Русский язык
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Дуброва Инна Андреевна

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass_1.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Конспект урока русского языка,

проведенного 12.11.2018 г. в 4 «А» классе,  

обучающейся 41 группы

Хвостовой Екатериной Викторовной

Тема:«Изменение по падежам. Начальная форма имени существительного».

Учитель    __________________  Кальницкая Л.А.

Методист __________________ Быкова О.В.

Оценка      _____________

Тема: «3-е склонение имен существительных».

Цель: познакомить обучающихся с именами существительными 3 склонения, формировать умение распознавать тип склонения по окончанию и роду.

 Планируемые результаты:

Предметные: научатся определять 3-е склонение  имени существительного.

Метапредметные:

Регулятивные: научатся определять тему и цель по вопросам учителя, учиться высказывать мнение;

Познавательные: поиск и структурирование информации, самостоятельное нахождение темы;

Коммуникативные: оформлять мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, создать условия для положительного отношения к предмету.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийная презентация, учебник русского языка 4 класс УМК «Школа России»

Сценарий урока:

  1. Мобилизующий этап.

1) Приветствие.

Начинается урок,

 Он пойдет ребятам впрок.

 Постарайтесь все понять,

 Хорошо запоминать.

-Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран.

Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает

2) Проверка готовности к уроку.

- Проверьте, все ли у вас готово для работы? Все ли на своих местах?

  1. Актуализация знаний.

  1. Чистописание.

- Сегодня на минутке чистописания мы с вами повторим написание букв, в которых есть такой элемент как овал.

- Вспомните эти буквы. Назовите их (о, а, ю).

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- С новой строки пропишите эти буквы. Во время письма не забывайте сохранять правильную ширину и высоту букв. Они должны быть похожи на овал. Также старайтесь располагать буквы на одинаковом расстоянии друг от друга.

- Какое сейчас время года? (Осень.)

- Запишем это слово: ос_нь.

- Какую букву вставим? Как проверить? (Осенний.)

- Прочитайте слова на второй строке (осень, осенний, подосиновик).

- Какое слово является лишним? Почему?

-Запишите эти слова на второй строке. Лишнее слово подчеркните.

- Прочитайте предложение на второй строке.

- Запишем его с комментированием. (Загл_нулаос_нь на л_снуюп_ляну).

-  Обозначим ударение в словах, подчеркнём безударную гласную.

  1. Словарная работа.

- А теперь проведем словарную работу.

- Напишите с новой строки слово «словарь», поставьте двоеточие.

- Сядьте правильно.Спинки прямые, ручку держим правильно! Внимательно слушайте, я буду диктовать вам словарные слова, а вы будете записывать. Начинаем:

Аллея, богатство, вокзал, газета, двенадцать,  издалека, корабль, костёр, направо, овца, путешествие, свобода, тарелка, человек, пассажир.

- А теперь возьмите простой карандаш, поменяйтесь тетрадками с соседом по парте и проверьте, сверяясь со слайдом (Слайд 1).  Если нет ни одной ошибке – поставьте на полях – 5; если 1-2 ошибки, то – 4; если 3-4 – 3; ну, а если больше 4-х ошибок – поставьте минус.

  1. Постановка цели и задач урока.

- Ребята, какую часть речи мы изучаем? (имя существительное)                 

- Что вы знаете о существительном? Проведем «Аукцион знаний»         между рядами. Кто больше? (Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопросы кто? что?Обозначает предмет, бывает одушевленным и неодушевленным, в предложении бывает главным и второстепенным членом, изменяется по родам: м.р., ж.р., с.р.; по числам: ед.ч., мн.ч.; по падежам, есть 6 падежей:И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.)

  1. Внимательно послушайте «грамматическую»  загадку, найдите на неё ответ, и вы узнаете тему урока.

В английском языке их – 2, в венгерском – 22, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы.

- Ребята, сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте цели урока при помощи опорных слов.

  • Повторим…
  • Вспомним…
  • Отработаем навыки…
  1. Первичное закрепление.
  1. Типовые упражнения (выполнение заданий по  учебнику).
  1. Выборочное списывание с грамматическим заданием (упр.148).

- Вам необходимо списать предложение и определить падежи имён существительных. Затем выполните второе задание в данном упражнении.

         2. Комментированное письмо (упр.150).

- Скажите, что обозначает цифра 4 над предложением. Разберите самостоятельно его.

-А теперь выполним задание с комментированием. Необходимо выписать словосочетание с каждым выделенным именем существительным и рядом, в скобках, указать падеж.

  1. Конструктивные упражнения.

1. Работа в группах.

- Ребята сейчас вы поработаете в группах( по 4 человека).Но прежде чем работать, повторим правила. Как нужно работать в группе?

- У вас на столах лежат листочки. Прочитайте текст о берёзе. (У нас во дворе прямо под моим окном растёт белая берёза.Только у берёза такой красивый белый ствол с тёмными полосками. Сколько замечательных стихов посвящено белой берёза! Берёза никогда не спутаешь с другими деревьями. Какое дерево сравнится по красоте с берёза! О берёза сложено немало песен). Какое слово повторяется?

- Что-то вас смутило в тексте? Всё ли правильно в нём? (Нет связи слова берёза с другими словами) Что надо сделать, чтобы была связь в предложении? (Изменить окончание) Измените слово берёза и запишите над ним правильное слово.

- Прочитайте, что у вас получилось. Кто желает, какая группа? У кого не так? Проверим. (Слайд 3).  Хорошо. Выпишите выделенные слова вместе с предлогами в тетрадь. Выделите основу и окончание в этих словах. Проверим (сначала говорит ученик, потом проверка со слайда 4).

что? берёза

у чего? у берёзы

чему? берёзе

что? берёзу

с чем? с берёзой

о чём? о берёзе

-Как ты думаешь, это одно и то же слово или разные слова? (Одно и то же слово, его форма). Почему? (Изменилось только окончание). На какой вопрос отвечает каждое слово? Что же меняется в слове берёза основа или окончание? (Меняется окончание).От чего зависит окончание? (от падежа, в котором употребляется слово).

2. Самостоятельная работа.

- Сейчас мы проведем самостоятельную работу по карточкам. Затем совместно проверим.

Вариант 1

1. Сколько падежей в русском языке? ___________________________

2. В каком падеже имена существительные употребляются только с предлогами?

А) именительный                 Г) винительный

Б) родительный                Д) творительный

В) дательный                        Е) предложный

3. Форма какого падежа является начальной формой имени существительного?

А) именительный                 Г) винительный

Б) родительный                Д) творительный

В) дательный                        Е) предложный

4.В каком падеже имена существительные всегда употребляются без предлогов?

А) именительный                 Г) винительный

Б) родительный                Д) творительный

В) дательный                        Е) предложный

5.Укажите вопросы винительного падежа.

А) Кого? Чего?                В) Кто? Что?

Б) Кому? Чему?                Г) Кого? Что?

6.Укажите вопросы дательного падежа.

А) Кому?  Что?                В) Кем?  Чем?

Б) О ком?  О чём?                Кому?   Чему?

7.Укажите вопросы творительного падежа.

А) В ком?  В чём?                В) Кем?  О чём?

Б) Кем?   Чем?                Г) Кого? Чем?

8.Укажите вопросы родительного падежа.

А) Кого? Что?                        В) Кому?  Чему?

Б) Чего? Кто?                        Г) Кем? Чем?

9.

Вариант 2.

1. Сколько падежей в русском языке? ___________________________

2. Форма какого падежа является начальной формой имени существительного?

А) именительный                 Г) винительный

Б) родительный                Д) творительный

В) дательный                        Е) предложный

3.В каком падеже имена существительные всегда употребляются без предлогов?

А) именительный                 Г) винительный

Б) родительный                Д) творительный

В) дательный                        Е) предложный

4.Укажите вопросы родительного падежа.

А) Кого? Что?                        В) Кому?  Чему?

Б) Чего? Кто?                        Г) Кем? Чем?

5.Укажите вопросы творительного падежа.

А) В ком?  В чём?                В) Кем?  О чём?

Б) Кем?   Чем?                Г) Кого? Чем?

6.Укажите вопросы дательного падежа.

А) Кому?  Что?                В) Кем?  Чем?

Б) О ком?  О чём?                Кому?   Чему?

7.Укажите вопросы предложного падежа. Выберите варианты ответов.

А)  У кого? У чего?                Г) О ком?  О чём?

Б) С кем?  С чем?                Д) На ком? На чём?

 В) В ком? В чём?                Е) По кому?  По чему?

8.Обведи букву около примера, где падеж определён неверно

А)    гулял у озера  (Р.п.)                            Б)    рисовал портрет  (В.п.)

В)    часть текста  (В.п.)                             Г)    дружил с Олей  (Т.п.)

Д)   писал о маме  (П.п.)                            Е)    шёл по полю  (Д.п.)

9. Составь четыре словосочетания  глаг.   +  сущ.  Из слов в левой и правой колонке. Запишите словосочетания. (Можно использовать предлоги.)  Определите падежи  имён существительных.

любить

школа

спешить

футбол

заботиться

урок

заканчивать

птенец

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Вариант 3

1.Напиши данные имена существительные во всех падежных формах с вопросами.  Выдели окончания.

И.п.                 (кто?)  лиса                (что?)   трава

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________


______________________________________________________

______________________________________________________

2.Укажи  падеж имён существительных.

Вижу  Москву (________),  сижу  на  крыше (_________),

стою  около  двери (__________), упасть  на  дно (__________),

шагаю  по  тропинке  (__________),  снимать  фильм (________),

подарил  бабушке (_________),  собираются  к  вечеру (______),

перед  долгой  зимой (_________).

3.Составь четыре словосочетания  глагол + сущ.  Запиши словосочетания.  (Можно использовать предлоги).  Определи падеж.

___________________________________________________

____________________________________________________

4.Укажи падеж, склонение, исправь ошибки.

Гостили  у  дедушки  Лёне, подъехали  крощицы,  радовался  встрече,

спутилиськ  речки,   гуляли  по  аллее,  гуляли  на  площадке,  гуляли  на  площаде,  отдыхали  на  полянке,  шли  по  тропинки,  сидел  на  крыше,  рос  около  ёлки,  рассказывал  о  метеле,  всходит  в тумани, сказка  о  серебряном  блюдечке,  настой  из  полыне.

4вариант.

1.Напиши данные имена существительные во всех падежных формах с вопросами.  Выдели окончания.

И.п.                 (кто?)  сестра                (что?)   земля

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________
______________________________________________________

______________________________________________________

2.Укажи  падеж имён существительных.

Пробираться  по дорожке (_______),  стоит  возле липы (_____),

пришёл к другу (_________),  дружил с  Олей (________),

сидел у реки (________),  висит  на  ветке  (________),  

написал  песню (________), гулял с  Петей (__________),

нарисовал  рисунок  (_________).

3.Составь четыре словосочетания  глагол + сущ.  Запиши словосочетания.  (Можно использовать предлоги).  Определи падеж.

4. Заполните пропуски измененными именами существительными. Укажите падеж и выделите окончание.

Многие растения помогают людям от разных болезней.  Вы поранили ногу? Вас  вылечит  доктор, что сидит у самой дорога _______. У вас пропал аппетит? Пейте настой из полынь __________. При сильнойпростуда____________заварите чай из листьев земляника _____________.   Больное горло  полощите  настоем  из цветков  ромашка.  А  как полезен  сок морковь! ____________  Пейте   его каждый  день  утром  и  вечером  по  столовой  ложка___________.

Целебные  растения  вы  найдёте  в  огород ___________и  в  поле,  на  лесной  полянка__________и  на  берегу  речка ____________.

Дополнительные вопросы:

-Сколько падежей? (6).

-Назови падежи и их вопросы.

-А теперь устно просклоняй имена существительные: краска, молоко, кошки.

Краска

Краску

Краске

Краску

Краской

О краске

Молоко

Молоко

Молоку

Молоко

Молоком

О молоке

Кошки

Кошек

Кошкам

Кошек

Кошками

О кошках

  1. Итог урока.

- Ребята, наш урок подошел к концу.

- Скажите, какую темы мы сегодня закрепляли?

- Какие ставили цели?  Достигли мы их?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...