Методическая разработка к открытому уроку " Звук [ж ], буква Жж"
презентация к уроку по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: Звук [ж]. Буквы Ж ж.
Продолжительность учебного занятия: 35 минут.
Класс: 1Б
Технологии: информационно-коммуникативные, объектно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие, развивающие.
Аннотация:
В учебной программе – это 41 урок букварного (основного) периода.
При проведении урока использовала элементы следующих технологий:
- формирование навыков звукобуквенного анализа слова шло с применением личностно-ориентированного подхода;
- игровые технологии на этапе закрепления при проведении творческой работы;
- здоровъесберегающие – в ходе урока провела две физкультминутки;
- информационно-коммуникативные способствовали продемонстрировать наглядный материал с помощью презентации, сэкономить время;
- упражнения содержали компоненты развивающего обучения, способствовали развитию внимания, памяти, воображения, речи, мыслительных операций.
При подведении итогов урока дети самостоятельно сделали вывод, оценили свою работу.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, парная, индивидуальная.
Для достижения своих целей использовала следующие методы и приемы:
- метод стимулирования и мотивации учащихся: создание ситуации успеха, поощрение;
- метод передачи информации с помощью практической деятельности: практическая работа, работа с книгой, использование дидактического материала;
- познавательный: частично-поисковый метод, самостоятельная работа;
- метод контроля и самоконтроля.
Старалась создать оптимальные условия:
- морально-психологический климат;
- санитарно-гигиенические условия (проведение физкультминутки)
Дифференцированный подход обеспечен в процессе самостоятельной работы.
Считаю, что в ходе урока были достигнуты его цели, благодаря правильно организованной учебной деятельности учащихся, способствующей продуктивному взаимодействию. Мотивация учащихся и обстановка сотрудничества на уроке дали положительный результат. Ребята освоили учебный материал.
Структура урока
I этап – организационный момент, настрой на работу, использовала метод слухового восприятия, создание ситуации успеха.
II этап – мобилизующий, переходящий в формирование темы и целей урока.
III этап – изучение нового материала.
IV этап – закрепление изученного, упражнение в чтении.
Тема: Звук [ж]. Буквы Ж ж.
Цель урока. Познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквой Жж.
Задачи:
- Обучающие: создать условия для ознакомления с новым звуком [ж] и буквой, которую он обозначает; рассмотреть особенности нового звука.
- Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха, познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развития речи.
- Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, учебник «Азбука» для 1класса В.Г. Горецкого, Москва. «Просвещение», 2018г., раздаточный материал (схемы слова), квадраты для составления звуковых схем слов трех цветов: красного, синего и зеленого; для этапа рефлексии – солнышко и облачко. Карточки со словами для творческой работы: пучок, лук, пир, билет, мало.
Урок обучения грамоте Класс: 1Б
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: Звук [ж]. Буквы Ж ж.
Продолжительность учебного занятия: 35 минут.
Учитель ГБОУ СШ № 603 Ивлеева Наталья Петровна
Ход урока
- Организационный момент.
Задачи этапа: подготовка уч-ся в работе. Создание положительной эмоциональной сферы.
Встали прямо. Улыбнулись. Поприветствовали гостей. Чтобы сидеть прямо и красиво выполнили небольшую разминку. ( Плечи вперед. Назад)
-Сегодняшний урок я хочу начать с интересного стихотворения ( Слайд №1)
Прошу слушать внимательно и вдумываться в каждое слово.
В школу мы пришли учиться.
В жизни это пригодиться.
Тот, кто хочет много знать
Должен САМ все постигать.
Почему я выделила слово САМ?
То есть на уроке открытий новых знаний открытия должны делать? … Мы!
А каким д.б. ученик на уроке, чтобы был хороший результат? ( Активным, т. е. выполнять все с желанием).
Если мы с вами все будем делать с желанием — у нас все получится. Пожелаем всем удачи!
- Актуализация знаний
Задача : получение новых знаний.
-Вспомним с чего начинается каждый урок? ( С повторения)
-Как назвать одним словом наш разговор? ( Речь)
-Какая речь бывает?
Из чего состоит речь? ( РЕЧЬ- ПРЕДЛОЖЕНИЯ- СЛОВА- СЛОГИ И ЗВУКИ — БУКВЫ)
( Работа с лентой букв)
-Какой должна быть речь?
-Можно ли сказать, что мы с вами уже пользуемся правильной грамотной речью? ( Нет)
-Почему? ( Мы не знаем еще все буквы)
-Какая же цель стоит перед нами на уроках чтения и письма? ( Познакомиться с нов. буквами и звуками. Научится читать) Правильно!
-Давайте вспомним, что мы повторили?
- Мобилизующий, переходящий в формирование темы и целей урока.
Задача этапа: обеспечить понимание учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
- Догадайтесь, кто к нам прилетел в гости? ( Слайд №2)
В гости прилетела звездочка хрустальная.
На ладошку села, от тепла растаяла. Снежинка
А в какое время прилетают к нам снежинки?
Светло-пушистая
снежинка белая.
Какая чистая
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится
Не ввысь лазурную
На землю просится!
Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Такая чистая!
Такая белая!
-Какое настроение вызвало стихотворение? Кто главная героиня ?
-Снежинка прилетела не просто так. Она нам что-то принесла. Догадайтесь? (Задание, проблему)
Работа в парах-
-А зачем нужна проблема? ( Чтобы ее решить) А зачем их решать? Чтобы узнать новое. Какие 2 важных шага мы делаем, чтобы получить хороший результат?
1. Если что-то не получается, я остановлюсь и подумаю.
2. Сам приму верное решение.
-Давайте решим ее.(У вас на партах лежит листочек. Почему один? ( Работа в парах)
-А как работать в паре, чтобы получился хороший результат? ( Слайд №3)
-Обсудите в паре что общего у этих букв. По какому признаку они распределены? ( Слайд № 4)
- Эти буквы обозначают согласные звуки,глухие.
-Чем отличаются ? ( 1группа — тв.. мяг.) 2 группа — тв.
-Что необычного? ( В 3 группе нет буквы) В какую группу она должна перелететь?
-Можем ее назвать ? (Нет. Это проблема)
-Поможет нам в этом снежинка. Произнесите слово. С каким звуком не знакомы? Постановка целей и темы
-Какой звук спрятался в снежинке? Произнесите ( ж) Знакомы ли мы с этим звуком?
-Поставьте перед собой цель. Молодцы
Изучение звука ж.
-Можем записать этот звук вместо ? ( Нет. Не знаем букву)
-Сформулируйте полностью цель урока.
Изучение звука ж и буквы ж.
Давайте еще раз подумаем, что мы не знаем на сегодняшний день?
Назовите тему урока:
Звук ж и буквы Ж.ж ( Слайд № 5)
-По какому плану мы будем работать, чтобы достигнуть хорошего результата?
Познакомимся с новым звуком
Познакомимся с новой буквой
Будем учиться читать: слоги, слова и предложения.
Итак, цели урока поставлены, значит можно двигаться дальше.
IV. Изучение нового материала.
Дыхательная гимнастика «Свеча1», «Свеча2»
-Произнесите звук (ж).
Практическая работа « Зеркальце».
-В каком положении губы? Зубы? Сомкнуты или открыты?
-Где язычок? ( Кончик сверху, лодочкой), но не касается зубов. Какой это звук? Сделайте вывод.
Вывод: этот звук согласный потому...
-Красавица снежинка нежная и мягкая. А вот слов, где звук ж мягкий я не нашла. Помогите мне.
Вывод: звук ж всегда твердый.
-Возьмите наушники. Проверьте звучание. Какой звук?
Вывод: звук ж звонкий.
-Подведем итог. Какие результаты вашего исследования
Звук ж согласный, твердый , звонкий.
-Самостоятельно выполните схему к слову снежинка. Проверьте себя. Если вы все выполнили верно+, неверно ? Какое качество ученика раскрывается при самопроверке? (Честность к самому себе). Молодцы!
Вы поняли свою ошибку? Это очень важно. Меня это радует.
Мы справились с первым пунктом плана?
V. Физминутка.
Если в слове есть звук ж хлопните. Нет — наклонитесь.
Ежик. Молоко. Снежки. Пирожок. Шишка. Лыжи. Муха. Лужок. Творожок. Камыш.
Живот лужок творожок лыжи крыжовник журавль кружится
VI. Знакомство с новой буквой
-Кто из вас знает какой буквой обозначается звук ж? Найдите и покажите в алфавите. Назовите соседей.
Стала снежинка буквою ж.
Солнце ее не растопит уже.
-На что она похожа?
-Почему на изображении 4 буквы? Зачем нужны печатные? Письменные? .А вы хотели бы научится печатаь букву Ж?
-Вспомните о посадке. Напечатайте и разукрасьте букву. ( Работа в прописях) Пишет ровно, проводим прямые один раз. Мы научились печатать букву?
Можем ли мы напечатать вместо ?
Напечатайте. Получилось? Проверьте. У кого также?
-Чему научились на этом этапе работы?
Закрепление изученного, упражнение в чтении.
Дыхательная гимнастика.
Букву новую узнали? Да.
Образ мы ее создали? Да!
А теперь вперед, друзья,
Сможем мы прочесть слова.
- Открыли Азбуку на с. 25 на месте закладки на счет 3. Слайд 6
А теперь глядя на верхнюю часть учебника, расскажите все что знаете о ж.
С какими гласными дружит буква ж? Как будем читать ее? На какие слоги необходимо обратить внимание? Жи же Почему? (В них гласные не смягчают предшествующий согласный, поэтому слоги звучат твердо). Вспомните, как называется это сочетание букв? Какое здесь опасное место?
Сформулируйте правило: Жи-пиши с буквой и
Вспомните другие опасные сочетания, похожие на это. Ши пиши с буквой.
Жи пиши с буквой и.
Сформулируйте правило : жи-ши пиши с буквой И ( Слайд №6)
Это традиционное написание. Его надо запомнить!
-Прочитайте слоги (хором, девочки, мальчики, друг другу) Прочитайте слоги наоборот. с. 26. Что заметили? Последний звук звучит глухо, как ш.
Какое открытие можно сделать?
-А какой секрет узнали о звуке ш на прошлом уроке? Он шипящий и ж шипящий.
-Подведем итог нашего расследования .ж- ш парные, шипящие жи-ши пиши с буквой и. ( Слайд № 8) Молодцы!
-Вернемся к нашему заданию. В какую группу должна попасть буква ж. Почему .Покажите стрелкой Проверьте .Слайд 7
Справились с заданием?
-Мы прошли все этапы?
-Вы сделали это сами?
-Урок окончен? Почему? Правильно. Надо потренироваться и применить наши знания на практике.
Текст Первые снежинки
VII. Работа с учебником.
-Прочитайте текст. (Про себя. Вслух)
-О ком говорится в рассказе?
-Какое слово написано с буквы? Почему?
-Ск. предложений в тексте? Придумайте вопросы к тексту. Отвечайте предложениями.( Кому завязали глаза? Кого догонял Женя? Что кричали дети?) Как можно озаглавить текст? Какие правила необходимо соблюдать, чтобы игра была безопасной?
Найти безопасное место.
Соблюдать правила игры.
Вести себя корректно во время игры.
-Какой цели мы достигли на этом этапе?
-Научились читать слова и предложения с буквой ж
VIII. Работа в группах. ( Слайд 8)
- Даны слова : снеговик снежинка подснежник заснеженный
1 группа - Подбери к схеме слово ( снежинка)
2 группа - Прочти название первого весеннего цветка. Раздели это слово на слоги, поставь ударение.
3 группа - Найди слово, в котором букв больше, чем звуков
4 группа- Как можно назвать это слова? Выдели в них корень
5 группа - Найди слово с опасным сочетанием . Подчеркни его. Придумай еще одно слово с таким же сочетанием.
IX.Рефлексия
-Молодцы! Что вспомнили? Что нового узнали? Что было трудно? ( Работа в группах)
Подведение итогов . Рефлексия.
Какой скоро праздник? Сделаем подарок нашей снежинке.
Оцените свою работу.
Синяя снежинка — хорошо
желтая - не все получилось
красная - требуется помощь
Украсим нашу елочку. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок обучения грамоте «Буква Ш,ш, звук [ш].»
Тема: Буква Ш,ш, звук [ш].Цель: в игровой доступной форме познакомить детей с новой буквой и звуком, учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой, развивать навык плавного слогового...
методическая разработка открытого урока " Звук [ж] буква Жж"
Методическая разработка урока...
Открытый урок «Звук и буква А»
Изучение звука и буквы А, уточнение артикуляции звука А, развитие подвижности движений губ...
Методическая разработка открытого урока "Буква Ж, звук [ Ж]".
Открытый урок для учащихся 1 класса по программе "Школа России"...
Открытый урок: Звук и буква Т, т
Технологическая карта урока...
Открытый урок "Звуки и Буквы" (урок-обобщение)
Планируемые результаты ...