Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России " "Применение общего орфографического правила к разным частям слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Фанина Эльвина Равилевна

Цели деятельности учителя: формирование умения обозначать фонемы в слабой позиции; формирование навыка соблюдения последовательности действий по выполнению учебной задачи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klaass_russkiy_yazyk_pnsh.docx42.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Применение общего орфографического правила к разным частям слова»

Цели деятельности учителя: формирование умения обозначать фонемы в слабой позиции; формирование навыка соблюдения последовательности действий по выполнению учебной задачи

Планируемые результаты

Предметные: уметь применять общие орфографические правила к разным частям слова

Личностные: проявлять интерес к изучению темы; уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы; выполнять самопроверку и взаимопроверку.

Тип урока: общеметодологической направленности

Оборудование: УМК «Школа России»,  «Русский язык» 3 класс 1 часть, учебная презентация, раздаточный материал 

Челябинск, 2018

Этап урока. Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический

настрой:

Организация урока, рифмованное начало урока

2 мин.

Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте что-то хорошее на урок. Я желаю Вам, продуктивной работы на нашем уроке!

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо,

Все с улыбочкой вздохнём

И урок скорей начнём!

Откройте тетради, положите их правильно с наклоном, запишите число, сегодня у нас 18 сентября, и классная работа.

Приветствие учителя.

Настрой на урок.

Открывают тетради, записывают число

Р.- саморегуляция

К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивации

Практический:

Словарный диктант

Создание проблемной ситуации

Словесный:

Беседа

Практический:

Работа с упражнением

12 мин.

Проведение проверочного диктанта.

- Сейчас мы проведем небольшой диктант.

- Начинаем писать с красной строки:

1 - изредка

2 - просьба

3 - поездка

4 - сговор

5 - сбежать

6 - сжимать

7 - подбросить

8 - мороз

9- роспись

10- повязка

- Были ли незнакомые, сложные слова?

- Возникали ли у Вас трудности при написании данных слов?

- Сегодня нам предстоит узнать немного больше об этом.

Давайте вспомним несколько орфографических правил, которые помогут нам на этом уроке.

- Первая проблема, с которой вы могли столкнуться, это выбор согласной буквы при написании, в таких словах как: изредка, поездка, подбросить.

(слова на экране)

Один из учащихся выходит и разбирает слова по составу.

- Давайте разберем эти слова по составу. Мы видим, что в словах «изредка» и «поездка» буква Д в корне слова.

- А как мы можем проверить её?

- Подберите к этим словам проверочное слово

-Верно, то есть нам просто необходимо подобрать однокоренное проверочное слово. А что же со словом «подбросить»?

- Верно

-Как же называется эта орфограмма?

-Давайте разберем остальные слова: просьба, повязка, мороз

(Один из учащихся работает у доски)

- А как же нам здесь быть? Как нам проверить эти слова?

- Верно, необходимо подобрать слова, в которых безударная гласная, перед которой согласный звук, будет ударной.

- Давайте разберем оставшиеся слова: сбежать, сжимать, сговор.

- Что вы заметили? Верно, ребята, а есть ли у нас приставка «з»?

-Верно, нет. Запомните, что приставки З нет, и все слова пишем только с буквой С, хоть и слышим другой звук.    

Все приставки необходимо запоминать!

Слушают учителя.

Пишут слова под диктовку.

Дети отвечают.

- Подобрать проверочное слово

- Редеть, ездок

- Приставка «под», так как приставки «пот» не существует.

- Парные согласные в корне слова

- Так же подобрать проверочное слово.

- Просить, повязать, морозильник.

- Буква С является приставкой.

П.- осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.- структурирование знаний

Р.- контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

П.- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

III. Постановка учебной задачи

Частично-поисковый

3 мин.

- Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока?

- Тема нашего урока: Применение общего орфографического правила на разных частях слова

- Сформулируйте цели нашего урока

- И целью сегодняшнего урока является: Уметь применять общие орфографические правила на разных частях слова.

- Части слова, парные согласные

- Повторить основные орфографические правила, уметь применять их в разных частях слова

Р.- целеполагание

П.- планирование своих действий в соответствии с поставленными задачами

Р.- принятие и сохранение учебной задачи

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

Работа с учебником

Словесный:

Беседа

Динамическая пауза

Метод аналогии

5-7 мин.

1 мин

-Откройте учебники на странице 44, прочитайте задание под номером 29.

Учитель просит прочитать задание вслух еще раз одного ученика.

- Хорошо, что необходимо выполнить в данном упражнении?

- Отлично, прочитайте слова под цифрой 1, какие орфограммы вы здесь видите?

- Найдите из этих слов (на доске карточки со словами) то, которое подошло бы к этому пункту.

-Замечательно, сначала запишите проверочное слово, зачем запишите слова себе в тетрадь. Подчеркните орфограмму в каждом слове, и выделите ту часть слова, в котором находится эта орфограмма.

- Прочитайте слова под цифрой 2, какие орфограммы здесь?

- Найдите одно проверочное слово, которое представлено на доске, какое это слово? Верно

- Запишите это слово, а зачем все слова под цифрой 2. Подчеркните орфограмму в каждом слове, и выделите ту часть слова, в котором находится эта орфограмма.

-Разбираем пункт под цифрой 4, какая здесь орфограмма. И какое же слово подойдет сюда?

-Верно, выполняем так же, как и 1,2 пункты.

-Давайте же проверим, что же у вас получилось.

- Обменяйтесь тетрадками с соседом по парте, возьмите зеленый карандаш, за каждое правильное слово ставим + над словом.

(На экране изображены все слова с орфограммами и выделены части слов)

- Что же у вас получилось? Поставьте оценку своему соседу.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

- Парные согласные в корне слова, безударные гласные в корне слова

- Парные согласные в корне слова и на конце слова, безударные гласные в корне слова

- Косит

- Приставка «С»

- Сумел

П.-осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

К.- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Р.- рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Р.- волевая саморегуляция

V. Включение в систему знаний

Практический:

Работа с упражнением

Практический:

Работа с упражнением

10 мин.

- Прочитайте упражнение на странице 45, кто сможет прочитать нам его?

Один учащийся читает вслух упражнение.

-Молодец, что же необходимо выполнить в этом задании?

-Хорошо, прочитаем текст по цепочке.

-Замечательно, запишите текст, вставляя пропущенные буквы, выделяя орфограммы и ту часть основы, в которой присутствует орфограмма.

- Какие буквы в вы поставили вместо пропусков?

- Объясните орфограмму, и почему именно эти буквы вы поставили в словах.

- Давайте выпишем эти слова отдельно, после текста. Выделим орфограмму, поставим ударение, и запишем проверочное слово, если оно есть.

Два ученика работают у доски.

- Замечательно, а теперь давайте проверим, правильно вы выполнили это задание.

- Выделите главные члены предложения во всём тексте.

- Назовите их.

Называют по очереди.

Дополнительное задание:

Прочитайте пословицы, спишите:

  1. Встречай людей не лестью, а честью.
  2. Кто ленив, тот и сонлив.
  3. Легко сказать, да тяжело сделать.
  4. Без столбов и забор не стоит.
  5. Был бы пирог, найдётся и едок.

- В каких  частях слова выделены буквы? Выделите эти части слова.

- Произнесите звук, который обозначает выделенная буква. Почему написание этих букв надо проверять?

-Вы большие молодцы!

-Открываем дневники и записываем домашнее задание : учебник стр. 44, упражнение 29 (под номером: 3,5,6,7)

- Сад- а, щебетание –е, серебряная –я, подслушал- д, запомнил- а, колеса- е, вплёл- в.  

Читают пословицы, записывают.

Записывают домашнее задание.

П.- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

К.- умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации

П.-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

VI. Рефлексия деятельности

Словесный:

Беседа

2 мин.

-Ребята, скажите, какие цели мы ставили на этот урок?

- Смогли ли мы их достичь?

- Что нового вы узнали?

- У вас на партах лежат смайлики, поднимите голубой смайлик – если вам всё удалось, всё было понятно, зеленый- если у вас есть еще вопросы, но вы справились , желтый- если вам ничего не понятно, и вы не достигли своих целей.

 

Дети высказывают свои мнения, поднимая смайлики.

П.- контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Конспект урока по русскому языку 2 кл УМК "Школа России" "Безударная гласная в корне слова. Обобщение"

урок -обобщение по теме. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок разработан с применением здоровьесберегающей технологии....

Конспект урока по русскому языку "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы."

Урок направлен на расширение представлений учащися 4 класса о значении слова, формирование навыков работы  со словарной статьей, развитие умения использовать в своей речи синонимы, антонимы, мног...

конспект урока по русскому языку по программе ПНШ по теме "Характеристика предложения и разбор слов , как части речи."

На уроке используются групповые методы работы,взаимопроверка, фронтальный опрос. Используется дополнительный материал помимо материала учебника....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание гласных и согласных в значимых частях слова"

Урок ориентирован на учеников 4 класса. Материал направлен на закрепление основных правил приставки, корня, суффикса и окончания.Все задания проводятся в игровой форме, в результате работы учащиеся см...

План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных согласных букв в середине и в конце слова",3 класс

Формировать умения сравнивать согласную букву проверочного слова и проверяемого. Развивать умение находить в тексте слова с парными звонкими и глухими согласными, подбирать проверочные слова, обосновы...