Урок русского языка. 3 класс. "Изменение имен прилагательных по родам".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок разработан по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_3_klass.docx | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3-м классе
"Изменение имен прилагательных по родам"
Тема: Изменение имен прилагательных по родам.
Класс: 3-й.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: формирование умения устанавливать связь слов в предложении, правильно писать окончания имен прилагательных.
Задачи урока:
- Образовательная: познакомить обучающихся с алгоритмом рассуждения при определении рода имени прилагательного.
- Развивающая: развивать аналитическое мышление, внимание обучающихся, устную и письменную речь.
- Воспитательная: воспитывать культуру общения, интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент /Приветствие гостей/.
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
(-Видеть Вас мы очень рады!)
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Минутка чистописания
- Прочитайте и запишите буквосочетания ая, яя, ой, ый, ий, ое, ее, ые, ие.
- Обратите внимание, как вы сидите, как у вас лежит тетрадь.
- Как вы думаете, какой частью слова могли бы быть эти сочетания букв?
- Предположите, у какой части речи?
- Что вы знаете об имени прилагательном?
III. Словарная работа
- Образуйте от словарных слов, которые я вам прочитаю, имена прилагательные и запишите их:
Мороз, хорошо, февраль, суббота, восток, комната.
IV. Изучение нового материала
На доске сделана запись (Слайд 2):
-Прочитайте слова:
Лес, большой, озеро, дорога, еловый, зимний.
- Какие задания можно выполнить с этими словами?
- Разделите слова на группы. (Устно)
(Слайд 3): ( На слайде появляется запись)
лес большой
дорога зимний
озеро еловый
- Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Что общего в словах левого столбика? Правого столбика?
(В левом столбике написаны имена существительные. Они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные. Они отвечают на вопрос какой? и обозначают признак предмета.)
- Чем отличаются друг от друга слова в первом столбике? (родом)
- Определите род у имен существительных.
- Умеем ли определять род имен прилагательных? (нет)
- Ко всем ли сущ. подойдут данные имена прилагательные?
- Что же надо сделать, чтобы они подошли? (изменить их)
-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Изменение имен прилагательных по родам). (Слайд 4)
-Соответственно, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
Цели: определять род имён прилагательных и правильно писать родовые окончания имен прилагательных.
- Подберите к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Задайте от сущ. к прил. вопрос. Запишите словосочетания.
(работают у доски) (Слайд 5)
Лес (какой?) большой, зимний, еловый.
- Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и у имен прилагательных.
- Какого рода существительное лес?
- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?
Дорога (какая?) большая, зимняя.
Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.
- Какого рода существительное дорога?
- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?
Озеро (какое?) большое, зимнее.
Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.
- Какого рода существительное озеро?
- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?
- Итак, как же мы определяли род имён прилагательных? (Сначала определяли род связанного с ним существительного).
- Откройте учебники на стр.72, найдите подтверждение своим словам
(правило).
Правило: чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано.
- Итак, вы сейчас изменили имена прилагательные по родам. Что изменилось у прилагательных при изменении их по родам? (окончания).
- На какой вопрос отвечают прил. м.р.? ж.р.? ср.р.? Какие же окончания у прилагательных м.р.? ж.р.? ср.р.?
- Работая в паре, заполним табличку-памятку, лежащую перед вами.
Изменение имен прилагательных по родам
Род имен прил. | Вопрос | Окончания |
М.р. | ||
Ж.р. | ||
С.р. |
(проверка на слайде) (Слайд 6)
Изменение имен прилагательных по родам | ||
М.р. | какой? | -ый -ий -ой |
Ж.р. | какая? | -ая -яя |
С.р. | какое? | -ое -ее |
V. Физкультминутка
Я буду называть прилагательные разного рода. Если я называю прилагательное женского рода, то приседают девочки, если мужского рода – мальчики, если среднего – все хлопаем в ладоши.
Зеленый, красная, синее, радостная, утреннее, сильный, смелый, добрая, внимательный, красивая, золотое, хорошее, красиво.
VI. Первичное закрепление изученного материала
(Слайд 7)
1. Спишите словосочетания. Обозначьте род имен существительных и имен прилагательных. Устно поставьте вопрос к имени прилагательному. Выделите окончания имён прилагательных.
Жареный картофель, вкусное варенье, летучая мышь, колючий ёжик, ранняя заря, устная речь, горячее молоко.
(Слайд 8)
2. Прочитайте словосочетания и объясните пропущенные орфограммы. Укажите род имен прилагательных, выделите их окончания.
Берёзов.. роща , комнатн.. растение, восточн.. ветер, весенн.. погода, овощн.. магазин, февральск.. праздник.
(Слайд 9)
3. Из данных слов составьте и запишите предложения, изменив окончания имён прилагательных. Определите род прилагательных, выделите окончания.
Летний, была, ночь.
На, высокий, опушке, ель, стоит.
Над, лесом, большой, опустилось, облако.
VII. Итог урока (Слайд 10 )
- Как изменяется имя прилагательное?
- Как определяется род имени прилагательного?
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное м.р?
- Какие имеет окончания?
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное ж.р?
- Какие имеет окончания?
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное с.р?
- Какие имеет окончания?
VIII. Рефлексия (Слайд 11)
Я узнал….
Я научился….
Было интересно….
Мне было трудно….
Мне понравилось….
Мне показалось важным….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе
Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах». Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».
Целью урока является изучение редких, исчезающих видов птиц, встречающихся в Башкортостане, о необходимости их охраны. На данном материале совершенствуется умение правописания безударных окончаний име...
Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...
Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...
Конспект урока русского языка + презентация «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК Перспектива, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления об особенностях согласования имен существительных и имен прилагательных и закрепление умения находить имена прилагательные в речи.Планируемые резу...
Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)
Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления о способе связи имени прилагательного с именем существительным.Задачи урокаДидактические:Сформировать умени...