Технологическая карта урока русского языка для 4 класса (по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР) |
Тема: «Повторение. Состав слова» | Тип урока: повторение изученного материала. |
Цель: совершенствовать знания учащихся о частях слова. Задачи: - развивать умение разбирать слова по составу, обогащать словарный запас учащихся; - развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь; - учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; -воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку. |
Планируемые результаты: |
Предметные: Закреплять и систематизировать знания о частях слова; повторять алгоритм разбора слова по составу; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; повторить орфограммы корня; проводить рефлексию своих действий на уроке | Метапредметные: Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, объединять слова в группу по общему признаку, находить лишнее слово, работать с памяткой по изучаемой теме, выбирать форму работы в зависимости от поставленной цели, оказывать помощь в сотрудничестве | Личностные: Проявлять интерес к изучаемому предмету, проявлять готовность к получению новых знаний. |
Ресурсы урока: ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация. Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» ч.1, рабочая тетрадь ч.1. |
Ход урока |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент. |
Проверяет готовность к уроку, посадку. | Настраиваются на работу. |
2.Актуализация знаний |
Минутка чистописания. Предлагает выполнить задание и записать соединения букв и пословицу. (На слайде слово УЛЫБКА). - Прочитайте слово. Где можем ошибиться? Подберите проверочные слова. А какое из этих слов не будет проверочным? (УЫБЧИВЫЙ, УЛЫБОЧКА, УЛЫБАТЬСЯ) - Почему? - Пропишите строчку буквосочетания бк - Прочитайте пословицу. Как вы понимаете эту пословицу? Запишите. -Что вы можете сказать о словах на экране? -Вспомните, какие слова мы называем однокоренными? – Что такое корень? -А какие части слова вы знаете ещё? -Подберите слово к схеме: ͡
| Подписывают число, классная работа. Отвечают на вопросы учителя.
- БК. Улыбаться, улыбок. - Улыбчивый.
- После проверяемой буквы идет согласный. Пишут 1 строчку. Улыбка никому не вредит. Поясняют смысл пословицы, записывают. Это однокоренные слова. Дают определение однокоренным словам и корню.
- Окончание, суффикс, приставка - Улыбка, улыбочка.
|
3. Постановка темы урока, учебной цели |
Предлагает сформулировать тему и цель урока. -Давайте определим тему урока. Какова цель нашего урока? -Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу. -Ребята, а для чего надо знать части слова? Мы с вами выяснили на прошлом уроке. -Поэтому и девиз нашего урока звучит так: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!» |
| Формулируют тему и цель урока. - СОСТАВ СЛОВА, ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. -Учиться разбирать слова по составу, находить однокоренные слова.
- Нужно знать части слова, для того чтобы правильно писать слова.
|
4. Закрепление знаний и способов деятельности |
Организовывает работу в парах. а) Сегодняшнюю работу по теме урока мне хотелось бы начать с упражнения «Найди «лишнее» слово». Поработаем в парах. В каждой строке подчеркните лишнее слово. Вода, водитель, водяной. Напишет, подъедет, влезет, бежит Носик, машинист, берёза, колечко. |
Если учащиеся затрудняются с выбором, предлагает разобрать слова по составу. Вода, водитель, водяной. -Что такое корень? … ТАБЛИЧКА ͡ Напишет, подъедет, влезет, бежит -Что такое приставка? ТАБЛИЧКА ¬ Носик, машинист, берёза, колечко. -Что такое суффикс? ТАБЛИЧКА ^ -А какой части слова мы ещё не сказали? -Что такое окончание? □ -Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова? - А с помощью каких частей слова мы образуем новые слова? Из карточек на доске учитель составил схему слова. б) Работа по учебнику. Организует выполнение задания из учебника. Упр. 80 с. 52 Прочитать задание. Вместе под цифрой 2. Словарная работа. Что такое липа? (СЛАЙД с картинкой, изображающий дерево липу) 1 ученик работает у доски. Запишет. Выделит корень. Выполнит разбор. Еще 2 сами. Устно проверим. | Работают в парах. Находят лишние слова.
Объясняют свой выбор. Отвечают на вопросы учителя.
Водитель - не однокоренное слово
Бежит - в этом слове нет приставки, а в остальных есть приставка.
Берёза - в этом слове нет суффикса, а в остальных словах есть суффикс.
Окончание
Нельзя.
С помощью приставок и суффиксов
Выполняют упражнение. Один ученик работает у доски. Поверяют работу. |
5. Физкультминутка |
Упр.82 стр.53. Прочитайте выразительно текст упражнения Словарная работа ПОДВОДА Слайд Кто знает, что это? Подвода – это конная повозка, телега. Прочитайте слова с выделенными буквами. Обсудим, все ли слова с корнем ВОД однокоренные слову ВОДА? Назовите слова, однокоренные слову ВОДА. Вода – вод? Выпишем слова, родственные слову вода. (один у доски) выделим корень. Слова водопровод и водоворот сложные, в этих словах два корня, один из которых –вод-. | Выполняют упражнение. Выписывают слова вода, водопровод, водоворот. Выделяют корень –вод-.
|
в) Работа в печатных тетрадях. С. 37 №77. Организует деятельность по самостоятельному выполнению задания. - Прочитайте задание. Выберите один из корней и придумайте с ним однокоренные слова. | Слушают задание, при необходимости задают вопросы, выполняют задание самостоятельно. |
6. Подведение итогов. |
-Какая была тема урока? -Какие части слова вы знаете? -Ребята, покажите мне часть слова, с помощью которого образуется форма одного и того же слова. - Назовите примеры формы одного и того же слова. Молодцы. - Покажите главную значимую часть слова. -А теперь покажите мне часть слова, с помощью которой образуются новые слова. Приведите примеры. -Как вы думаете, для чего важно знать, как устроено слово и как это поможет нам в общении? | Называют основные позиции материала и как они их усвоили.
|
7. Домашнее задание. |
-Домашнее задание у вас будет необычным. Задание на дом будет такое – на альбомных листах вам нужно будет «посадить» какой – либо корень и «вырастить» как можно больше однокоренных слов. -Посмотрите, ребята, как можно выполнить это задание со словом «зима»: Зима, зимушка, зимний, зимовать, зимовье. | Записывают домашнее задание. |
8. Рефлексия учебной деятельности |
9. Рефлексия. 1. Урок был – полезный, познавательный… 2. На уроке чувствовал себя…. 3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке… 4.Были ли вы на уроке внимательны друг к другу... | Высказывают свое мнение, обсуждают свою работу на уроке. |
10. Выставление оценок.
|
|