русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Познакомить с понятием спряжение, формировать умение определять спряжение глагола по ударному личному окончанию, развивать умения наблюдать, сравнивать. классифицировать. делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
русский язык | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Владимирская средняя школа
Методическая разработка урока
по теме: «Понятие о спряжении глагола.
Личные окончания глаголов I и II спряжения»
Русский язык
4 класс
УМК «Школа 2100»
Выполнил учитель начальных классов
Мясоедова Валентина Константиновна
2017 год
Проект урока
- Учебный предмет русский язык.
- УМК Образовательная система «Школа 2100».
- Тема урока: «Понятие о спряжении глагола.
Личные окончания глаголов I и II спряжения».
- Тип урока: изучение нового материала.
- Задачи урока:
Обучающие: познакомить с понятием спряжение; формировать умение определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.
Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, классифицировать, делать выводы и обобщения; совершенствовать умение вычитывать информацию из источников, имеющих разные формы (текст, таблица) и осмысливать её.
Воспитательные: формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Ожидаемые результаты:
Предметные:
- Овладение системой словоизменения глаголов в настоящем времени, понятием спряжение.
- Первичное формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
(общеучебные)1. Умение извлекать информацию из схем, текстов.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
(логические): 1. На основе анализа объектов делать выводы.
2. Обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2 . Умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты:
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Оборудование: учебник, таблицы.
- Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: умение находить глаголы в тексте, образовывать неопределённую форму, умение определять признаки глагола.
План урока и хронометраж:
№ п\п | Название этапа | Хронометраж |
I | Оргмомент. | 1 мин. |
II | Проверка домашнего задания. | 7 мин. |
III | Актуализация изученного. | 2 мин. |
IV | Введение темы урока. | 2 мин. |
V | Открытие нового знания.
а) Наблюдение. б) Проверка закономерности. 2. Работа с определением спряжения. 3. Физкультминутка. 4. Наблюдение за особенностями личных окончаний глаголов 2 лица. | 5 мин. 8 мин. 3 мин. 3 мин. 9 мин. |
VI | Первичное закрепление понятия I и II спряжение. | 3 мин. |
VII | Итог урока. | 1 мин. |
VIII | Домашнее задание. | 1 мин. |
Содержание урока
№ п\п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование: формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД), средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.) |
I | Оргмомент | -Посмотрите друг на друга. -Улыбнитесь! -Поздоровайтесь глазами. -Откройте тетрадь. -Что надо записать? -Напишите «Классная работа». | Комментированная запись числа. | |
II | Проверка домашнего задания | – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? | Устный рассказ на тему «Что я знаю о глаголе». Самооценка | Познавательные (общеучебные): -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: -умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: -умение слушать и понимать других. |
III | Актуализация изученного | Создание проблемной ситуации. – Что такое склонение? – Какие части речи, известные вам, склоняются? Приведите примеры. – Можно ли просклонять глагол? Попробуйте просклонять глагол прыгать. Почему не получается? – Как же изменяются глаголы? | Принятие проблемной ситуации (Глаголы не изменяются по падежам.) (В прошедшем времени – по числам, в единственном числе – по родам. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.) | Частично-поисковый метод обучения. Познавательные (общеучебные): -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
IV | Введение темы урока | Руководство выдвижением гипотез. – Прочитайте название параграфа на с. 75. – Как вы понимаете значение слова словоизменение? – А что такое словообразование? – В чём отличие между этими понятиями? – Предположите, что же изменяется при словоизменении глаголов? | Фронтальная работа (При словоизменении значение слова не меняется, а при словообразовании появляются новые слова – слова с другим значением.) Выдвижение гипотез | Познавательные (логические): -умение на основе анализа делать выводы. (общеучебные): -умение находить ответы на вопросы в тексте. Регулятивные: -умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. |
V | Открытие нового знания | 1. Введение понятия спряжение. а) Наблюдение. Упр. 247. – В каком времени стоит глагол идти? – Как изменяется глагол в настоящем времени? – Что значит личное окончание? – Измените глагол идти, стоять по лицам и числам, как в образце. – Сделайте вывод о характере окончаний б) Проверка закономерности. Упр. 248 – Прочитайте, что получилось. Это новые слова или формы одного и того же слова? – Как вы изменяли глаголы? 2. Работа с определением спряжения. – Прочитайте первый текст в рамке на с. 76. – Что нового вы узнали? Запишите ключевое слово урока: спряжение. – Прочитайте вывод во второй рамке. Какая буква меняется в окончаниях? – Назовите окончания 2-го лица ед. числа. Проверьте себя, прочитав предложение 1 рядом с восклицательным знаком. – Какая буква пишется на конце? Знакома ли вам эта орфограмма? Как она обозначается? Запишите эти слова, обозначьте орфограмму. Рисуешь (2-е л., ед.ч.), молчишь (2-е л., ед.ч.) и т.д. – Какую роль играет в этом случае ь? Является ли он показателем мягкости согласного? Почему? – Прочитайте уточнение под цифрой 2. Запишите слова, выделите «длинные» окончания, подчеркните 1-ю букву гласного. Какие это буквы? (и, е – разные). Подчеркните 2-ю букву гласного – е. Она всегда одинаковая. Её нужно запомнить. 3.Физкультминутка Музыкальная «Танцуют все» (презентация) 4. Наблюдение за особенностями личных окончаний глаголов 2-го л., ед. и мн.ч. 1. Упр. 249. 2. Различие глаголов I и II спряжения. – Прочитайте первое предложение. Сколько спряжений в русском языке? Как будем указывать спряжение глаголов? – Прочитайте второе предложение. – Что вы уже заметили в личных окончаниях глаголов? – Прочитайте личные окончания глаголов I спряжения; II спряжения. – Как определяется спряжение глагола? – Прочитайте материал для запоминания после правила. – Когда легко определить спряжение глагола? Чтоб определить спряжение, Посмотри на окончание. И ещё на ударение Обрати своё внимание! Когда окончание под ударением, Легко ты узнаешь, какое спряжение. таблица | Поисковая деятельность Формы глаголов идти, стоять записываются на доске, выделяются личные окончания и сравниваются. (В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе буквы согласных одинаковые, но изменяются буквы гласных.) Выполняется на доске (изменение двух глаголов коллективно: говорить, нести) и самостоятельно (сочинить, спасти). (Формы слова.) (По лицам и числам.) Фронтальная работа (Звук [ш] всегда твёрдый, в данном случае – ь показатель определённой грамматической формы слова, а именно – 2-го лица ед. числа глагола.)
Дети повторяют танцевальные движения. Запись глаголов и выделение окончаний. Обозначение орфограммы. Групповая работа Работа с текстом определения (с. 77). (Римскими цифрами: I и II.) Фронтальная работа (По окончанию.) Вывод: спряжение – это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение «перейти» не может. | Познавательные (логические): -умение на основе анализа объектов делать выводы. Познавательные (общеучебные): -умение находить ответы на вопросы в тексте. Познавательные (общеучебные): -умение находить ответы на вопросы в тексте. (логические): -умение обобщать и классифицировать по признакам. Познавательные (логические): -умение на основе анализа объектов делать выводы. |
VI | Первичное закрепление понятия I и II спряжение | Работа в учебнике. Упр. 250. Образец записи: Весело поют (I), пьёт воду (I), громко пищит (II). таблица | Работа в парах Самооценка | Познавательные (логические): -умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные: -умение работать в паре. Регулятивные: -умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
VII | Итог урока | – Назовите ключевое слово урока. – Что такое спряжение? – Какую букву гласного в личном окончании имеют глаголы I спряжения, какую – II спряжения? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | Фронтальная работа | Познавательные (логические): -умение на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные: Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: -формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
VIII | Домашнее задание. | Задание № 3, тема 9 (тренировочный тест) в рабочей тетради. |
Литература
1.Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Русский язык. учебник 4 класс часть 2
2.Бунеева Е.В. Русский язык. 4 кл. Методические рекомендации для учителя /Е.В.Бунеева, Н.А. Исаева. – М.: Баласс, 2014. – 272 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
3.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152с. (начальная школа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....