Технологическая карта по русскому языку 4 класса на тему "Многозначные слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_02_09.docx | 33.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 02.10.2018 учитель: Селянина Наталья Викторовна
Школа: № 152 студент: Еремеева Ольга
Класс: 4-А методист: Зубарева Нина Сергеевна
Кабинет: 215
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Многозначные слова. Слова в переносном значении. Заимствованные и устаревшие слова».
Цели деятельности учителя: Актуализация знаний об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: отличие между понятиями однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, устаревшие и заимствованные слова.
уметь: объяснять значение слов; находить многозначные слова, слова в переносном значении, заимствованные и устаревшие слова в предложении
Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 4 класс, 1 часть; презентация; рабочая тетрадь, раздаточный материал
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словес.: слово учителя | 10:40-10:41 | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Евгеньевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. А теперь все повернитесь И друг другу улыбнитесь Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам. | Приветствуют. | Р.: самоорганизация |
II. Актуализация знаний и мотивация Словес.: комментарий к образцу Практич.: выразительное чтение, устное грамматическое задание
Практич.: письменное задание Словес.: учебный диалог. Практич.: каллиграфическое упражнение, самоконтроль | 10:41-10:43 10:43-10:47 | Фронтальная форма работы Итак, ребята, сейчас мы проведем словарную работу. Ваша задача придумать по одному предложению на тему город. Ваши предложения должны описывать город, что в нем находится. В ваших предложениях могут звучать такие слова, как улица, машина, магазин и тд. Прочитайте предложения. У мухомора красная шляпка с белыми пятнышками. Голову девушки украшала модная шляпка с вуалью. Какое слово встретилось в обоих предложениях? Что вы можете сказать о значении этого слова? Как называются слова, которые имеют несколько значений? Прочитайте следующую пару предложений. Мальчики помогли старушке донести тяжёлые сумки. Сегодня у нас был очень тяжёлый день. Что вы заметили? Узнаем о происхождении слов абажур, крендель, йога. Где будем искать необходимую информацию? (Три ученика зачитывают соответствующие статьи.) Все эти слова пришли к нам из других языков. Как называются такие слова? Объясните значение слов гривна, супостат, рать. Каким словарём вы воспользуетесь? (Три ученика зачитывают соответствующие статьи. Подготовить уже перед уроком) Что общего у этих слов? Какие понятия мы будем повторять сегодня на уроке? | Выполняю устное упражнение Выполняют устное задание Отвечают на вопросы -Шляпка -В данных предложениях оно употреблено в разных значениях: в первом приложении — шляпка гриба, во втором предложении — головной убор. -Многозначные. - В этих предложениях тоже есть многозначное слово — тяжёлый. Причём в первом предложении оно употреблено в прямом значении, а во втором — в переносном. -В толковом словаре -Заимствованные. - Толковым. - Это устаревшие слова. | Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
III. Постановка учебной задачи Словес.: учебный диалог | 10:47-10:48 | Исходя из последнего вопроса, сформулируйте тему нашего урока. Поставьте цели урока. | Тема урока: Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, заимствованные слова, устаревшие слова. Цель урока: Актуализировать знания об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
IV. Открытие нового знания Словес.: учебный диалог. Практич.: толкование смысла, устная классификация слов, письменная классификация слов. | 10:48-10:55 | Фронтальная работа Упр. 62 (с. 44). Прочитайте стихотворение. Прочитайте выделенные слова. Где вы с ними встречались? Где можно уточнить значение этих слов? Найдите эти слова в словарике учебника на с. 158. Объясните их значение. - Бутсы (англ.) – ботинки с шипами или поперечными планками на подошвах для игры в футбол. - Жокей (англ.) – профессиональный наездник в цирке, на скачках. - Тайм – аут (англ.) – перерыв в спортивной игре по просьбе команды, тренера. - Футбол (англ.) – командная спортивная игра с мячом на специальной площадке. - Хоккей (англ.) – командная игра на коньках с мячом, сходная по правилам игры с футболом. - Теннис (англ.) – парная спортивная игра, состоящая в перебрасывании маленького мяча ударами ракеток. - Яхта (англ.) – большая парусная лодка легкой конструкции для спорта. - Бокс (англ.) – спортивное единоборство, кулачный бой по особым правилам. Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.) | Выполняют упражнение устно и письменно Отвечают на вопросы: -В словаре иностранных слов. | К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
Словес.: эвристическая беседа Практич.: чтение уч-ся | 10:55-11:00 | Фронтальная работа Продолжаем работу. Вспомните: какие слова называются однозначными, а какими многозначными? Ребята, я буду называть слова, а вы будете говорить однозначное оно или многозначное. Гребень, октябрь, хлеб, серёжки, бинокль, молния, капитан, идти. - Гребень волны, гребень петушка- гребень (расчёска) - многозначное - октябрь – месяц – однозначное; - хлеб – мучное изделие, хлеба в поле – многозначное; - сережки - украшение, сережки у берёзы – многозначное; бинокль – приспособление предназначенное для видимости предметов вдалеке – однозначное; - молния у куртки – молния в небе – многозначное; капитан – должность на корабле – однозначное; - Идти – действие – однозначное. | Отвечают на вопросы: - Слова, которые имеют одно значение называют однозначными, а слова, которые имеют два и более значения называются многозначными. Выполняют упражнение устно и письменно | К.: построение речевого высказывания. |
11:00-11:01 | Динамическая пауза Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки, Приступили мы к зарядке Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево, поворот, А потом наоборот Повороты корпусом Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! И в последний раз присели, А теперь за парты сели. | Повторяют действия за учителем. | ||
V. Первичное закрепление во внешней речи Практич.: устное задание Словес.: эвристическая беседа Практич.: устная проверка, классификация слов | 11:01-11:05 | Работа в парах Продолжаем работу. Прочитайте словосочетания. Ударил молотком – ударил мороз Время летит – самолёт летит Холодный ветер – холодная встреча Железный гвоздь – железная дисциплина Синее море – море цветов Свежая рыба – свежий ветер - Какие из многозначных слов употреблены в прямом значении? - Какие из многозначных слов употреблены в переносном значении? - Объясните их значение. - Спишите сочетания слов, в которых многозначные слова употреблены в прямом (основном) значении слова. - Составьте предложение с любым из записанных сочетаний слов. | Отвечают на вопросы учителя - Ударил молотком, самолёт летит, холодный ветер, железный гвоздь, синее море, свежая рыба. - Ударил мороз, холодная встреча, железная дисциплина, море цветов, свежий ветер. | Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров К.: построение речевого высказывания. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практич.: Письменное задание, синтаксический разбор. | 11:05-11:10 | Самостоятельная работа Следующее задание. Я вам раздаю карточки, на которых представлены слова, вы должны понять и записать к какой группе относится каждое слово: многозначные, однозначные, устаревшие, заимствованные. Проверка-5 тетрадей. По цепочке. | Выполняют письменное упражнение. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания. |
VII. Включение в систему знаний Практич.: Письменное задание | 11:10-11:14 | Фронтальная форма работы На доске представлены ребусы. Ваша задача решить их и найти среди них многозначное, устаревшее, в переносном значении слова . | Решают ребусы. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
VIII. Рефлексия деятельности Словес.: учебный диалог | 11:14-11:17 | Ребята, какая тема у нас сегодня была на уроке? Какие цели мы ставили? Достигли мы их? Какие слова называются многозначными? Что понимается под прямым и переносным значением слов? Что такое устаревшие слова? новые слова? иноязычные слова? Молодцы! | Отвечают на вопросы учителя Строят речевые высказывания Анализируют урок | П.: анализирование результатов своего труда, выражение своего мнения в соответствии с поставленными задачами |
Словес.: слово учителя | 11:17-11:20 | Откройте дневники, записывайте домашнее задание. С. 45 упр. 64, с. 46 упр. 68. Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше. Молодцы! Урок окончен! | Записывают домашнее задание. Задают вопросы. Оценивают свою работу. | Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме Корень слова. Однокоренные слова. 3 класс
Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России". Тема "Корень слова. Однокоренные слова"...
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок открытия новых знаний....
Технологическая карта урока русского языка «Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)
Цель урока: формирование понятия о роли окончания в словах; выполнение словообразовательного анализа слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать у обучающихся умения определять...
Технологическая карта урока русского языка «Роль окончания в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)
Цель урока: формирование понятия об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать знание о том, что такое окончание.2.Нау...
Технологическая карта урока русского языка "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о корне слова и однокоренных словах и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с ко...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...