Собственные и нарицательные имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шнайдер Каролина Николаевна

Данный урок разработан по программе "Перспектива", но использовать его можно по любому УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx109.19 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka.pptx173.9 КБ

Предварительный просмотр:

Шнайдер К.Н.,

учитель начальных классов

МАОУ гимназия № 40 им. Ю.А.Гагарина,

г. Калининград

Урок русского языка в 3-м классе по теме

"Собственные и нарицательные имена существительные"

Цели урока:

  • Формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.
  • Воспроизведение в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании собственных имён существительных.
  • Развитие умений узнавать и писать собственные имена существительные;
  • мыслить, отстаивать свою точку зрения.
  • Воспитание культуры общения на уроке, воспитание любви к родине.

Оборудование:

  • Учебник «Русский язык, 3 класс» и «Рабочая тетрадь»
  • Диагностика (раздаточный материал).
  • Компьютер, мультимедийный проектор.

Формирование УУД:

  • Личностные действия: (осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; осознавать успешность при изучении темы).
  • Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
  • Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)
  • Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Ход урока

  1. Организационное начало урока. 

Прозвенел уже звонок                                              –  
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

             Главное – не отвлекаться!

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

Эпиграф урока: Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает (на доске).

Мы живем в стране российской, 
Признаем язык английский,
Итальянский, датский, шведский,
И японский признаем,
И китайский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
(По С. Михалкову)

-На уроке мы будем писать, думать на нашем родном языке.

II. Совершенствование навыка каллиграфии. 

  1. Угадай слово

-Зимой на окнах можно увидеть разные замысловатые узоры. А какое слово вы увидели на картинке? Что скажете о слове курица?  Назовите букву, которая обозначает мягкий согласный звук. (р)   Какой звук ещё она обозначает?

  1. Рр Ро Ру Ря Ре 

- Сегодня на уроке пишем буквы «Эр» заглавную и строчную.

Словарно-орфографическая работа.

  1. Словарный диктант.

 (Каждый ученик записывает слова в своей тетради, 1 ученик  пишет на доске)
Записать одним словом:

  • Синоним слова «дело»;
  • Множественное слово от слова «ребёнок»;
  • страна, расположенная в Европе и Азии (Россия);
  • столица нашей страны (Москва);
  • маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей);
  • сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь);
  • родная сторона (родина).

Проверка.  (работа, ребята, Россия, Москва, воробей, тетрадь, родина) 
-Какие задания можно выполнить с этими словами?
Определить части речи;

  • Разделить на группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
  • Разделить на группы: двухсложные и трёхсложные слова;
  • Разделить на группы: с безударной буквой о, а и с безударной е;
  • Разделить на группы: с заглавной и строчной буковой.

III. Определение темы урока.

-А теперь я прочитаю вам стихотворение В.Лифшица «Труд», а вы найдите в нем имена существительные и запишите в тетрадь. 1 ученик работает у доски. Проверка.

  1.    Стол, за которым ты сидишь,

         Кровать, в которой ты уснешь,

         Тетрадь, ботинки, пара лыж,

         Тарелка, вилка, ложка, нож,

         И каждый гвоздь, и каждый дом,

         И караваи хлеба - все это сделано трудом,

         А не свалилось с неба!

2.Разбор предложения.

У моей родины богатая многовековая история.

- Вы записали слово «родина» со строчной буквы, а на доске слово «Родина» написано с заглавной буквы. Как будем писать: родина или Родина
Определение слова из «Толкового словаря» Ожегова:
РОДИНА

. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

2. Место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь, возникновения чего-нибудь: Москва - его р. Индия - р. шахмат. * Вторая родина - место, давшее кому-н. приют, ставшее родным.

-Что значит родина для вас?  

Страна Россия, город Калининград.

- Запишите словосочетания.

-Что общего заметили у первых слов в словосочетании? (пишутся со строчной буквы). А у вторых? (пишутся с заглавной буквы)

-Будем учиться писать такие существительные. Кто знает, как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы? (собственные)

-А как называются слова, которые дают обобщённое название однородных предметов и явлений? (нарицательные).


-Сегодня перед нами  стоит задача, узнать, как они называются? Это тема  нашего  урока. «Собственные и нарицательные имена существительные».

IV. Работа над новым материалом.

Упражнение в распознавании и правописании имён существительных собственных и нарицательных.

Учебник, с.137 упр. 235 –самостоятельная работа

-Как же  определить среди данных слов имена существительные собственные и нарицательные? Почему имена существительные получили название собственные? 
(Имена собственные – это индивидуальное, неповторимое название предметов.)

- Какие слова написаны с заглавной  буквы? Спишите. Подчеркните в ловах изученные орфограммы. Объясните написание выделенных  слов.

V. Физкультминутка для глаз «Лыжи»

Мы с товарищем вдвоем шли на лыжах на подъём,

А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались,

Объёзжали все пеньки, доезжали до реки,

Снова лезли на подъём, чтобы съехать вниз потом.

 Учебник, с.137 упр.236 (самостоятельная работа) У каждого ребенка на парте карта России.

- Какие слова, вы записали с заглавной буквы? ( Имена собственные, обозначающие географические названия).

VI. Работа с определением и правилом.

  1. Обобщение.
    -Что знаете о написании собственных имён существительных. Какие существительные относятся к собственным именам существительным?
  2. Чтение правила  на карточках.

-Какие группы собственных имён существительных запомнили? Что надо знать о написании собственных имён существительных?

  1. Чтение стихотворения Е. Измайлова.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо.

VII. Резерв.

Рабочая тетрадь, с. 12 упр. 13.

VIII. Диагностика. 

-Ребята! Давайте теперь проверим, как вы поняли новый материал. Возьмите листочки и выполните те задания, которые вам интересны. Первое задание – самое лёгкое, второе – сложное, третье – творческое.

IX. Итог урока. Рефлексия.

- Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных? Что нового для себя узнали?

-Оцените свою работу на уроке. Покажите солнышко, тучку   или облачко.
Солнышко - легко, интересно;
Облако с солнышком -  немного трудно, но интересно;
Тучку  - трудно и непонятно.

X. Домашнее задание. 

 Учебник, правило с. 137, упр. 237         

Карточки:

Упражнение № 1. Выпишите имена собственные.

Если бы не было перевода, не было бы у нас ни сказки про Золушку, ни трагедий Шекспира, ни приключений Тома Сойера. В Киевской Руси переводили с греческого, латинского. Самые великие русские поэты отдавали переводу время и силы: Пушкин, Лермонтов, Блок, Пастернак, Маршак, Ахматова.

Упражнение № 2.

Найдите и выпишите сначала собственные имена существительные, а затем нарицательные

Если бы в свое время Петр Ильич Чайковский не поторопился, автором балета «Щелкунчик» непременно стал бы Сережка.

Упражнение № 3.

Укажите номер строчки, в которой все прописные буквы употреблены верно:

  1. Черное Море, город Челябинск, Котёнок мурзик.
  2. Чёрное море, город Челябинск, котёнок Мурзик.
  3. Чёрное море,  город челябинск, котёнок Мурзик.

        Ответ:____________________________________________ Придумай свои примеры и запиши.

_1._________________________________________________________________________

_2._________________________________________________________________________

_3._________________________________________________________________________

C:\Users\Каролина\Desktop\goroda-rossii.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 классе. Тема: « Собственные и нарицательные имена существительные» Подготовила Шнайдер К.Н. у читель начальных классов, МАОУ гимназия №40

Слайд 2

« Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает» * * * Мы живём в стране российской, Признаём язык английский, Итальянский, датский, шведский, И японский признаём, И китайский, и французский, Но в родном краю по- русски Пишем, думаем, поём. (С. Михалков)

Слайд 3

Минутка чистописания. Рр Ро Ру Ря Ре _______________________

Слайд 4

Работа, ребята, Россия, Москва, воробей, тетрадь, родина . * * * Стол за которым ты сидишь, Кровать в которой ты уснешь, Тетрадь, ботинки , пара лыж, Тарелка, вилка, ложка, нож , И каждый гвоздь , и каждый дом, И караваи хлеба – все это сделано трудом, А не свалилось с неба! Словарный диктант:

Слайд 5

У моей родины богатая многовековая история. Родина – 1.Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь, возникновение чего-нибудь: Москва – его родина. Индия- родина шахмат. Родина ? родина

Слайд 6

Упр.235 стр.137 самостоятельная работа. Физкультминутка «Лыжи» Упр. 236 стр. 137 работа по карте.

Слайд 7

-Какие группы имен существи-тельных вы запомнили? -Какие существительные относят-ся к собственным именам суще-ствительным ? Доп.задание: стр.12 упр.13

Слайд 8

Спасибо за урок! Домашнее задание: стр.137 упр.237


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных....

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...