Технологическая карта урока "Род имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Виговская  Галина Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Кошурниковская  СОШ № 8»

Конспект урока русского языка на тему:

« Род  имён  существительных»

 во 2  классе

УМК « Начальная инновационная школа»

                     Автор:

                                                                                                    Виговская  Галина  Николаевна

Место работы:

                                                                                 МБОУ  КСОШ №  8

Должность:

                                                                                             учитель начальных классов

Предмет: Русский  язык

Класс: 2 класс

Тип урока: урок  открытия  нового  знания.

Форма урока: комбинированный урок  с элементами медиатехнологии,  технологии проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности: коллективная деятельность по решению проблемы, индивидуальные задания. Работа в малых группах и парах.

Цель урока: создать условия  для знакомства  учащимися   с понятием- род имёни  существительного.

Задачи :

Образовательные: познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся. 

Развивающие: развивать познавательные и творческие способности учащихся, их способности к самообучению.

Воспитательные: Воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно.

Методы:  эвристический ( словесный) наглядный, практический,  проблемный.

Ресурсы ( основные):  - учебник « Русский  язык. 2 класс». Авт Л.В.Кибирева, О.А.Клейнфельд, Г.И.Мелихова

                                               - компьютер

                                              -  проектор

                                             -  экран

                                            - презентация  к этапам  урока «Род  имён  существительных»

Межпредметные  связи: русский  язык  + окружающий  мир + технология

Формировать УУД:

- Личностные: 

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Развивать  доброжелательность, эмоционально-нравственную  отзывчивость.

Регулятивные:

  • Развивать умение определять и формулировать  тему и цель на уроке с помощью учителя.
  • Учиться  высказывать своё предположение ( версию) на основе работы с материалом учебника и дидактическим материалом.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сопоставлять , обобщать контролировать.
  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

          Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Планируемый  результат.

Предметные : умеет  правильно  ставить слова – помощники; умеет по словам – помощникам  определять род  имён  существительных.

Личностные: проводит  самооценку  своей  учебной  деятельности.

Метапредметные:

-определяет и формулирует  тему и цель на уроке с помощью учителя;  оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;   высказывает своё предположение  (Регулятивные УУД).

-умеет  оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

-ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Технологическая   карта  урока

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

УУД

Предмет-ные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

Цели: 

- создать  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; положительный эмоциональный настрой.

Настраивают  себя  на успешную  работу.

 

- Урок  русского  языка.          Слайд № 1

Отгадайте  мою  загадку:        

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла .. (весна).

- Какая  первая  примета  весны? (яркое солнышко)

- Сегодня к нам на урок заглянуло Солнышко  чтобы подарить вам свою улыбку и хорошее настроение.

-Дотроньтесь   своей ладошкой до него  и хорошее настроение перейдёт к вам. Постарайтесь сохранить его до конца урока.

-  Как вы думаете, что ещё  нужно  для успешной  работы на уроке? (старание, трудолюбие, внимание...)

- Ребята, а какой праздник  приближается? (праздник мам – 8 Марта)

-А чем вы можете порадовать своих  мам ?( хорошими отметками..)

- А я а предлагаю вам сделать для мам необычный подарок... давайте подарим мамам «корзину успеха».

- Откройте конверт и найдите то, о чём я говорила( корзинка, цветы, ...)

У каждого из вас корзинка для цветов, но она не заполнена. Вам  надо превратить её в  «корзинку успеха».

- В течение урока вы  будете приклеивать цветок за каждое  выполненное задание.

Учтите, что каждый  цветок  имеет своё значение

Красный цветок- я справился с заданием 

Голубой цветок- испытываю затруднения

Жёлтый цветок- Было трудно. Мне нужна помощь.

Постарайтесь,  чтоб у вас к концу урока получился красивый букет для мамы.

Оформляет свои мысли в устной форме, участвует в обсуждении.

(Коммуникативные УУД).

Слушает и понимает речь других (Личностные УУД).

II.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения

( 6 минут)

Цель: способствовать выработке  каллиграфического навыка: формированию орфографического навыка; пониманию того, что успешной  работе мешает отсутствие каких-то знаний и умений.

.

Пишут в тетради по образцу.

Подбирают однокоренные слова.

Составляют пословицу, объясняют её смысл.

Приступаем к работе.

- Я тетрадь свою открою, уголочком положу....

Запишите число, классная  работа.

Проведём минутку чистописания. Выполните работу по образцам.

м                    Мм

ми              мя                        ма

-Кто вас детки крепко любит? Кто вас нежно так голубит? ( мама)

мама    мамочка      мамулечка        матушка

Подберите к нему однокоренные слова ( пишут с комментированием).

-Достаньте из конверта карточки  розового   цвета.

- Составьте  из  слов  пословицу, обсудите в группе.  

- Как вы её поняли? Запишите красиво в тетрадь.

солнышке   тепло,  При   добро   а  матери  при

При солнышке  тепло, а при матери добро.

 - Зачем  выполняли  это  задание? (учились  красиво и безошибочно писать, составлять предложения).

Проведите самооценку и приклейте соответствующий цветок .

  – А сейчас у нас орфографическая зарядка. ( работа в группе).

Достаньте из  конверта  карточку  белого цвета. Выполните  задание.

                           Карточка № 1.

1.Вставь  в слова  пропущенные  буквы. Занеси их в  таблицу.

з....ма    сум....а    п...тно

ки...ка     ч....деса    тре...ат          ст...кло     коля...ка  грус...ный  чу...ство   ж...вут   ус...ный   с...стра  ал...ея    мал...чик   Ин....а  дожди   цв...ток

и

м

я

с

у

щ

е

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

о

е

Проверка. – Какие  слова  получились? (имя существительное).  

-  С какой  целью   выполняли это  задание? (учились писать слова с разными орфограммами).

-Обсудите работу каждого  в группе, дайте оценку его работе с помощью цветка. Приклейте цветок.

 Критерии оценивания:

Красный –  работал без ошибок

Голубой –  допустил 1 ошибку 

Жёлтый ошибался – повтори правила. 

Сегодня  на уроке продолжим работу над именем существительным.    Слайд № 2

-Достаньте  из конверта  карточку жёлтого цвета. (работа в паре)

Карточка № 2.

Ответь в паре на вопросы.

1. Что  такое   имя существительное?

2. Что  обозначает имя существительное? На какие  вопросы отвечает?

3. Назови одушевлённое существительное и неодушевлённое вместе с вопросом.

4. Назови имена собственные и нарицательные и скажи,  как их писать.

Оцени  свою  работу. Приклей цветок.

Красный –  справился

Голубой – сомневался

Жёлтый – не справился

Правильное  написание и соединение букв в словах.

Подбор однокорен-ных слов .

Написание  слов с изученными орфограммами, умение правильно подбирать проверочное слово с изученной орфограм-мой.

Преобразовывает информацию из одной формы в другую:  (Познавательные УУД).

Оформляет свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Ориентируется в своей системе знаний. (Познавательные УУД).

Формирует  самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

Осознаёт  себя  как  ученик

(Регулятивные  УУД)

III. Целеполагание

Цель: создать   условия для осознания цели и темы учебной  деятельности, развития навыка исследования.

Участвуют  в диалоге.

Обсуждают проблему в группе, высказывают своё мнение.

Всё ли мы знаем об имени  существительном? ( нет, да)

- Конечно же, нет. А хотите узнать?

Подхожу  к ученику и спрашиваю

-Это  чья  тетрадь? ( это моя тетрадь)

- Верно.      она  моя  тетрадь ( пишу на доске)

- Это  чей  пенал? ( это мой  пенал)

-. Верно.    он  мой  пенал  ( пишу  на доске)

-Это чьё солнышко? (это  моё  солнышко)

- Верно. оно  моё солнышко  ( пишу на доске)

- Посмотрите. У меня написаны имена сущ-е, а слова- помощники у них разные. Почему? Обсудите в группе.

- Где  можно  получить верную информацию? ( в уч-ке, у взрослых, в Интернете).

-Правильно. Откройте  учебник на стр. 47, прочитайте только 1 абзац  правила.

- Какое слово появилось рядом со словом имя существительное? (род)

- Объясните значение слова «род»

- В толковом словаре  род - ............., а в нашем  случае разновидность существительных, где слова он мой она моя оно моё являются свойством этого сущ-го.

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (род имён сущ-х).

- Чему мы сегодня будем  учиться?  (определять род имён  сущ-х).   Слайд № 3

Проговаривает последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД).

Оформляет свои мысли в устной форме; слушает и понимает речь других (Коммуникативные УУД).

Определяет и формулирует  цель и тему  на уроке с помощью учителя

 (Регулятивные УУД).

Проявляет познавательную инициативу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

Сравнивает, анализирует, высказывает свои  предположения.

IV.Открытие нового знания( выход из затруднения)

Цель: создать условия для включения уч-ся в деятельность по исследованию и усвоению новых знаний.

.

Работают с правилом в учебнике.

Извлекают информацию и з учебника.

Делают выводы на  основе полученной информации.

Используют информацию для решения учебной  задачи.

Вернёмся к правилу на стр 47. Прочитайте 2 абзац (вполголоса, вслух 1 ученик).   Слайд № 4

- Назовите сущ-е м. рода? ( пенал). Почему? ( можно поставить слова- помощники (он, мой)

- Прочитайте 3 абзац. Назовите сущ-е ж.р? Почему?

- Прочитайте 4 абзац. Назовите сущ-е ср.рода? Почему?

-Так  почему у этих сущ-х разные слова-помощники? ( сущ-е разного рода)

-  Какого рода бывают имена сущ-е? ( ж.р, м.р , ср.р).

   Как определить их род? ( поставить к ним  слова- помощники)      Слайд № 5

 Добывает новые знания: находят ответы на вопросы, используя  информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Оформляет свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других (Коммуникативные УУД).

Использует  знаково-символичные средства. (Познавательные УУД).

Формирует самооценку  на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

V.  Физминутка

Цель: способствовать укреплению здоровья учащихся.

Повторяют движения, сопровождая их словами стихотворения.

                       Вы, наверное, устали

                       Ну,   тогда  все  дружно  встали

                       Ножками  потопали, ручками похлопали

                       Покрутились, повертелись

                       И  за  парты  тихо  сели

                       Глазки  крепко  закрываем

                       Дружно  до  5 считаем

                       Открываем, поморгаем.

                       И  работать  продолжаем.

Формирует положительные  эмоции, двигательную активность.

VI.  Первичное  закрепление.

Цели: создать условия  и организовать  выполнение пробного учебного действия.

Определяют род слов – предметов в окружающей среде ( в классе).

-Давайте немножко   поиграем.

Определите род слов-предметов, которые вокруг вас ( на парте, в классе).

Проведите самооценку:

Красный – я справился с заданием

Голубой – испытываю затруднения

Жёлтый – Было трудно. Мне нужна помощь. 

Умеет  правильно ставит слова- помощники к существительным, определяет их род.

Формирует самооценку  на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Оформляет свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других (Коммуникативные УУД).

VII. Самостоятельная  работа с проверкой  по эталону.

Цель: создать  условия . чтобы каждый ученик смог сделать вывод о том, что он уже умеет.

  Работают  индивидуально, распределяет имена  существитель-ные по родам.

Сравнивают результат своей работы с эталоном.

Выполните  самостоятельную  работу.

Достаньте из конверта карточку с пирамидками. Ознакомьтесь с содержанием карточки.

( заполняют карточку) Слайд  № 6 –картинки: язык, груша, небо, платье, лев, яблоко, пальто, муравей.

Проверка – Слайд с ответами     Слайд № 7

Самооценка: приклейте   цветок

Красный – я справился с заданием

Голубой – испытываю затруднения

Жёлтый  – Было трудно. Мне нужна помощь. 

- Какие затруднения вызвала работа? Почему?

Определяет род  имён существительных.

Формирует самооценку  на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)..

Выполняет работу, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания (Познавательные УУД).

Оценивает правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки ((Регулятивные УУД).

VIII. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: расширить знания учащихся , закрепить их

 Выполняют  практическую работу в группах.

Высказывают свои мысли вслух.

Работа  в группах.

( выдаю карточки розового цвета с текстом)

  1. Какой чудесный .......  (____) 8 марта.
  2. Голубое  .......... (__), яркое .......... (___)!
  3. Милая  моя ............. (___),  я тебя люблю!
  4. Дарю  тебе в весенний ........... (___) красивый .......... (____).

Самооценка: приклейте  цветок (критерии):

Красный – я справился с заданием

       Голубой – испытываю затруднения

Жёлтый – Было трудно. Мне нужна помощь. 

- В чём испытывали затруднения? Почему?

Оценивает правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки ((Регулятивные УУД).

Оформляет свои мысли в письменной форме.

Взаимодействует с товарищами по группе.

((Коммуникативные УУД).

Находит ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

(Познавательные  УУД)

IX. Рефлексия.

  Отвечают  на вопросы учителя: рассказывает что

узнал

знает

может

 Проводят самооценку своей работе на уроке с помощью корзины успеха.

Рефлексия.

- Что  нового узнали на уроке?

- Какая цель стояла перед вами сегодня на уроке?

- Достигли вы этой цели? Почему вы так считаете?

- Кому  было трудно? Кому  легко? А кому интересно?

- Оцени свою работу на уроке. Какой получился у вас букет? Он вам нравится? (оценка за урок)   Слайд № 8

Славно  поработали, а теперь можно и отдохнуть.

( ученица  рассказывает сказку)  

Спасибо  за  работу! Слайд № 9    

- Поздравляем  всех  женщин с наступающим  8 Марта.

Слайд № 10

Оценивает правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки ((Регулятивные УУД).

Формирует  самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оформляет  свои мысли в устной  форме., слушает и понимает  речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Имена существительные одушевленные и неодушевленные 3 кл.

Технологическая карта урока "Имена существительные одушевленные и неодушевленные" в 3 кл. составлена в соответствии с ФГОС НОО...

Технологическая карта "Склонение имен существительных по падежам" УМК "Ритм", 3 класс

Технологическая карта для урока открытия новых знаний составлена в соотвествии с ФГОС НОО. В спроцессе проведения  урока использовался материал учебника, раздаточный материал, презентация....

технологическая карта урока "Склонение существительных"

Технологическая карта урока    Класс 4УМК «Школа России»Предмет:  русский языкТема: склонение существительныхТип урока: урок открытия новых знаний.Место и роль уро...

Технологическая карта "Род имени существительного"

Технологическая карта "Род имени существительного"...

Технологическая карта урока "Имена существительные"

Примеры использования технологии ТРИЗ....

Технологическая карта урока Имя существительное 3 класс

Технологическая карта к уроку по теме:"Имя существительное", 3 класс...

технологическая карта урока имя существительное

технологическая карта урока на тему "Имя существительное" для 2 класса. тип урока: усвоение новых знаний...