Род имён существительных
план-конспект урока по русскому языку на тему

Конспет по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imen_sushchestvitelnyh.docx22.47 КБ
Файл rod_imen_sushchestvitelnyh1.pptx142.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Род имен существительных»

Цели: способствовать формированию грамматического понятия «род имен существительных», актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного; развивать орфографическую зоркость, речь, мышление; развивать умение работать в сотрудничестве; воспитывать интерес к предмету.

УУД:

Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;  оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Познавательные: работать с разными видами информации (предоставленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций); воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: использовать правила, таблицы для подтверждения своей позиции.

Средства обучения: Мультимедийная презентация, учебник, карточки.

Сценарий урока

I. Мобилизующий этап.

- С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок!

На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

II. Актуализация знаний.

1. Чистописание.

Зо оло от ой

Зол_то, з_л_титься, з_л_той

- Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в следующем порядке: глагол, имя прилагательное, имя существительное.

Под тяжестью зерен низко склонялись к з_мле з_л_тые к_л_ски.

- Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните имена существительные.

2. Словарная работа.

Ворона, капуста, лопата, мороз, петух, ребята, собака, тарелка, хорошо, язык.

3. Игра «Да – нет».

- А сейчас вспомним все что вы знаете об имени существительном.

  1. Имя существительное – часть речи. (+)
  2. Имя существительное отвечает на вопрос: какой? Какая? Какие? (-)
  3. Имя существительное обозначает предмет. (+)
  4. Имя существительное бывают одушевленное и неодушевленное. (+)
  5. Имя существительное отвечает на вопрос кто? Что? (+)
  6. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы. (-)
  7. Нарицательные имена существительные пишутся с большой буквы. (-)

- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте и оцените работу соседа.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Прочитайте имена существительные.

Дом, весна, окно, клей, пальто, каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе.

- Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.

- Сколько столбиков у вас получилось? (Три).

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1. Наблюдение языкового явления в целях выявления существенных признаков.

- Как определить род имен существительных? Ответить на этот вопрос нам предстоит сегодня. Я вам предлагаю провести исследование. Думаю, что умение работать в группе вам поможет.

- Прослушайте сказку:

«Как у слов-существительных род появился»

Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награждён».

А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали слова стул, и стол, и дом и много других.) Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие.) А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.)

Вот так роду существительных появился. Но королева знала секрет различия рода существительных, а вам сейчас предстоит его открыть.

2. Обобщение признаков, введение термина.

Работа в группах.

Род

Примеры

Окончания

Мужской род

Женский род

Средний род

 - Заполните таблицу, используя слова для справок. Выделите окончания. Сформулируйте вывод.

Слова для справок: мама, кошка, портфель, окно, зерно, автомобиль, заяц, одежда, зеркало.

- Какого рода бывают имена существительные? Какие слова помогают нам в определении рода существительных?

-Постоянный это признак имени существительного или непостоянный? Докажите.

3. Уточнение формулировки.

- А теперь откройте учебник и прочтите статью. Верный ли вывод был сформулирован?

Физкультминутка

- Я буду называть имена существительные разного рода. Если скажу имя существительное мужского рода, надо присесть. Если покажу имя существительное женского рода, надо встать. Если среднего рода – надо подпрыгнуть.

Слова: цветок, солнце, девочка, ведро, стол, яблоко, руль, книга, огурец, корзина, огонь.

V. Первичная проверка понимания.

- Запишите слова в три столбика, определяя род имен существительных: дом, машина, ученик, книга, учебник, пенал, мыло, лодка, зеркало, зебра, перо, карандаш.

VI. Первичное закрепление.

1. Работа в группах по карточкам.

Одинаковые карточки предлагаются группам, но задания к ним разные.

    1 группа: выбрать одушевлённые имена существительные мужского рода.

    2 группа: выбрать неодушевлённые имена существительные мужского рода.

    3 группа: выбрать неодушевлённые имена существительные женского рода.

1.Радость. 6.Журавль. 11. Рожь.

2.Костёр. 7.Успех. 12. Девочка.

3.Ветер. 8.Цыплёнок. 13. Товарищ.

4.Пение. 9.Букет. 14. Вещь.

5.Торт. 10.Дирижёр. 15. Город

Проверка. От каждой группы ученик представляет результаты работы.

- Поставьте устно слова на карточках в единственное число и определите род имён существительных.

Закладки, подушки , ботинки, очки, окна, корабли, ножницы, стёкла.

После выполнения работы дети делают вывод, что у существительных, которые употребляются только во множественном числе, род определить нельзя.

2. Самостоятельная работа.

- Первый ряд выписывает слова женского рода, выделяя окончание, второй – мужского рода, выделяя окончания, третий - среднего рода, выделяя окончание. (фронтальная проверка)

Слова: ласточка, зима, огонь, метро, фонарь, март, морковь, жаворонок, метель, песок, море, океан, трамвай, ружье.

3. Работа с одаренными детьми.

Карточки с разноуровневыми заданиями.

1 уровень. Определи род имён существительных (подпиши сверху).

Медведь, медведица, небо, солнце, лошадь, конь.

2 уровень. Допиши подходящие по смыслу имена существительные, укажи у них род.

В нашем доме живёт добрая _________.

Мы подошли к высокому____________.

В глубоком ______ водится много рыбы.

3 уровень. Придумай и запиши 5 названий предметов одежды, укажи сверху род.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Работа с деформированным текстом.

Задание: составить текст, разделить его на части, вставить подходящие по смыслу существительные, определить род им. существительных, подобрать заголовок.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Подведем итог нашего урока.

-Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли?

-Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?

- Какой способ вам понравился больше?

-Научились мы определять род имен существительных?

- Оцените свою работу на уроке по 10-балльной системе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

Раздаточный материал

Род

Примеры

Окончания

Мужской род

Женский род

Средний род

Слова для справок: мама, кошка, портфель, окно, зерно, автомобиль, заяц, одежда, зеркало.

1 группа: выбрать одушевлённые имена существительные мужского рода.

1.Радость. 6.Журавль. 11. Рожь.

2.Костёр. 7.Успех. 12. Девочка.

3.Ветер. 8.Цыплёнок. 13. Товарищ.

4.Пение. 9.Букет. 14. Вещь.

5.Торт. 10.Дирижёр. 15. Город

2 группа: выбрать неодушевлённые имена существительные мужского рода.

1.Радость. 6.Журавль. 11. Рожь.

2.Костёр. 7.Успех. 12. Девочка.

3.Ветер. 8.Цыплёнок. 13. Товарищ.

4.Пение. 9.Букет. 14. Вещь.

5.Торт. 10.Дирижёр. 15. Город

   

3 группа: выбрать неодушевлённые имена существительные женского рода.

1.Радость. 6.Журавль. 11. Рожь.

2.Костёр. 7.Успех. 12. Девочка.

3.Ветер. 8.Цыплёнок. 13. Товарищ.

4.Пение. 9.Букет. 14. Вещь.

5.Торт. 10.Дирижёр. 15. Город

Поставьте устно слова в единственное число и определите род имён существительных.

Закладки, подушки , ботинки, очки, окна, корабли, ножницы, стёкла.

Карточки с разноуровневыми заданиями.

1 уровень. Определи род имён существительных (подпиши сверху).

Медведь, медведица, небо, солнце, лошадь, конь.

2 уровень. Допиши подходящие по смыслу имена существительные, укажи у них род.

В нашем доме живёт добрая _________.

Мы подошли к высокому____________.

В глубоком ______ водится много рыбы.

3 уровень. Придумай и запиши 5 названий предметов одежды, укажи сверху род.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 2

Чистописание

Слайд 3

Игра «Да-нет» 1. Имя существительное – часть речи. 2. Имя существительное отвечает на вопрос: какой? Какая? Какие? 3 . Имя существительное обозначает предмет. 4 . Имя существительное бывают одушевленное и неодушевленное. 5 . Имя существительное отвечает на вопрос кто? Что? 6 . Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы. 7 . Нарицательные имена существительные пишутся с большой буквы.

Слайд 4

Дом, весна, окно, клей, пальто, каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе.

Слайд 5

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...