Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Иршинкова Юлия Алексеевна

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_18.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №  242

с углубленным изучением физики и математики

Красносельского района  Санкт-Петербурга

Рекомендована

Педагогическим советом

ГБОУ школы №  242

Санкт-Петербурга

Протокол № ____ от ________2018___ г.

Утверждаю

Директор ГБОУ школы №  242

Санкт-Петербурга

_________________ И.В. Фирса

Приказ№______от________2018___ г.        

Рабочая программа

по  русскому языку

для  4-х классов

на 2018/2019 учебный год

                                                               

Составители:

Иршинкова Ю.А.

учитель начальной школы ГБОУ школы № 242

2018-2019

Пояснительная записка

Нормативные документы,  обеспечивающие реализацию программы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» ФЗ-273 от 29.12.2012 г.;
  2. Приказ Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образовании»;
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных в утверждённый приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 (в редакции от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1520, от 26.01.2016 г. № 38, от 21.04.2016 г. № 459, от 29.12.2016 г. № 1677, от 08.06.2017 г. № 535, от 20.06.2017 г. № 581, от 05.07. 2017 г. № 629);
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения».

Статус документа

Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной  и  В. Г. Горецкого «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4  классы» - М.: «Просвещение», 2015. ( УМК «Школа России»).

Общая характеристика учебного предмета

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место предмета в учебном плане

     На изучение предмета в 4 классе отводится 5 часов в неделю. Курс рассчитан на 170 ч. (34 учебные недели в году).

Цели и задачи курса

 Цели

        • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи

        • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Учебно-организационные общеучебные умения и навыки:

- организация рабочего места; выполнение правил гигиены учебного труда; принятие учебной цели; выбор способов деятельности; работа консультантом; планирование организации контроля труда.

Учебно-интеллектуальные  общеучебные умения и навыки:

- овладение приёмами умственной деятельности (сравнение, анализ, систематизация, обобщение, абстрагирование, моделирование, классификация, причинно-следственные связи, мысленный эксперимент).

Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки:

- устная речь (пересказ, описание, рассуждение, ответы на вопросы, рецензирование);

- письменная речь (конспектирование, изложение, сочинение, запись под диктовку, оформление работы);

- учебное слушание (выделение главного, постановка вопроса, слушание учителя, собеседника).

Учебно-информационные общеучебные умения и навыки:

- способы получения знания (чтение текста, работа с учебником, практическая работа, усвоение информации с помощью аудиозаписи, компьютера, видеотехники, работа со справочной литературой, работа с дополнительной литературой).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка в 4 классе дети научатся:

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

- разбирать простое предложение с однородными членами;

- ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;

- оформлять предложение в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

- писать обучающее изложение доступного текста;

- списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;

- производить разбор слова по составу;

- подбирать однокоренные слова;

- распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз);

- определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;

- производить морфологический разбор доступных слов;

- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

- понимать влияние ударения на смысл слова;

- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости, обозначать мягкость согласных на письме;

- понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;

- устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

- производить элементарный синтаксический разбор предложения;

- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение).

Четвероклассники получат возможность научиться:

- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75 — 80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;

- проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

- производить звуковой и звуко-буквенный разбор слов;

- производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных, род и число имён прилагательных, время и число глаголов, лицо и число местоимений);

- изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам, склонять в единственном и множественном числе имена существительные, изменять имена прилагательные по родам, изменять глаголы по временам;

- производить разбор слова как части речи;

- интонационно правильно произносить предложения, определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

- выделять в предложении основу и словосочетания;

- производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;

- определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

- определять тип текста;

- писать изложение и сочинение (85 — 90 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

Планируемые результаты освоения русского языка

 Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Учебно- методический комплект

       Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

  1. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. - М.: Просвещение, 2014
  2. Русский язык. Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П. «Русский язык» (CD)

Содержание курса (170 часов)

Повторение изученного (10 ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение (9 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (19 ч)

Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

 Имя существительное (41 ч)

Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (27 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (9 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (27 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

 Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

 Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат). 

Повторение изученного (23ч)

Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.                         

Резерв - 5 часов

В 2018/2019 уч. году на основании распоряжения Комитета по образованию СПб о формировании календарного учебного графика в ОУ СПб, реализующих основные общеобразовательные  программы, и графика праздничных дней на 2019 год в рабочей программе выделено 5 ч  резервного времени.

                                                                                                     


Тематическое планирование

Тема

(раздел программы)

Кол-во

часов

Планируемые сроки проведения

Контроль

 (количество часов

и сроки проведения)

Планируемые результаты обучения

1.

Повторение

10 часов

01.09 – 14.09

Контрольный диктант №1 (13.09)

Различать язык и речь.

Различать диалогическую и монологическую речь.

Называть «волшебные» слова русской речи.

Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста.

Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Находить обращение в предложении.

Ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.

Находить и различать главные и второстепенные члены предложения.

Различать распространённые и нераспространённые предложения.

Определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса.

Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв.

Составлять из слов предложения.

Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи.

Составлять текст по рисунку с включением в него диалога. 

Составлять планы к данным текстам. 

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Излагать содержание повествовательного текста.

Писать правильно слова: «человек», «пожалуйста», «каникулы», «хозяин», «хозяйство», «горизонт».

2.

Предложение

8 часов

15.09 – 27.09

Проверочная

работа №1 (27.09)

Находить в предложении однородные члены предложения.

Находить в предложении однородные члены предложения, которые

 - связаны с помощью интонации перечисления;

 - связаны с помощью союзов.

Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами.

Различать простое и сложное предложения.

Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Писать правильно слова: «комбайн», «комбайнёр», «багаж», «календарь», «прекрасный».

3.

Слово в языке и речи

19 часов

28.09 – 24.10

Проверочная

работа №2 (10.10)

Контрольный диктант №2 (18.10)

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове.

Углублять представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов.

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Распознавать фразеологизмы, устаревшие слова.

Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные.

Объяснять, по каким признакам определяют части речи.

Различать части речи по грамматическим признакам.

Писать правильно слова на изученные орфограммы; определять границы предложений.

Находить в тексте наречия.

Образовывать наречия от прилагательных.

Находить в тексте наречия по значению и по вопросу. Различать в тексте изученные части речи.

Называть значимые части слова.

Находить в словах корень.

Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок.

Объяснять и использовать алгоритм разбора слова по составу.

Находить в словах изученные орфограммы и выполнять проверку.

Выполнять звукобуквенный анализ слова.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами:

 - написание приставок и суффиксов;

 - написание гласных и согласных букв в значимых  частях слова;

 - когда в словах пишется мягкий знак, а когда твёрдый разделительный знак;

Составлять предложения и текст по репродукции картины.  

Писать правильно слова: «библиотека», «библиотекарь», «шофёр», «ещё», «двенадцать», «одиннадцать», «шестнадцать», «двадцать», «впереди», «медленно», «вчера», «теперь», «медленно», «корабль», «костюм», «железо», «вокзал», «пассажир», «пассажирский», «билет».

4.

Имя существительное

41 час

25.10 – 27.12

Контрольный диктант №3 (19.12)

Проверочная

работа №3 (24.11)

Проверочная

работа №4 (15.12)

Изменять имена существительные по падежам.

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

Называть имена существительные, которые употребляются в одной форме.

Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению; - ко 2-му склонению; - к 3-му склонению.

Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения; - 2-го склонения; - 3-го склонения.

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.

Сравнивать падежные окончания имён существительных трёх склонений.

Называть способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Определять именительный и винительный падежи имени существительного.

Различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи имён существительных единственного числа).

Определять родительный падеж имени существительного.

Находить в предложении одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах.

Определять дательный падеж имени существительного.

Составлять словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа.

Определять творительный падеж имени существительного.

Определять предложный падеж имени существительного.

Доказывать правильность написания падежного окончания.

Находить в тексте имена существительные во множественном числе.

Ставить имя существительное во множественном числе в начальную форму с целью определения начальной формы.

Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные

 - во множественном числе (директора, шофёры и др.)

в именительном падеже;

 - во множественном числе (нет яблок, но апельсинов и др.) в родительном падеже.

Определять падеж имён существительных

во множественном числе с одинаковыми окончаниями.

Выполнять морфологический разбор имени существительного.

Проводить исследование, делать выводы, представлять работу.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова.

Объяснять, доказывать правильность написания слова

с изученными орфограммами.

Оценивать результаты выполненного задания.

Составлять текст-описание.

Составлять текст-отзыв.

Подробно излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Писать правильно слова: «телепередача», «телефон», «аллея», «беседа», «беседовать», «агроном», «пейзаж», «портрет», «инженер», «хлебороб», «овца», «адрес»,

«вчера», «сегодня», «путешествие», «путешественник»,

«директор», «килограмм», «грамм», «газета».

5.

Имя прилагательное

31 час

11.01 – 15.02

Проверочная

работа №5 (08.02)

Образовывать от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов.

Изменять имена прилагательные по числам, по родам

(в единственном числе).

Проводить лексический анализ слов – имён прилагательных.

Изменять по падежам имена прилагательные

в единственном числе.

Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже.

Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода

 - в именительном падеже;

 - в родительном падеже;

 - в дательном падеже;

 - в именительном, винительном, родительном падежах;

 - в творительном и предложном падежах.

Называть падеж имён прилагательных, выделять окончания имён прилагательных.

Ставить имена прилагательные в нужном падеже.

Склонять имена прилагательные женского рода.

Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных.

Приводить примеры словосочетаний с именами прилагательными в родительном, дательном и предложном падежах.

Называть пропущенные окончания имён прилагательных женского рода.

Называть вопросы и окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

Склонять имена прилагательные, пользуясь таблицей.

Определять падеж имён прилагательных множественного числа.

Называть окончания имён прилагательных множественного числа.

Называть грамматические признаки имён прилагательных.

Выполнять морфологический разбор имени прилагательного.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Писать правильно слова на изученные орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова

с изученными орфограммами.

Оценивать результаты выполненного задания.

Определять тему и главную мысль текста.

Составлять рассказ по заданной теме.

Писать по памяти сравнительно-описательный текст.

Составлять сообщение о достопримечательностях своего города (посёлка).

Составлять текст по репродукции картины.

Подробно излагать текст.

Писать правильно слова: «автомобиль», «семена», «электростанция», «электровоз», «электричество», «электрический», «сейчас», «правительство», «аппетит»,

«космос», «космический», «километр», «командир»,

«экскурсия», «вагон», «кастрюля», «издалека», «салют»,

 «ботинки», «богатство», «сзади».

6.

Местоимения

9 часов

16.02 – 01.03

Проверочная

работа №6 (01.03)

Понимать, что такое местоимение.

Распознавать местоимения среди других частей речи.

Указывать грамматические признаки местоимений.

Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица.

Определять лицо, число и падеж местоимений.

Выполнять морфологический разбор местоимения.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Объяснять, доказывать правильность написания слова

с изученными орфограммами.

Оценивать результаты выполненного задания.

Составлять тексты с включением в них диалога.

Подробно излагать текст.

Писать правильно слова: «металл», «металлический», «победа», «председатель».

7.

Глагол

32 часа

02.03 – 18.04

Контрольный диктант №4 (13.03)

Контрольный диктант №5 (18.04)

Проверочная

работа №7 (17.04)

Объяснять роль глаголов в нашем языке.

Называть, что обозначают глаголы.

Называть вопросы, на которые отвечают глаголы.

Называть время, число глагола.

Объяснять роль глагола в предложении.

Изменять глаголы по временам.

Объяснять, как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе.

Объяснять, что такое неопределённая форма глагола.

Называть глаголы в неопределённой форме.

Образовывать временные формы от глагола в неопределенной форме.

Образовывать формы глагола с помощью приставок и суффиксов.

Изменять глаголы по лицам и числам.

Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу.

Находить в предложениях глаголы с частицей  не.

Понимать, что глаголы одного и тоже спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одном и том же лице и числе.

Понимать, что глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени.

Называть личные окончания глаголов I и II спряжений.

Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.

Называть глаголы-исключения.

Понимать, что при образовании форм глагола надо правильно поставить вопрос к неопределённой форме глагола и к формам настоящего и будущего времени.

Называть систему личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений.

Понимать, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок.

Распределять глаголы по спряжениям.

Объяснять, как правильно выбрать букву для личного окончания каждого глагола.

Называть правила правописания слов на изученные темы.

Распознавать форму 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и неопределенную форму возвратных глаголов.

Писать правильно -тся и -ться в возвратных глаголах.

Объяснять, почему окончания глаголов единственного числа в форме прошедшего времени называют родовыми.

Называть суффикс, с помощью которого образованы формы прошедшего времени.

Выполнять морфологический разбор глагола.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова

с изученными орфограммами.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку

при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

Подробно излагать текст.

Составлять рассказ.

Писать правильно слова: «гореть», «сверкать», «лучше», «расстояние», «везде», «свитер», «сверху», «снизу», «назад», «вперёд», «свобода», «здесь».

8.

Повторение

19 часов

19.04 – 25.05

Контрольное изложение (24.04)

Контрольное списывание (04.05)

Различать язык и речь.

Называть виды речи.

Объяснять назначение речи.

Называть признаки текста. Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Объяснять, что такое предложение.

Находить границы предложений.

Определять тип предложения.

Находить все изученные части речи в тексте.

Называть правила правописания слов на изученные темы.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

Излагать текст.

Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...