Технологическая карта урока "Корень. Однокоренные слова."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бронникова Ольга Эдуардовна

На уроке ребята, выполняя проблемные задания, систематизируют полученные знания, учатся применять их на практике - находить и выделять корень слова по алгоритму, оценивать свою деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата:

Класс: 2

Предмет: русский язык

Учитель: Бронникова О.Э.

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»

Тип урока: 

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: систематизировать знания, полученные при изучении корня слова, применять знания на практике; вести логически-поисковую деятельность, работать с информацией, анализировать данные и обобщать их.

Личностные: усвоение общих способов анализа слов

Метапредметные: научится находить и выделять корень слова по алгоритму проводить контроль и оценку деятельности

Познавательные УУД:

• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

• обобщать полученные знания,

• использовать знаково-символическоое моделирование.

• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: 

• слушать собеседника,

• задавать вопросы,

• контролировать действия партнёра,

• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Регулятивные УУД:  Ученик развивает навыки:

 • принимать и сохранять заданную учебную цель,

 • учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,

 • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

 • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

 • адекватно понимать оценку взрослого,

 • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Личностные УУД: 

• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

• осознание ответственности ученика за общее благополучие группы

Методы обучения: проблемный; частично-поисковый; словесно-логический; метод групповой работы учащихся

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап. Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Подготовка класса к работе.

- По дорожке мы пойдем

В лес зеленый мы придем.

- Кого мы можем там увидеть? Работаем в паре. Первый называет слово, а второй подбирает к нему родственное слово.

- Что мы там увидели?

Настрой на работу Работают в паре.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Посмотрите, мы вышли к небольшому озеру.

(звукозапись песни «Водяной»)

- Какие слово повторяются, созвучные? Выпишите их.

- Что объединяет эти слова из песенки?

Согласны?  Какое чужое слово?

- Можно ли к ним добавить слова с общим значением?

- Что еще одинаково в словах?

-Кто назовет нам тему сегодняшнего  урока?

- Какие знания нам необходимо усвоить  сегодня на уроке?

Слушают фрагмент песни.

Выписывают слова.

Они близки по смыслу- имеют отношение к воде.

Водяной, водица, подводник, водянка, водонос, водолаз, водичка.

Часть слов записана одинаковыми буквами- вод…

Корень слова

что такое корень слова, как он выделяется,

какие слова называются однокоренными

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

3. Первичное закрепление

- в знакомой ситуации (типовые);

- в именной ситуации (конструктивные).

- Что такое корень?

- Какие слова называются однокоренными?  

Запишите  однокоренные слова

1 ряд – нос

2 ряд – час

3 ряд - гусь

- Какие слова называем однокоренными? Оцените себя. Как вы справились с этим заданием.

Игра «Да – нет»

(находим родственные слова)

лес -лесник  ,         стена-  гвоздь

река-  плот ,             кот -  котик

сад  - садовый,         поле -  полюшко

дом - домашний,        дом - дым

- Что помогало вам в работе, какие признаки однокоренных слов?

Корень слова - общая часть родственных слов.

Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными или родственными

нос, носильщик, носик, носатый

час, часок, часть, часовщик

гусь, гусята, гусеница, гусыня

Да – хлопаем

Нет - топаем 

Признаки однокоренных слов:

- имеют общую часть

- слова близкие по смыслу

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Выполнение упр. 90

Проговариваем, делим на группы и доказываем. Записываем по рядам. Взаимопроверка.

Работа в парах  Упр. 86    

Сформулируйте вывод о значении корня.

Игра «Дружная семья»

Подобрать родственные слова. Выделить корень.

1 группа - сад

2 группа – лес

3 группа – корм

4 группа - ход

5 группа – лист

6 группа - дом

Проверка выполненного задания.

- Что нужно сделать, чтобы правильно определить в слове корень?

Самостоятельная работа

- зачеркнуть в каждой строке «лишнее» слово;

- выделить  корень в однокоренных словах

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисёнок,

Лось, лоскут, лосёнок,

Горный, горка, городок,

Пёс, песочный и песок,

Где слова родные (однокоренные)?

Самостоятельно выполняют задания, делают вывод

.В корне заключён главный смысл всех родственных слов.

Работа в группе.

Чтобы правильно определить в слове корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть в слове, которая не изменяется, и будет являться корнем.

Выполняют работу по карточке.

Оценивают свою работу.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Творческое задание. Составить цепочки («семейки») из большего количества слов к одному выбранному  слову, объяснить лексическое значение этого слова.

Регулятивные УУД

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Какая цель была на уроке?

Достигли ли мы её?

- Что такое корень слова?

- Как правильно определить корень в слове?

- Как выделяется корень?

 - Какие слова называются однокоренными?

Оцените свою работу по маршрутному листу.

Оценивают свою работу.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Маршрутный лист ________________________________________

Задания

Без ошибок

1-2 ошибки

Надо ещё поработать

«Прогулка в лес» (работа в паре)

Запись  однокоренных слов (работа по рядам)

«Данетка»

упр. 90

упр. 86

«Дружная семья»

Карточка.

Итого «+»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Слова с двойными согласными»

Цели деятельности учителя: - Познакомить с фактом наличия в словах русского языка двойных согласных; рассмотреть слова с двойными согласными; учить проводить наблюдение:1)...

Технологическая карта темы "Правописание слов, написание которых надо запомнить", 1 класс

Технологическая карта – это новый вид методической продукции,это способ графического проектирования  урока в виде таблицы. В ней спланирована  деятельность учителя и работа ученика.Обучение ...

Технологическая карта урока «Вежливые слова». Предмет: русский язык

Данная технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Может быть использована на уроке русского языка и во внеурочной деятельности....

Технологическая карта "Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова"

Наблюдение над  словами с непроизносимыми  согласными в корне  слова...

Технологическая карта урока: " Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Развитие речи"

Технологическая карта урока: " Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Развитие речи"Цели урока:Способствовать формированию умений ставит...

Технологическая карта урока "Родственные слова. Корень слова" 2 класс

Представлена технологическая карта урока с использованием карточек и интерактивных заданий онлайн-платформы Учи.ру...