Урок русского языка в 1 классе по теме "Общее значение однокоренных слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Горбунова Наталия Алексеевна

Целью данного урока является  знакомство  с общим значением однокоренных слов, развитие навыков в подборе однокоренных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.docx14.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе по теме "Общее значение однокоренных слов"

Цель:

-Познакомить с общим значением однокоренных слов.                                      -Развивать навыки в подборе однокоренных слов.

-Развивать внимание, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

-Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: учебник «Русского языка»; ТСО – компьютерная презентация, мультимедиапроектор: карточки, схемы, картинки с животными.

                                                Ход урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II. Орфографическая разминка.

1. «Диагностика» на слух: рыба, сова, кот.

2. Скандирование словарных слов:

 ребята

 дорога

 Москва

 учитель

  язык

- Какое слово лишнее?

- На какие группы можно разделить слова?

- Какое слово нельзя перенести?

 Запись слов 2-3 слов (2 человека у доски) - Что мы с вами записали? (слова) - Что имеют слова? (значение) Прикрепляется листы с записью: слова, значение.

III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 -Послушайте, что произошло однажды в лесу:

- Вы кто такие?

- Я волк, это – волчица, это наши волчата. А ты кто?

- А я ваша дядя  –вол .  -Ребята, как вы думаете, прав ли вол, считающий себя родственником  волков? Почему?

- А кто такие родственники? (люди которые похожи между собой внешне и являются родными)  

- Если люди, животные происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками.

- А нет ли родственников среди слов нашего языка?

 - Как это можно установить? Давайте проведём исследование.

Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (Родственных словах )

 IV. Изучение нового материала.

1.Исследование.

- Назовите героев-родственников нашего урока :

-Запишите эти слова: Волк, волчица, волчата.

- Что скажете про значение записанных слов? ( Прикрепляются листки со словами: ПОХОЖЕЕ, РАЗНОЕ) (-Можно выделить общую часть)

- Чем ещё похожи слова с похожим значением?

(Прикрепляется листок со словами: ОБЩАЯ ЧАСТЬ).

На доске получается схема:

       СЛОВА

       значение      

  похожее        разное

  общая часть

 - Догадайтесь, как называются слова, обладающие этими признаками?

 – А где можно узнать точно название? (В учебнике)

 Проверим свою гипотезу.

2 Работа с рубрикой «Обрати внимание» с.79

 - Какие же значения имеют родственные слова?  

 Физкультминутка.

-Учитель читает пары родственных слов. Ребята должны выбрать правильные.

- Подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар родственных слов.

 3. Упражнение 3.

- Найдите общую часть в словах. Работа в парах.

 4. Самостоятельная работа.

Работа над упражнением 5 с.81 в Р.т.

- Можно ли назвать слова в каждой строчке родственными? Выделите общую часть, с помощью которой можно объяснить значение слов. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

 

V. Закрепление изученного.

 1. Работа в группах. Игра «Собери «родственников»

2.Найдите лишнее слово.

 кот

 котёнок

 котята

 котофей

 котел

 кошка

 котище

 VI. Итоги урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие слова называются родственными?

 VII. Рефлексия учащихся.

Используется рефлексивный экран

- Я понял, что…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Мне захотелось…

- У меня получилось…

- На следующем уроке мы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Подбор и написание однокоренных слов" (3 класс)

Приложеный материал содержит конспект и презентацию, соответствующие типу урока:  урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий (УУД)....

урок русского языка 1 класс "развитие умения находить однокоренные слова, выделять корень

технологическая карта  к уроку по программе "Школа 2100" Урок-сказка "Путешествие с Русалочкой"...

Урок русского языка 1 класс на тему: "Правила переноса слов"

Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс ФГОС...

Урок русского языка 3 класс «Чередование звуков в корнях слов при их образовании»

Урок открытия новых знаний. Система РО Л.Занкова. УМК Поляковой А.В. Соответствует ФГОС. Групповая работа, здоровьесберегающие технологии....

Презентация к уроку русского языка.2 класс. Написание изложения по опорным словам.

Презентация сопровождает урок по написанию изложения во 2 классе. Она помогает познакомить детей с текстом, дает возможность рассмотреть предметы, о которых говорится в тексте на фотографиях, предлага...

Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"

Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка 4 класс_Непроизносимые согласные в корне слова

Конспект урока в 4 классе по УМК Школа России с применением здоровьесберегающих технологий Базарного. В приложении - музыкальный звуковой диктант....