Урок по русскому языку на тему «Род и число имён прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок по русскому языку в 3 классе "Род и число имен прилагательных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по русскому языку
19.01.2015 г. учитель начальных классов
Романова Ольга Васильевна
МБОУ СОШ № 6
г.о. Железнодорожный
Урок по русскому языку на тему «Род и число имён прилагательных»
Цель: обобщить знания о взаимосвязи имён прилагательных и имён существительных, об изменении имён прилагательных по родам и числам.
Формируемые УУД:
Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательное цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков.
Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока.
Ι. Орг. момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок
Начинаем наш урок!
- Добрый день! Ребята, сегодня у нас на уроке гости. А это значит, что мы должны показать, как мы умеем быстро, дружно и чётко работать на уроке.
- Ребята, готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья!
(вместе) Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас! (садитесь)
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!
- Откройте тетради, запишите дату нашей встречи.
ΙΙ. Проверка домашнего задания.
- Ребята, давайте вспомним, что такое синонимы? (слова, близкие по значению)
- Найдите в домашнем упражнении и прочитайте по цепочке пары слов-синонимов (сообразительный – смекалистый, грустный – печальный, апельсиновый – оранжевый, маленький – крошечный, ароматный – душистый, быстрый – скорый).
- Что такое антонимы? (слова, противоположные по значению)
- Найдите в домашнем упражнении и прочитайте по цепочке пары слов-антонимов. (грустный – радостный, маленький – большой, радостный – печальный, узкий – широкий, медленный – быстрый, крошечный – большой)
- Какие слова вы разобрали по составу?
Грустный, маленький, смекалистый, душистый.
- Назовите слова с суффиксом – ист – (смекалистый, душистый)
- Какие ещё суффиксы вы выделили в слове смекалистый? (суффиксы –а- и – л-)
- Какой суффикс в слове маленький? (суффикс -еньк – ).
- Какой частью речи являются эти слова? (именами прилагательными).
-Сегодня мы с вами совершим путешествие на планету “Имя прилагательное». Итак, все готовы к полету?
ΙΙΙ. Чистописание.
-На эту планету попадут только те, кто умеет красиво писать. Пропишите в тетради следующие сочетания букв.
ое ые ий ой ый ая яя ие. ( На меловой доске)
- Ребята, а что интересного вы заметили в этих сочетаниях, где они встречаются, в окончаниях какой части речи?
- А что обозначает имя прилагательное?
-Молодцы с заданием все успешно справились , и мы с вами попадаем на планету «Имя прилагательное». Нас встречают жители этой планеты – прилагашки. (на доске в клеточку прикреплена планета и её жители. - человечки, на рубашках которых написаны окончания прилагательных в ед и мн числах. После чистописания они переносятся мною на лицевую часть доски).
ΙV Словарная работа.
-Ребята, прилагашки очень любопытные, они слышали, что на нашей планете есть сочетание «словарные слова». Им очень бы хотелось узнать, что это такое
- Итак, какие слова называются словарными? (Словарными называются слова, написание которых надо запомнить)
-Сейчас мы с вами повторим некоторые словарные слова.
Работа на интерактивной доске (стр 1.). Слова:
автомобиль, семена, электричество, электрический, сейчас.
(один учащийся выполняет работу у доски – вставляет буквы, кто-нибудь в это время даёт лексическое значение слова). Учащиеся, сидящие на месте – оценивают правильность работы при помощи сигнальных карточек – красный –неправильно, зелёный – правильно.
Автомобиль – самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовой дороге.
Семена – зёрна, предназначенные для посева.
Электричество – электроэнергия, используемая для народно-хозяйственных и бытовых целей.
- освещение, получаемое от такой энергии.
Электрический – относящийся к электричеству.
Сейчас – это наречие, теперь, в настоящее время.
- очень скоро, немедленно
- только что, совсем недавно.
- Вставьте пропущенные буквы. Запись в тетрадь с выделением орфограмм. Самостоятельно поставить ударение.
V. Обобщение знаний.
Прилагашки дали нам новое задание – отгадать загадки.
Все меня топчут, а я всё лучше. (тропинка).
Невзрачен, кругл и невелик,
у дверей он жить привык.
Чуть нажмёшь – поднимет крик.
Все поймут его язык. (звонок).
Межи деревянные,
А поля стеклянные (окно).
Жить не могут друг без дружки
Полотняные Подружки.
Разбежались в уголки-
Чуть колышут ветерки. (занавески)
- Вы верно отгадали загадки, но прилагашки не знают как их написать. Докажите как надо написать эти слова.
(подбор проверочного слова и вставка пропущенных букв)
- Какая орфограмма объединяет эти слова? (безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением; все эти слова являются именами существительными потому что они обозначают название предмета и отвечают на вопрос что?).
(Слова отгадки уже заранее записаны на интерактивной доске. Открываются только после записи в тетради).
VΙ. Самоопределение к деятельности.
1. - Подберите к слову отгадке по одному подходящему по смыслу имени прилагательному. Запишите словосочетания, поставив вопрос от существительного к прилагательному. Выделите окончания имён прилагательных.
Алгоритм выполнения задания:
1. Определить род и число имени существительного.
2. Вспомнить, вопрос имени прилагательного в этом роде и числе.
3. Выделить окончания прилагательных.
(На доске я заранее записала различные вопросы, среди них и вопросы прилагательных. Несколько слов, среди них имена прилагательные).
- Какие окончания имеют имена прилагательные, отвечающие на вопросы КАКАЯ? КАКОЙ? КАКОЕ?
- Какого они рода?
- Как вы это определили?
- Сформулируйте задачи урока. (вспомнить, как связаны существительное и прилагательное, поупражняться в определении рода и числа имён прилагательных, отработать умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род, число имён прилагательных и их окончания).
-Увидя нас, жители планеты имён прилагательных так обрадовались, вышли нас встречать и заблудились. Наши друзья прилагашки теперь вспомнили, какого они рода, помогите им опять вернуться в свои дома ( на планете находятся домики с названием родов и чисел. После выполнения этого задания дети расселяют прилагашек по нужным домам).
Значит, какая у нас сегодня тема урока? (род и число имени прилагательного)
2. Работа по электронному приложению к учебнику.
1. Определить род и число имени существительного.
2. Вспомнить, вопрос имени прилагательного в этом роде и числе.
3. Выделить окончания прилагательных.
Задание – прочитай словосочетания. Впечатай пропущенные окончания имён прилагательных. Объясни выбор окончания. Работа по цепочке. Учащиеся, сидящие на месте – оценивают правильность работы при помощи сигнальных карточек – красный –неправильно, зелёный – правильно.
VΙΙ. Физкультминутка.
1 ряд встаёт когда я называю словосочетания в ж.р., 2 ряд – м.р., 3 ряд – ср.р.
Автомобильный завод, красивая чашка, синее небо, лучистое солнце, синий свитер, зелёная трава, известный писатель, фарфоровое блюдце, толстая книга.
VΙΙΙ. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику упр. 12. С объяснением алгоритма определения окончания. С объяснением 1 строка. 2 и 3 делают самостоятельно. Взаимопроверка.
2. Работа в парах.
На каждой парте лежат листочки с пропущенными окончаниями имён прилагательных. Вставить окончания. Как только прочитают задание спросить –
- А как вы определите род и число имён прилагательных? (по роду и числу имени существительного с которым оно связано).
Маленьк… яблоко, тёпл… шуба, зимн… вещи, узко… отверстие, дремуч… лес, верхн.. полка.
Прилагашки остались довольны вашей сегодняшней работой.
ΙХ. Рефлексия.
- С какой частью речи мы сегодня с вами работали? ( с именем прилагательным)
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
- Как изменяется имя прилагательное?
- что вы знаете о прилагательных ж.р.? м.р.? ср.р.?
Поднимите кружок зелёного цвета, если всё поняли, сможете объяснить.
Синего цвета, если поняли, но объяснить не можете.
Красного – плохо поняли.
Домашнее задание.
Упр. 13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме «Безударные падежные окончания имён прилагательных женского и среднего рода»
Нужно для счастья порою немного: Шофёру – прямая дорога,...
Конспект урока по русскому языку на тему: ««Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода, отвечающий на вопрос какой»» (УМК "Перспектива")
Цель: формирование навыка правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Планируемые результатыПредметные:- умение определять...
Конспект урока по русскому языку на тему: « «Проверка безударных окончаний имён прилагательных»» (УМК "Перспектива")
Цель: развитие умения выбирать подходящее для прилагательного безударное окончание, пользуясь известными ученикам способами проверки безударных окончаний имён прилагательных. Планируемые ре...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/25/picture-1107830-1548433821.jpg)
Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение по числам имен прилагательных"
УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/06/picture-1286641-1604653425.jpg)
Конспект урока по русскому языку на тему :" Обобщение знаний. Изменение имён прилагательных по падежам" 3 класс
Обобщение знаний. Изменение имён прилагательных по падежам 3 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Изменение имён прилагательных по числам" (УМК Школа России, 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять имена прилагательные по числам; закрепление знаний учащихсяо роде имён прилагательных, морфологических признаках прилагательногоПланируемые резу...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/09/picture-1341527-1628531347.jpg)
Презентация к уроку русского языка на тему: "Род и число имён прилагательных". 4 класс
Цель: актуализировать знания о взаимосвязи имён прилагательных и имён существительных, об изменении имён прилагательных по родам и числам. УУД. П...