Структура урока. |
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Формируемые УУД |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности, создаёт благоприятный психологический климат. - Здравствуйте, ребята! - Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше «рабочее место». - К уроку все готовы? - Можете присаживаться на свои места. Долгожданный дан звонок! Начинается урок! Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять Ответы полные давать, Чтоб за работу получать, Только лишь оценку «5». (Слайд 1) - Пожелаем удачи, добра, терпения и умения. - Сегодня на уроке мы проведём интересное исследование изучаемой нами части речи. Этот урок поможет вам подняться на ещё одну ступеньку школьной грамотности. – Но вначале напомните, кто такие исследователи? - Какие качества ученика помогают успешной работе на уроке? | Приветствуют учителя. Учащиеся проверяют всё ли у них готово.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопросы. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: формирование навыка подготовки к систематической деятельности на уроке. Коммуникативные: осознанное использование речевых средств для выражения своих мыслей. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», индивидуальной деятельности каждого обучающегося и выявление затруднений в пробном учебном действии. |
1. Каллиграфическая минутка. Лл, Мм, Нн, Кк, Ее. Рр, Бб. (Строчные и заглавные буквы записаны на доске). - Мы не просто так пишем сегодня эти буквы. Они связаны с темой нашего урока. Чуть позднее мы вернёмся к ним, и вы попробуете объяснить, почему мы писали сегодня именно эти буквы? -Но прежде чем начать работу, давайте вспомним, какую часть речи мы изучаем? - А какую часть речи мы исследуем? - Нам необходимо вспомнить условия, по которым вы будете сами себя оценивать. (Таблица на доске). -Приступаем к работе. - Как только закончите работу, оцените себя. Самооценка. | Результат. | Аккуратность (+/-) Правильность (+/-) Наклон (+/-) | + + + О (отлично) + + Х (хорошо) + (удовлетворительно) |
2. Словарная работа. - Здесь для вас загадки есть. Не могли бы вы прочесть. (Слайды 2- 21) (Карточки со словами появляются на доске) - Лисица, картофель, морковь, енот, ёж, лук, носорог, репа, белка, капуста. - Ребята, прочитайте слова. Что вы заметили? Теперь вы догадались, почему мы писали именно эти буквы? - К какой части речи относятся эти слова? - Что обозначают имена существительные? - На какие вопросы они отвечают? - Прочитайте эти слова ещё раз и попробуйте разделить их на группы. Обсудите этот вопрос в парах. - Какие группы у вас получились? - Почему так получилось? -Какой возникает вопрос? |
Имя существительное.
Имя существительное.
Дети пишут буквы.
Учащиеся оценивают свою работу.
Дети читают и отгадывают загадки.
Учащиеся читают слова с доски.
Отвечают на вопросы. Каждая написанная буква – это начальная буква в словах-отгадках. Это имена существительные. Предметы. Кто? Что? Дети делят на группы слова. У всех разные. По каким признакам надо делить слова? | Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку). Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: обсуждение затруднений. |
- Интересно, почему возник такой вопрос? - Мы должны определить по каким признакам будем делить слова на группы. - Какие существительные вы отнесёте в 1 столбик? - Почему? - Какие существительные отвечают на вопрос кто? -А какие существительные вы отнесёте ко 2 столбику? - Почему? - Какие существительные отвечают на вопрос что? - Какой можно сделать вывод? - Оцените работу своей пары. Кто все слова разделил правильно поставьте «+», кто допустил ошибки – «?» - Молодцы, ребята! Вы как настоящие исследователи поняли, в чём ваше затруднение. Вы уже знаете, что затруднение – это возможность узнать что-то новое. - Что в этом случае надо сделать? | Потому что ответы получились разные.
Эти существительные отвечают на вопрос: кто? Существительные, которые обозначают названия людей, животных). Эти существительные отвечают на вопрос : что? Все остальные имена существительные.
Оценивают свою работу.
Остановиться и подумать. | Личностные: согласовывать свои цели обучения с целями урока. Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного. Познавательные: делать вывод на основе обобщения знаний. Коммуникативные: проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: устранение возникшего затруднения. |
- Предположите, какая у нас тема урока? - Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд 23). - Какова цель урока? - Какие задачи поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
- Составим план урока. Что должны узнать в первую очередь? А что потом? Учитель записывает план на доске.
-А что мы сейчас сделали? - Ребята, а как бы вы хотели открыть новые знания – сами или чтобы я открыла вам? Почему? | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Узнать, что такое одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Научиться находить в тексте одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, классифицировать их, подбирать их самостоятельно. План: 1.Узнать, что такое одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 2.Учиться классифицировать имена существительные. 3.Научиться находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно. Спланировали свою работу. Отвечают на вопросы. | Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою току зрения. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: составлять план решения учебной задачи. |
V. Реализация построенного проекта. Цель: реализация построенного проекта. |
- Давайте обсудим, как будем работать. - Что предлагаете? - Для решения проблемы предлагаю вам поработать в группах. - Какие правила работы в группах надо помнить?
Физминутка для глаз.
- Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и «шаг за шагом» выполняйте работу.
- Завершаем работу. Прошу выйти ведущего исследователя и представить результат работы. - Что нужно было сделать? - К каким именам существительным ставится вопрос кто? - К каким именам существительным ставится вопрос что? - Где можно найти ответ на этот вопрос? - К каким выводам вы пришли? - А где мы можем проверить наши выводы? - Откройте учебник на с. 48, с. 50. - Какой пункт плана выполнили? Какую задачу выполнили? Отметим в нашем плане. - А теперь наши новые знания необходимо закрепить. | Дети выдвигают гипотезы. Вспоминают правила работы в группе. 1. В группе должен быть ответственный. 2. Работать должен каждый на общий результат. 3. Один говорит, другие слушают. 4.Своё несогласие высказывай вежливо. 5. Если не понял – переспроси. Повторяют за учителем: глазки влево, вправо, вверх, вниз, закрыли, открыли, быстро моргаем и т.д. Объединяются в группы (каждая группа садится вокруг своего стола). Работают в группах по карточкам для исследовательской работы: наблюдают, сравнивают и делают выводы. Приложение 1. Защищают работы. Отвечают на вопросы.
В учебнике.
Сверяют свои выводы с выводами в учебнике. | Регулятивные: проверять гипотезы. Познавательные: использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения. Коммуникативные: уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассника, соблюдать правила общения в группе, осуществлять взаимоконтроль. Личностные: высказывать своё отношение, объяснять точку зрения. |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: проговаривание нового знания. |
- Итак, какие имена существительные одушевлённые, а какие – неодушевлённые? Физминутка. Мы работали отлично. Отдохнуть не прочь сейчас. И зарядка нам привычно, На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнись веселей! Мы попрыгаем как зайки, Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули! - Работа по учебнику с устным объяснением. Работа в парах. - Откройте учебник «Русский язык» на стр. 48, найдите упражнение 80 и на стр. 50 упражнение 84, выполните его. Взаимопроверка. Оценка работы. - Какой пункт плана выполнили? | Отвечают на вопросы.
Выполняют упражнения.
Работают по учебнику в парах.
Проверяют по словарику в учебнике. Учились классифицировать имена существительные. | Познавательные: делать вывод на основе обобщения знаний. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: определять успешность выполнения задания. Личностные: согласовывать свои наблюдения с наблюдением одноклассников. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. |
- А теперь попробуйте сами выполнить упражнения по вариантам: 1 вариант - упр. 81 на стр.49 2 вариант – упр.85 на стр.50 - Какое задание надо выполнить? - Самопроверка. Фронтальная проверка.
- У кого есть ошибки? В чём они заключаются? Поставьте себе знак «?» - У кого всё получилось? Поставьте себе «+». Молодцы! | Выполняют по образцу с самопроверкой по эталону.
Одна пара после выполнения работы выходит для отчёта к доске. Дети называют слова, которые подобрали в каждую группу, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны. Дети оценивают свою работу. | Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний. Личностные: уметь применять полученные знания. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: уточнение существенных особенностей нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний. |
1. А теперь поиграем в игру «Кто или что?» - Я буду называть имена существительные. А вы поднимите руки вверх, если это одушевлённые имена существительные, и сидите неподвижно, если это неодушевлённые имена существительные. - Учитель, друг, лягушка, отец, тетрадь, пенал, дети, солнце, мама, лисица. - Молодцы, хорошо все вместе справились с заданием. 2. Работа со словарями. - Ребята, кого вы видите на картине? Слайд 25. - Как можно проверить написание этого слова? - А где он находится? Учитель показывает орфографический словарь. - А что вы знаете про лисицу и можете рассказать?
- А теперь попробуйте задать вопросы мне и классу. 3. Работа с памяткой. - Сделайте звуко-буквенный анализ слова лисица. - А как сделать это?
Взаимопроверка. Оценка работы. - Молодцы! Хорошо поработали. - Какой пункт плана мы выполняли? |
Играют.
Лисицу. Написание слова можно проверить по орфографическому словарю. Словарик находится в конце учебника на стр. 134- 135. Лисица – это животное. Слово лисица обозначает одушевлённый предмет, отвечает на вопрос кто? Дети задают вопросы.
Воспользоваться памяткой 1, которая находится в конце учебника на стр. 130-131. Проверяют и оценивают свою работу. Повторили изученный материал. | Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников. Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его. Регулятивные: сопоставлять свой выбор с выбором другого человека. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог в паре, участвовать в коллективном обсуждении. |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |
- Наш урок подходит к концу. Подведём итог. - Какую цель мы поставили вначале урока? - Удалось ли нам её достичь? - Как вы думаете, все ли пункты плана мы выполнили? - Справились ли мы с задачами, которые поставили перед собой на этот урок? -Итак, давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Если вы правильно ответите на все вопросы теста, то узнаете, как вы сегодня поработали на уроке. Тест.(Слайды 28-31) 1. Имена существительные обозначают… а) признак предмета – п б) действие предмета – р в) предмет – м 2.Имена существительные отвечают на вопросы: а) Кто? Какой? – н б) Что? Что делает? – ш в) Кто? Что? – о 3. Укажи только имена существительные: а) мороз – л б) мягкий – а в) смотрит – я 4. Найдите одушевлённые имена существительные: а) заря – ы б) Зорька – о в) гроза – б 5. Укажите только неодушевлённые имена существительные: а) леший – э б) капкан – д в) великан – г 6.На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные: а) что? – ж б) какой? – с в) кто? – е 7. На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные: а) кто? – й б) что? – ц в) что делает? – р - Что получилось? МОЛОДЕЦ! - Для тех, кто желает дома поработать творчески домашнее задание будет таким: 1. Составить алгоритм. В этом вам поможет правило учебник с. 48,50. 2. – Подобрать по 5 слов, отвечающих на вопросы кто? и что? - Составить цепочку из словарных слов, отвечающих на вопрос кто? - Какие новые знания вы получили? - Какое задание было самым интересным? - Что для вас оказалось трудным? -Оцените свои знания. Своей работой на уроке я: Доволен, потому что.. Не совсем доволен, потому что… Недоволен, потому что… (Слайд 32) - Поднимите руку те, кто недоволен своей работой. Почему? - Поднимите руку те, кто не совсем доволен. Почему? - Поднимите руку те, кто доволен своей работой. Почему? - Не расстраивайтесь, у кого не всё получилось. Ведь это только первый урок по теме. У вас всё получится - Урок окончен. Всем спасибо за работу! (Слайд 34) |
Дети отвечают на вопросы.
Выполняют тест.
Записывают домашнее задание в дневник.
Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу.
Высказывают своё мнение. | Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость. |