Урок русского языка 3 класс "Изменение имён прилагательных по родам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гарлюпина Елена Петровна

Предмет: русский язык

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: «Изменение имён прилагательных по родам».

Класс: 3

Цель: формирование представления учащихся об основных грамматических признаках имён прилагательных (роде), о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому относится; развитие настойчивости, обогащение словарного запаса; формирование навыка коллективного труда, любознательность.

Задачи:

  Дидактические: сформировать навык правописания родовых окончаний имён прилагательных.

  Развивающие: развитие умения изменять прилагательные по родам, развивать связную речь, логическое мышление и память.

  Воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, пробудить интерес к урокам русского языка.

Необходимый  материал: учебная презентация, схема «Изменение имён прилагательных по родам», QR-код для перехода на тест.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации учебной де-ти

Дидактические средства

Формы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

Планируемые результаты

1.Орг. момент

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Словесный метод: вводная беседа

-В природе есть солнце. Оно светит,  всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

-А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку. Запишите в своих тетрадях число, классная работа.

-Настраиваются на работу

Ф

Регулятивные: саморегуляция.

Познавательные: выделение необходимой информации.

2.Актуализация знаний

Активизировать знания учащихся для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы.

Словесный метод: беседа

Практический метод: решение тест на закрепление

-Вспомните тему прошлого урока и назовите её.

-Что вспомнить этот материал и понять как, вы его усвоили, давайте выполним тест по теме «Имя прилагательное».

Понятие об имени прилагательном как части речи.

Выполнение теста

Ф

И

QR-код для перехода к тесту

Контроль

Познавательные:

анализ объектов.

Познавательные:  выдвижение гипотез.

Регулятивные: контроль и коррекция.

3.Постановка темы и цели урока  

Формирование у учащихся умений ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности

Словесный метод: беседа

-Посмотрите на слайд и прочтите тему нашего урока.

-Какие цели вы поставите перед собой на этом уроке.

Изменение имён прилагательных по родам.

Ответы детей

Ф

Презентация (слайд 1)

Регулятивные: планирование, прогнозирование действий.

4.Усвоение новых знаний

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока; побуждать учащихся самим искать решение задачи.

Словесный метод: беседа

Практический метод: заполнение таблицы по теме урока.

-Сегодня мы будем учиться определять род имён прилагательных и правильно писать родовые окончания имён прилагательных.

*Текст на слайде*

-Прочитай слова первого столбика. Какой частью речи они являются? Почему?

-Прочитайте слова второго столбика. Какой частью речи они являются? Почему?

-Подберите к существительным соответствующие имена прилагательные. Задайте к ним вопрос.

-Запишите словосочетания. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

-Какого рода существительное лес?

-Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

-Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

-Какого рода существительное дорога?

-Какого рода будут имена прилагательные?

-Запишите словосочетание. Выделите окончания в прилагательных.

-Какого рода существительное озеро?

-Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

-Как же можно определить род имени прилагательного?

-Прочитайте группы слов.

-Как называются слова каждой группы? Почему?

-Назовите имена прилагательные.

-Запишите  эти  прилагательные в три столбика по родам.

 

*Выполняют это упражнение у доски*

-Измените прилагательное ЛЕТНИЙ  по родам, затем  БЕЛАЯ, СМЕШНОЕ.

-Сформулируйте вывод по следующему плану:

1.Как изменяются имена прилагательные?

2.Как определяется род имён прилагательных?

3.На какой  вопрос  отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода,  женского рода, среднего рода?

-Попытайтесь составить схему по теме урока «Изменение имён прилагательных  по родам», заполнив пустые окошки.

*В ходе работы на доске появляется заполненная схема*

Отвечаю на вопросы учителя

Лес (какой?) большой, зимний, еловый (работают у доски).

Дорога (какая?) большая, зимняя, снежная.

Озеро (какое?)  большая, зимняя, снежная.

Правило: чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени прилагательного, с которым оно связано.

Читают слова

Летний, белая, смешное.

 Ф

И

Презентация (слайд 2)

Контроль

Познавательные: анализ объектов.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные: построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: управление поведением партнёра.

 

Предметные: синтез, как составление целого из  частей.

5.Физминутка

Дать отдохнуть детям от учебной деятельности

Словесный метод: рассказ

Наглядный метод: показ движений

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали,

В стороны развели, вперёд, хлопок, назад, хлопок,

Повернулись вправо, влево, вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Выполняют движения за учителем

Ф

6.Закрепление пройденного

Обеспечение усвоения новых  знаний и способов действий на уровне  применения в изменой ситуации.

Словесный метод: объяснение выполнения заданий

Практический метод: выполнение упражнений по теме урока.

-Посмотрите на доску. Прочитайте словосочетания и объясните пропущенные орфограммы.

Но выполнять задание вы будите по рядам:

1 ряд – выписывает словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в ж.р.

2 ряд – в м.р.

3 ряд – в ср.р.

-Теперь следующее упражнение.  Вам нужно дополнить текст, списав его.

*На доске появляется текст*

-Следующее задание.  Прочитайте, выделяя каждое предложение.

*На доске  появляется текст*

-Объясните, сколько здесь предложений, какие это предложения по составу.

-Распространите эти предложения,  используя прилагательные ЗВОНКАЯ, ЛАСКОВОЕ, ТЁПЛЫЙ.

-Запишите распространённые предложения.

-Укажите род и число каждого прилагательного.

Выполняют задание

Выполняют задание

Выполняют задание

Ф

И

Презентация (слайд 5, 6, 7)

Контроль

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание.

 

Познавательные: анализ объектов.

Регулятивные: самооценка.

7.Итог

Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся

Словесный метод: беседа

-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы:

-Понравился вам урок?

-Научились ли вы чему-то новому?

-Почему прилагательные назвали именно так?

-Что нового вы узнали об имени прилагательном?

-Какие родовые окончания имеют имена прилагательные?

Отвечают на вопросы учителя

Прилагаются к существительному

Изменяются по родам

Ф

Контроль

Познавательные: анализ объектов.

Регулятивная: саморегуляция, самооценка, самоконтроль.

8.Рефлексия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

Наглядный метод: сигнальные карточки

Красный кружочек  - работал в полную силу.

Синий кружочек  - работал  хорошо.

Зелёный кружочек – мог работать лучше.

Оценивают друг друга

Ф

И

Кружочки  (красные, синие, зелёные)

Самооценка

Регулятивные: выделение и осознание учащимся усвоенного и осознание качества  уровня  усвоения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изменение имён прилагательных по родам

Слайд 2

Лес большая зимняя еловая Дорога большое зимнее снежное Озеро большой зимний еловый глубокий

Слайд 3

Лето, летний. Белая, белизна, белеет. Смех, смешное, рассмешил.

Слайд 4

План для вывода Как изменяются имена прилагательные? Как определяется род имени прилагательного? На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

Слайд 6

Б…рёзов… рощ…, летн … растение, в…сточный в…тер, в… сенн … п…года, ов … щной м… газин , ст… личн … м… тро , ф… вральск … праз …ни.

Слайд 7

Март. Небо и . Такое небо бывает только весной. с олнце светит и греет. Через стекло чувствуешь тепло. На стороне тает. На крыше висит сосулька. С её конца падают капельки. Слова для справок: яркий, чистый, весенний, солнечный, длинный, голубой .



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России" Урок русского языка."Склонение имён прилагательных женского рода

Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных женского рода" 4 класс с использованием регионального компонента...

конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе

Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том,...

конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе

Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том, что у них формируются познавательные навыки, навыки грамотной ре...

Методическая разработка к уроку русского языка "Изменение имён прилагательных по родам".

В методической разработке показана минутка чистописания, работа со словарными словами, рефлексия....

Технологическая карта урока русского языка «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  умений  склонять  имена  прилагательные  женского рода единственного числа, определять их падеж.Задачи...

Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи" 4 класс

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. Цели: развивать умение определять падеж имён прилагатель­ных женског...

Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи" 4 класс

Цель: развивать умения определять падеж имён прилагатель­ных, правильно писать падежные окончания имён прилагатель­ных женского рода....