Программа кружка "Занимательный русский"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Занимательный русский" для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Занимательный русский язык» 4 класс (1 ч. в неделю)
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательный русский язык» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Содержание и методы курса «Занимательный русский язык» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи :
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Курс «Занимательный русский язык»
позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии.
- технология дифференцированного обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут .
Планируемые результаты.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание курса.
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)
Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)
Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)
Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)
Лексикология (27 часов)
Тема 8. Имена вещей. (1ч.)
Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)
Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Тема 14. Об одном и том же- разными словами. (1ч.)
Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)
Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)
Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)
Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.)
Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.)
Тема20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)
Тема22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)
Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Тема 26. Паронимы, или «ошибочные» слова. (1ч.).
Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)
Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Тема 29. Словарь- грамотей. (1ч.)
Тема 30. Научная этимология. (1ч.)
Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)
Тема32. Древнерусские имена. (1ч.)
Тема33. Отчество и фамилия. (1ч.)
Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
Литература:
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
Тематическое планирование (35 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Фонетика и орфоэпия (7 часов) | |||
1 | Что такое орфоэпия? | 1 | |
2 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 | |
3 | Звуки не буквы! | 1 | |
4 | Звучащая строка. | 1 | |
5 | Банты и шарфы. | 1 | |
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 | |
7 | Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | 1 | |
Лексикология (28 часов) | |||
8 | Имена вещей. | 1 | |
9 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 | |
10 | В царстве смыслов много дорог. | 1 | |
11 | Как и почему появляются новые слова? | 1 | |
12 | Многозначность слова. | 1 | |
13 | «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 | |
14 | Об одном и том же - разными словами. | 1 | |
15 | Как возникают названия. | 1 | |
16 | Слова – антиподы. | 1 | |
17 | Фразеологические обороты. | 1 | |
18 | Словари «чужих» слов. | 1 | |
19 | Капитан и капуста. | 1 | |
20 | «Он весь свободы торжество». | 1 | |
21 | Мы говорим его стихами. | 1 | |
22 | Слова, придуманные писателями. | 1 | |
23 | Слова уходящие и слова – новички. | 1 | |
24 | Словарь языка Пушкина. | 1 | |
25 | Смуглая Чернавка. | 1 | |
26 | Паронимы, или «ошибочные слова». | 1 | |
27 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 | |
28 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | |
29 | Словарь - грамотей. | 1 | |
30 | Научная этимология. | 1 | |
31 | Какие бывают имена? | 1 | |
32 | Древнерусские имена. | 1 | |
33 | Отчество и фамилия. | 1 | |
34 | Надо ли останавливаться перед зеброй? | 1 | |
35 | Итоговое занятие «Своя игра» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку влючает в себя календарно-тематическое планирование....