Тема :«Правописание суффиксов –ик, -ек
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тип урока: Урок закрепления новых знаний.
Цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок закрепление | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема :«Правописание суффиксов –ик, -ек
Тип урока: Урок закрепления новых знаний.
Цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.
Ход урока.
- Организационный момент
2. Каллиграфическая минутка.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
-По образцу напишите сочетания букв.
(Прописывают соединения ик, ек).
-Дайте характеристику согласному звуку.
-Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо.
На строчку посмотрите,
Что заметили, скажите.
- Написали суффиксы.
-Кто догадался. О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
- О суффиксах.
3.Актуализация знаний.
-Продолжите предложение.
Суффикс – это (часть слова), которая стоит (после корня) и служит (для образования новых слов).
-Я предлагаю вспомнить, что вы знаете о правописании суффиксов и поработать в группах.
Задание группам.
-На столах у вас карточки. Вам нужно вставить пропущенные буквы. Определить в какой части слова орфограмма, объяснить ее написание.
1 группа
Учит . ль, строит . ль, спасат . ль, двигат . ль.
2 группа
Храбр. сть, мудр .сть, рад . сть, хитр . сть.
3 группа
Врем . на, сем . на, плем . на, им . на.
4 группа
Мыш . нок, галч . нок, бельч . нок, медвеж . нок.
- Оцените работу групп.
-О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?
4. Создание проблемной ситуации.
- Запишите слова и вставьте пропущенные буквы.
Сн..жок, к..рмушка, зв..рек, ключ..к.
- Объясните правописание орфограмм.
-Какое слово вызвало затруднение? Почему?
- Кто не записал последнее слово? Что вы не смогли сделать?
- Кто правильно записал последнее слово, каким правилом вы воспользовались?
-Какой следующий шаг вы должны будете сделать?
-Давайте выясним, в какой части слова находятся орфограммы. Для этого разберем слова по составу.
-В какой части слова встретились орфограммы?
-Безударную гласную в корне мы умеем проверять?(Расскажите правило).
- Какое задание вы должны были выполнить?
-Как вы выполняли задание?
-В чем затруднение?
-Почему же возникло затруднение? -Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
-В суффиксе мы можем проверить написание гласной?
-Знаем ли мы эту орфограмму?
- Всегда ли в суффиксе пишется буква и? Может быть вы встречали и знаете слово с похожим суффиксом, но в нем пишется буква е, а значит суффикс ек.
У нас возникла проблема в написании суффикса! Почему так бывает: в одном слове пишется суффикс -ик, а в другом –ек? Когда же писать –ик,
а когда –ек?
-Так что же мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему
урока.. (Правописание суффиксов -ек -ик.).
5. Физминутка.
6. Работа по теме урока.
- Знаем ли мы как пишутся суффиксы -ек -ик ? Как мы можем узнать об этом?
-Какой путь вы выбираете?
Правило лучше запоминается, когда его выводишь сам, понимаешь его и применяешь на письме.
-Итак, ребята, давайте выведем правило о том, как правильно писать суффиксы -ек, -ик. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.
-Чтобы вы смогли сами открыть правило. Я предлагаю вам работать по плану.
На доску вывешивается план:
- Провести анализ предложенных групп слов. Выяснить общее в каждой группе.
- Сравнить между собой группы слов.
- Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.
- Создать эталон о правописании суффиксов –ик, -ек.
- Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать.
- У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их.
- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.
Кузнечик, орешек, птенчики, горошек, кузнечики, орешки, птенчик горошки.
- На какие две группы можно разделить слова?
- Разделите слова в два столбика
- В каждой паре слов выделите суффикс.
- Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно их разделить?
Расположите слова в 2 группы.
Назовите слова 1 группы.
Назовите слова 2группы.
- Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса?
- Действительно, посмотрите на группу слов с гласной –и.
Гласная -и есть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе.
А в словах 2 группы что происходит?
-Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?.
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 150.
- Прочитаем правило
Знакомство с алгоритмом.
- Измени по числам слово.
- Определи, «Убегает» ли гласная.
- Если да – пиши –ек. Если нет –ик.
7. Закрепление изученного материала
1) Работа по учебнику
Стр. упр
2). Игра- соревнования.
- Найдите ошибки и исправьте, распределите слова по корзинам: в одну помести слова, где пишется суффикс –ик; в другую помести слова, где пишется суффикс –ек.
На доске: мальчики, столек, мячек, песочик, барашик, платочик, цветочик, билетик, зубик, кармашик, орешик, хвостек, кузнечек, слоник, арбузик, гвоздек, кирпичек, шарик, листик, замочик, ключек, гномик, ножик.
8. Итог урока.
Домашнее задание: с., упр. , правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока русского языка по теме: "Правописание суффиксов -ик-, -ек-". (Начальная школа XXI века)
Урок проведён во втором классе с использованием деятельностного метода....
Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание суффиксов –ик, -ек» во 2 классе.
Цели: Ознакомить учащихся:с суффиксами –ек, -ик;со способом действия при выборе суффиксов –ек, -ик;повторить и закрепить знания о сотаве слова.Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс;рисунки для ...
Открытый урок по теме: «Правописание суффиксов –ик, -ек»
Проект урока составлен по развивающему обучению в 3 классе. При составлении проекта урока особое внимание уделялось формированию УУД на учебном материале....
Урок русского языка по теме "Правописание суффиксов перед -л в глаголах прошедшего времени"
Урок разработан для учащихся с нарушением зрения классов IV вида. Урок имеет коррекционную направленность....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание суффиксов -о- и -а- в суффиксах наречий с приставками"
Развивающая система Л.В. Занкова, учебник "Русский язык" 4 класс(2 часть) А.В. Полякова...
Урок русского языка по теме "Правописание суффиксов -онок- -ёнок-"
Данный конспект урока позволяет учащимся самостоятель открыть новые знания, вывести правило правописания суффиксов -онок, -ёнок; составить алгоритм применения правила...
технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик 3 класс УМК "Школа России"
карта составлена для урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик" для 3 класса УМК "Школа России" (изучение нового материала)...