Собственные и нарицательные имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный урок разработан по программе "Перспектива", но использовать его можно по любому УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku.docx | 109.19 КБ |
urok_russkogo_yazyka.pptx | 173.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Шнайдер К.Н.,
учитель начальных классов
МАОУ гимназия № 40 им. Ю.А.Гагарина,
г. Калининград
Урок русского языка в 3-м классе по теме
"Собственные и нарицательные имена существительные"
Цели урока:
- Формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.
- Воспроизведение в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании собственных имён существительных.
- Развитие умений узнавать и писать собственные имена существительные;
- мыслить, отстаивать свою точку зрения.
- Воспитание культуры общения на уроке, воспитание любви к родине.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык, 3 класс» и «Рабочая тетрадь»
- Диагностика (раздаточный материал).
- Компьютер, мультимедийный проектор.
Формирование УУД:
- Личностные действия: (осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; осознавать успешность при изучении темы).
- Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
- Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)
- Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Ход урока
- Организационное начало урока.
Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.
Открываем все тетрадки,
В книжках нужные закладки.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!
-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
Эпиграф урока: Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает (на доске).
Мы живем в стране российской,
Признаем язык английский,
Итальянский, датский, шведский,
И японский признаем,
И китайский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
(По С. Михалкову)
-На уроке мы будем писать, думать на нашем родном языке.
II. Совершенствование навыка каллиграфии.
- Угадай слово
-Зимой на окнах можно увидеть разные замысловатые узоры. А какое слово вы увидели на картинке? Что скажете о слове курица? Назовите букву, которая обозначает мягкий согласный звук. (р) Какой звук ещё она обозначает?
- Рр Ро Ру Ря Ре
- Сегодня на уроке пишем буквы «Эр» заглавную и строчную.
Словарно-орфографическая работа.
- Словарный диктант.
(Каждый ученик записывает слова в своей тетради, 1 ученик пишет на доске)
Записать одним словом:
- Синоним слова «дело»;
- Множественное слово от слова «ребёнок»;
- страна, расположенная в Европе и Азии (Россия);
- столица нашей страны (Москва);
- маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей);
- сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь);
- родная сторона (родина).
Проверка. (работа, ребята, Россия, Москва, воробей, тетрадь, родина)
-Какие задания можно выполнить с этими словами?
Определить части речи;
- Разделить на группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- Разделить на группы: двухсложные и трёхсложные слова;
- Разделить на группы: с безударной буквой о, а и с безударной е;
- Разделить на группы: с заглавной и строчной буковой.
III. Определение темы урока.
-А теперь я прочитаю вам стихотворение В.Лифшица «Труд», а вы найдите в нем имена существительные и запишите в тетрадь. 1 ученик работает у доски. Проверка.
- Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И караваи хлеба - все это сделано трудом,
А не свалилось с неба!
2.Разбор предложения.
У моей родины богатая многовековая история.
- Вы записали слово «родина» со строчной буквы, а на доске слово «Родина» написано с заглавной буквы. Как будем писать: родина или Родина?
Определение слова из «Толкового словаря» Ожегова:
РОДИНА
. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.
2. Место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь, возникновения чего-нибудь: Москва - его р. Индия - р. шахмат. * Вторая родина - место, давшее кому-н. приют, ставшее родным.
-Что значит родина для вас?
Страна Россия, город Калининград.
- Запишите словосочетания.
-Что общего заметили у первых слов в словосочетании? (пишутся со строчной буквы). А у вторых? (пишутся с заглавной буквы)
-Будем учиться писать такие существительные. Кто знает, как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы? (собственные)
-А как называются слова, которые дают обобщённое название однородных предметов и явлений? (нарицательные).
-Сегодня перед нами стоит задача, узнать, как они называются? Это тема нашего урока. «Собственные и нарицательные имена существительные».
IV. Работа над новым материалом.
Упражнение в распознавании и правописании имён существительных собственных и нарицательных.
Учебник, с.137 упр. 235 –самостоятельная работа
-Как же определить среди данных слов имена существительные собственные и нарицательные? Почему имена существительные получили название собственные?
(Имена собственные – это индивидуальное, неповторимое название предметов.)
- Какие слова написаны с заглавной буквы? Спишите. Подчеркните в ловах изученные орфограммы. Объясните написание выделенных слов.
V. Физкультминутка для глаз «Лыжи»
Мы с товарищем вдвоем шли на лыжах на подъём,
А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались,
Объёзжали все пеньки, доезжали до реки,
Снова лезли на подъём, чтобы съехать вниз потом.
Учебник, с.137 упр.236 (самостоятельная работа) У каждого ребенка на парте карта России.
- Какие слова, вы записали с заглавной буквы? ( Имена собственные, обозначающие географические названия).
VI. Работа с определением и правилом.
- Обобщение.
-Что знаете о написании собственных имён существительных. Какие существительные относятся к собственным именам существительным? - Чтение правила на карточках.
-Какие группы собственных имён существительных запомнили? Что надо знать о написании собственных имён существительных?
- Чтение стихотворения Е. Измайлова.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо.
VII. Резерв.
Рабочая тетрадь, с. 12 упр. 13.
VIII. Диагностика.
-Ребята! Давайте теперь проверим, как вы поняли новый материал. Возьмите листочки и выполните те задания, которые вам интересны. Первое задание – самое лёгкое, второе – сложное, третье – творческое.
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных? Что нового для себя узнали?
-Оцените свою работу на уроке. Покажите солнышко, тучку или облачко.
Солнышко - легко, интересно;
Облако с солнышком - немного трудно, но интересно;
Тучку - трудно и непонятно.
X. Домашнее задание.
Учебник, правило с. 137, упр. 237
Карточки:
Упражнение № 1. Выпишите имена собственные.
Если бы не было перевода, не было бы у нас ни сказки про Золушку, ни трагедий Шекспира, ни приключений Тома Сойера. В Киевской Руси переводили с греческого, латинского. Самые великие русские поэты отдавали переводу время и силы: Пушкин, Лермонтов, Блок, Пастернак, Маршак, Ахматова.
Упражнение № 2.
Найдите и выпишите сначала собственные имена существительные, а затем нарицательные
Если бы в свое время Петр Ильич Чайковский не поторопился, автором балета «Щелкунчик» непременно стал бы Сережка.
Упражнение № 3.
Укажите номер строчки, в которой все прописные буквы употреблены верно:
- Черное Море, город Челябинск, Котёнок мурзик.
- Чёрное море, город Челябинск, котёнок Мурзик.
- Чёрное море, город челябинск, котёнок Мурзик.
Ответ:____________________________________________ Придумай свои примеры и запиши.
_1._________________________________________________________________________
_2._________________________________________________________________________
_3._________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает» * * * Мы живём в стране российской, Признаём язык английский, Итальянский, датский, шведский, И японский признаём, И китайский, и французский, Но в родном краю по- русски Пишем, думаем, поём. (С. Михалков)
Минутка чистописания. Рр Ро Ру Ря Ре _______________________
Работа, ребята, Россия, Москва, воробей, тетрадь, родина . * * * Стол за которым ты сидишь, Кровать в которой ты уснешь, Тетрадь, ботинки , пара лыж, Тарелка, вилка, ложка, нож , И каждый гвоздь , и каждый дом, И караваи хлеба – все это сделано трудом, А не свалилось с неба! Словарный диктант:
У моей родины богатая многовековая история. Родина – 1.Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь, возникновение чего-нибудь: Москва – его родина. Индия- родина шахмат. Родина ? родина
Упр.235 стр.137 самостоятельная работа. Физкультминутка «Лыжи» Упр. 236 стр. 137 работа по карте.
-Какие группы имен существи-тельных вы запомнили? -Какие существительные относят-ся к собственным именам суще-ствительным ? Доп.задание: стр.12 упр.13
Спасибо за урок! Домашнее задание: стр.137 упр.237
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"
Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...
УМК: Школа России "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных."
Урок русского языка скраеведческим материалом....
«Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.»
Открытый урок по русскому языку 2-й класс....
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных....
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:• Формировать умения отличать собственные и на...
Технологическая карта урока. Тема: "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных".
Урок для 2 класса УМК "Школа России"...