоренные слова со словом «лист»

Проверка.

Найдите однокоренные слова. Спишите.

  1. Итог урока

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"

Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100"  по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.Раздел: Преподавание в начальной школе.В данной статье представлен урок русского языка во 2...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Технологическая карта урока "Корень. Однокоренные слова."

На уроке ребята, выполняя проблемные задания, систематизируют полученные знания, учатся применять их на практике - находить и выделять корень слова по алгоритму, оценивать свою деятельность....