Технологическая карта по русскому языку на тему: "Краткая форма прилагательного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Технологическая карта по русскому языку на тему: "Краткая форма имени прилагательного"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по русскому языку | 30.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологичекская карта
Софронова Марина Евгеньевна
МОУ Дмитровская СОШ №8
Учитель начальных классов
Русский язык
Класс 4 «В»
Тема урока: Краткая форма прилагательных.
УМК «Перспективная начальная школа» - «Русский язык» М.Л. Каленчук
Цель: знакомство учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками краткой формы имён прилагательных.
Задачи.
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания;
Коммуникативные УУД: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;
Познавательные УУД: формирование умения поиска информации в учебных словарях;
Предметные УУД: уметь самостоятельно образовывать краткую форму прилагательного и правильно применять ее в устной и письменной речи, самостоятельно формулировать определение кратких имен прилагательных, наблюдать за подвижностью ударения в кратких формах имен прилагательных.
Тип урока: урок закрепления знаний
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: учебник М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова «Русский язык 4 класс» часть 1 и 2, рабочая тетрадь
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | Организация начала урока | Поздоровались (стоя). Открыли тетради, записали число и слова классная работа | Личностные УУД: соблюдение дисциплинарных традиций (подготовка к уроку). Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Мотивация урока | - Откройте учебники на странице 144. - Найдите упражнение 113. - Прочитайте задание. 1. Не открывая обратного словаря, догадайтесь к какой части речи будут относиться слова на -гий, жий, кий? Докажите свой выбор. - Давайте проверим по учебнику (4 № 2, стр. 133) правы ли вы? - К какой части речи относятся эти слова? - Почему? - Что ещё вы знаете об этой части речи? - Для чего мы используем прилагательные в речи? 2. Используя слова для справок, данные на доске (легкая, умелые, пушистые, карие, курносый, румяное), подбери подходящие по смыслу прилагательные к существительными: Нос… лицо… Глаза… ресницы… Руки… поделка… - Прочитайте, что у нас получилось? А теперь посмотрите, какой литературный портрет дан вам на стр. 146 учебника - Назовите произведение и автора | (4 № 1) открывают учебник на странице 144, находят упражнение 113. Один из учащихся читает вслух задание. - Эти слова будут относиться к именам прилагательным, т.к. у этой части речи в ед.ч., муж. роде будет окончание “ий”. - Один человек читает вслух прилагательные на -гий, жий, кий. - Она относятся к именам прилагательным. - Слова отвечают на вопрос “какой?”, обозначают признак предмета. - Имеет грамматические признаки: род, число, падеж; - В предложении является определением. - Мы используем прилагательные, чтобы речь наша была красивее и чтобы подробнее описать какой-то предмет или явление окружающей действительности. Два учащихся выполняют задание на доске, остальные самостоятельно в тетради. - Самопроверка задания. Это словесный портрет человека. Открывают стр. 146, читают (вверху). - А.С.Пушкин “сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” | |
| - Найдите слова с помощью которых А.С.Пушкин харатеризует свою героиню. Выпишите их в столбик - Что вы можете сказать о царевне? Какая она? - А соответствует ли внешность царевны её поступкам? - Какой вывод мы можем из этого сделать? - От каких слов образованы слова, записанные на доске? Запишите эти слова во второй столбик. - Слова какого столбика вам знакомы? - К какой части речи они относятся? - Сравните слова первого и второго столбиков? - Что общего? - Кто догадался с какой частью речи мы сегодня будим знакомиться? - Вывешивает на доску табличку “краткие прилагательные”. - Кто из вас знает, что это за часть речи? - Ваша к концу урока попутаться сформулировать определение - что такое краткое прилагательное? | Дети находят слова: - высока, - стройна, - бела, - горда, - ломлива, - своенравна, - ревнива. Записывают в столбик, один человек работает у доски. Дети дают описание её внешности. - Учащиеся дают оценку поступкам царевны. - Человек должен быть красив душой. - Дети пишут в тетрадях напротив первого столбика второй: - высокая, - стройная, - белая, - гордая, - ломливая, - своенравная, - ревнивая. К именам прилагательным Сравнивают устно 1. Значение слов 2. Вопросами Какова? Какая? - Мы будим знакомиться с краткими прилагательными. | |
3. Постановка проблемной задачи | А для этого мы продолжим анализ наших кратких прилагательных. - На какой вопрос отвечают краткие прилагательные. Вывешивает надпись: краткие прилагательные – какова? Мы знаем, что прилагательные изменяются по родам и числам. - Как будут звучать вопросы кратких прилагательных в м.р., ср. р. и во мн. числе? Вывешивает надписи. Краткие прилагательные: - какова? - каков? - каково? - каковы? - А как вы думатете, какие прилагательные появились в языке раньше? - Посмотрите как сказано об этом на стр. 144, 145. - Как образовались полные прилагательные? - Что ещё нового вы узнали из прочитанного? - Как называется гласный, который то появляется в корне, то исчезает? | Какова? Каков? Каково? Каковы? Дети высказывают своё мнение. Один ученик читает в слух сообщение на стр. 144, 145. - От кратких прилагательных при помощи окончаний. -У кратких прилагательных в ж.р. нулевое окончание. - Это белый гласный. | |
4. Первичное закрепление | Выполните упр. 114, согласно образцу, данному в учебнике. - Обменяйтесь тетрадями. Проверьте и оцените работу друг друга. - Кто всё сделал правильно? - Кто допустил ошибки? - Как образовалась краткая форма прилагательных? В каком слове поставим ударение? Что заметили? - Прочитайте вывод на плакате летучей мыши в учебнике на стр. 146. - Что вы поняли об ударении в полной и краткой форме прилагательных? - А в краткой форме прилагательных? | Все пишут в тетради, один у доски. Лёгкий - лёгок, легка. Мягкий - мягок, мягка. Гладкий - гладок, гладка. Сладкий - сладок, сладка. Обмениваются тетрадями. Проверяют и оценивают работы друг друга. Поднимают руки. Поднимают руки. При помощи усечения морфемы + белый гласный. Ставят ударения в словах. - Ударение меняет место в словах. - Один из учащихся читает в слух. Оно неподвижное. Подвижное. |
|
5. Закрепление. Дифференцированная работа | 4. Выполните самостоятельно упр. 116. - Обсудите ударения в этих словах со своим соседом по парте. Сделайте вывод. 2. Запишите под диктовку предложения - Падает пушистый снег. Зимний снег пушист. Работая в группах - Определите какими членами предложения здесь будут имена прилагательные? - Укажите грамматические признаки этих прилагательных. - Что ещё нового вы узнали о кратких прилагательных. Вывешиваются записи: - Род. - Число. - Сказуемое. Мы заканчиваем нашу схему. - Кто же из вас готов сформулировать определение, что такое краткое прилагательное? | Дети записывают: Один у доски: Он ревнив. Она ревнива. Оно ревниво. Они ревнивы. Работа в парах. Вывод: ударение в этих словах неподвижно. Учащиеся записывают предложения под диктовку. Слово зимний является в предложении определением, а слово пушист - сказуемым. Пушистый - м.р., ед.ч. Пушист – м.р., ед.ч. - В предложении они являются сказуемыми. - Имеют грамматические признаки: род, число, падеж. Не изменяются по падежам. - Краткое прилагательное - это форма полного прилагательного, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какова?, каков?, каково?, каковы? Имеет грамматические признаки: род и число. В предложении является сказуемым. | |
6. Домашнее задание | Составить свой автопортрет, используя краткие имена прилагательные. Опишите себя с внешней и внутренней стороны | Дети записывают домашнее задание в дневник. | |
7. Итог урока | - С чем познакомились на уроке? - Что нового узнали? - Чему научились на уроке? | С краткой формой имени прилагательного. Краткие прилагательные имеют грамматические признаки род и число: - подвижное ударение, - в предложении бывают сказуемыми. - Образовать краткие формы прилагательных от полных форм, путём усечения морфемы | |
8.Рефлексия | “Метод шести карточек”. Раздается учащимся шесть карточек разного цвета. - Каждой карточке соответствует? 1. Белая карточка: Что понравилось в уроке? 2. Красная карточка: С какими трудностями столкнулись на уроке? 3. Желтая карточка: Что легко давалось? 4. Зелёная карточка: Где в дальнейшем можете использовать эти знания? 5. Черная карточка: Что не понравилось? Что бы вы хотели изменить? 6. Синяя карточка: Учитель подводит итоги урока, оценивает ответы учащихся, выставляет отметки | Отвечают на вопросы, соответствующие цвету своей шляпки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Род имён прилагательных"
Технологическая карта урока создана в соответствии требованиям ФГОС и может быть использавана в работе не только по УМК "Школа России", но и "Планета знаний"....
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Изменение имени прилагательного по родам"
Урок-закрепление....
Технологическая карта урока русского языка на тему:"Род имени прилагательного" 3 класс
Конспект урока...
Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе" (4 класс, ПНШ)
Технологическая карта русского языка. Составленна в соотвествии с образовательной программой....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание окончаний прилагательных"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" . Учебник «Русский язык. 3 класс. Часть 2». С.В. Иванов, А.О. Е...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Начальная форма имени прилагательного» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.Задачи урокаДидактичес...
технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное».» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное».»Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательн...