"Склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Юрьева Инна Алексеевна

Разработка урока по русскому языку "Склонение имён существительных" , 3 класс ПНШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_imen_sushchestvitelnyh.docx280.75 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

Универсальные учебные действия

  1. Организационный момент.

  1. Подведение к теме.

  1. Постановка цели.

  1. Актуализация знаний.

  1. Открытие нового знания

  1. Физминутка

  1. Применение знаний и умений

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Здравствуйте, ребята!

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Отгадайте загадку.

Он приходит в зимний вечер,
Зажигать на елке свечи.
Он заводит хоровод –
Это праздник...

Верно, приближается самый яркий и красивый праздник в году – Новый год, который дарит незабываемые впечатления, радость и улыбку каждому, кто проникнется духом волшебства и магии. К этому празднику многие начинают готовиться заранее для того, чтобы все успеть: нарядить елку, приготовить подарки и угощения гостям.

Времени остается все меньше, и только самый главный символ следующего года никак не успевает приготовить все-все. Хрюня просит у нас помощи с подготовкой к самому грандиозному празднику в ее жизни. Готовы ли вы помочь ей?

Откройте рабочие тетради. Запишите дату «Одиннадцатое декабря» и «Классная работа». Как напишем слово «одиннадцатое»? Подчеркните двойную согласную Н. Запомните написание этого слова.

Как напишем слово «декабря»? Прокомментируйте орфограммы в этом слове.

Как напишем слово «классная»? Подчеркните двойную согласную букву С.

Прокомментируйте орфограммы в слове «работа».

Мы начинаем операцию «Х», главной задачей которой является организация тематического праздничного дня. А вот тему вы узнаете, открыв учебники на стр.135.  

Как вы думаете, почему эти две темы изучаются совместно?

Внимательно прочитайте тему. Какие задачи можно поставить на урок.

Главный символ праздника – елка. Но она не будет выглядеть празднично, если ее не украсим. Нарядим  елку разноцветными шарами, выполнив задание. (упр.132, стр. 135).

Прочитайте стихотворение  «Кораблик» на стр. 135. На какие группы можно разделить выделенные слова?

Какие имена существительные относятся к  I, II, III склонению?

Спишите первые два предложения. Выделите  в них обращения. В каком падеже стоят эти слова? Является ли обращение членом предложения?

Выделенные слова поставьте в начальную форму и запишите в 3 столбика: существительные I, II, III склонения.

Кораблик

— Куда вы, кораблик, плывёте
И где вы, кораблик, живёте?
— В море я синем живу,
К берегам я зелёным плыву.

Вчера погрузили в мой трюм
Горчицу и сладкий изюм,
Лапшу и фасоль,
И
сахар, и соль,
И
пластырь, снимающий боль!

(Ю.Мориц)

Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Повесьте шарик на елочку соответствующего типа склонения. Объясните свой выбор.

В чем заключается различие склонений существительных?

Молодцы, ребята!

Гости на празднике не должны скучать, а также нельзя оставить их голодными. Хрюня предлагает приготовить угощения для гостей.

Откройте рабочие тетради на стр. 88. Выполним  задание № 98.

Пекарь в пекарн... ст..ит у печ..,

Песни п..ет и п..чёт кал..чи.

(С. Михалков)

Прочитайте предложение.  Подчеркните все родственные слова и объясните свой выбор.

Что называют родственными словами?

Почему вы отнесли слова «пекарь» и «печи», «пекарня»,  «печет» к родственным словам?

Прочитайте слова с пропуском в первой строке. В какой части слова находится орфограмма? Ударная или безударная позиция?

Как  проверить безударное падежное окончание имени существительного?

Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.

Чтобы выяснить написание окончания существительного, необходимо:

  1. Определить падеж имени сущ.; 
  2. Поставить сущ. в начальную форму;
  3. Определить склонение;
  4. Проверить окончание с помощью проверочного слова, в котором окончание – ударное.

Вставьте пропущенные буквы в выделенных словах, используя алгоритм( у доски и в тетрадях).

Определим и запишем над выделенными  существительными склонение и падеж.

Пекарь –II скл., И.п., м.р.

В пекарне – н.ф. пекарня –I скл., П.п., ж.р., в стене

У печи – н.ф. печь – III скл., Р.п., ж.р., у степи.

Вставьте пропущенные буквы в остальных словах самостоятельно. Проверим выполнение.

Поет  - пой.

Печет – печь.

Калачи- калач.

Вы славно потрудились, пришло время немного отдохнуть.

Но вечер приближается (разведите руки в стороны),

Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).

Крепчает мороз  (с усилием сожмите кулаки)

—Щиплет щеки, щиплет нос(пальцами слегка ущипните щеки и нос)

Руки стали замерзать (потрите ладони)

Надо их отогревать  (подышите на ладони).

Вечер приближается (разведите руки в стороны)

Темнота сгущается.

Нам домой давно пора

—До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).

Мы почти закончили приготовления к празднику: нарядили елку шарами, приготовили угощения. Осталось только подготовить подарки.

Перепишите, заполняя пропуски. Определите тип склонения существительных и их падеж. Выделите окончание.

Томиться в невол..., играть на роял.., стоять на площад.., думать об иде.., в тихом уединень.., идти по тропинк.., успокоиться при мысл.., побывать на строительств…

Пусто зимой в степ….. Дети играют в снежки на школьной площадк….. Снег л…жит на в…рхушк…. ел….

Мы закончили приготовления к празднику. Предлагаю вам отправить Хрюне голосовое сообщение с итогами нашей работы.

Сегодня я узнал…

Я повторил…

Для того, чтобы проверить написание безударного падежного окончания, необходимо …

Теперь я могу…

Молодцы, ребята. Хрюна благодарит вас за помощь.

Приветствуют учителя. Занимают свои рабочие места.

Новый год.

Да.

Безударная гласная в корне – е, написание запоминаем; безударная гласная в корне – а, можно проверить словом «декабрь».

Безударная гласная в корне- а, написание запоминаем.

 «Различие склонений существительных. Правописание падежных окончаний».

Чтобы определить правильное падежное окончание существительного по типу его склонения.

Повторить: три типа  склонения и их отличительные черты, алгоритмы определения склонений.

Узнать: правило  написания безударных падежных окончаний имен существительных.

Выделенные слова можно сгруппировать по трём типам склонения. 

К  I склонению относятся сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями –а, -я в Н. ф.; ко II склонению относятся сущ. ср. р. с окончаниями –о, -е, а также сущ. м. р. с нулевым окончанием в Н.ф.; к III  склонению относятся существительные ж. р. с нулевым окончанием Н.ф.

В И.п. Членом предложения не является.

Обращения:

— Куда вы, кораблик, плывёте
И где вы,
кораблик, живёте?
— В море я синем живу,
К берегам я зелёным плыву.

I склонение: горчица (т.к. ж.р., оконч. –а), лапша (т.к. ж.р., оконч. –а)

II склонение: трюм (т.к. м.р., нул.оконч.), изюм (т.к. м.р., нул.оконч.), сахар ( т.к. м.р., нул.оконч.), пластырь ( т.к. м.р., нул.оконч.),

III склонение: фасоль (т.к. ж.р., с Ь на конце слова), соль (т.к. ж.р., с Ь на конце слова), боль (т.к. ж.р., с Ь на конце слова).

В окончаниях.

Родственными словами

 называют слова, которые имеют один и тот же корень. При этом они относятся к разным частям речи и имеют отличную друг от друга основу.

В окончании. Безударная.

Пекарь в пекарне стоит у печи,

Песни поет и печет калачи.

Личностные: имеют мотивацию к учебной познавательной деятельности.

Регулятивные: оценивают правильность выполнения задания на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: участвуют в диалоге.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, активно слушать одноклассников, учителя.

Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на вопросы учителя.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, активно слушать одноклассников, учителя.

Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на вопросы учителя.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, активно слушать одноклассников, учителя.

Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на вопросы учителя.

Личностные: осознают свои возможности в учении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"

Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....

Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных

Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го ...