Урок русского языка по теме "Правописание суффиксов -онок- -ёнок-"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Данный конспект урока позволяет учащимся самостоятель открыть новые знания, вывести правило правописания суффиксов -онок, -ёнок; составить алгоритм применения правила
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx | 38.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
по программе « Школа 21»
Тема урока: «Правописание суффиксов –онок, ёнок.»
Цель урока:самостоятельно сформулировать правило правописания суффиксов – онок, ёнок.
Задачи урока:
наблюдение за написанием гласных о,ё в суффиксах –онок,-ёнок после мягких и твёрдых согласных;
повторение понятий:суффикс, состав слова, родственные слова;
развитие мышления на основе операции в анализе и синтезе;
развитие эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в решении проблемных ситуаций.
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые технологии: проблемного обучения; ИКТ.
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый.
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.
Формируемые УУД:
Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.
Оборудование: - презентация к уроку;
- учебник русского языка С.В. Иванова
- листы с заданием для работы в парах, в группах;
- таблица с алгоритмом « правописание суффиксов –онок, енок.»
- карточки – выводы работы в группах
Ход урока:
1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ
- Сегодня у нас ответственный урок. К нам пришли гости. И, как гостеприимные хозяева, подарим свои добрые улыбки и порадуем хорошей работой.
Пусть нашим девизом будут слова.
1 слайд
Всем-всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, мы хотим учиться!
- Зачем нам надо учиться?
− Только грамотного человека можно назвать культурным.
− Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания о написании слов.
2. Орг. момент. Этап мотивации.
- Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? Откройте тетради, читаем дату, запишите.
А)ЧИСТОПИСАНИЕ.
Ч,Ж,Ш,
- Прочит буквы, назовите звуки.
- Что о них можете сказать?
-Какая буква лишняя? Почему?( Зв.Ч- всегда.м. или Ж-звонкий.)
- А какой не хватает? ( Щ)
- Не забывайте про эти буквы, они сегодня нам пригодятся.
- Пропишите по образцу.
2слайд
- К кому в гости мы отправимся?
Бегают в лесу и в поле,
Плавают в реке и в море,
Могут прыгать и летать,
И друзьями могут стать.
Ну, а городе большом
Зоопарк- их главный дом.
б) СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Животные
Животное ЖИВОТНОЕ. Заимств. из ст.-сл. яз., где животьно — суф. производное от животъ "жизнь". См. живот. Животное буквально — "то, что живет" (в отличие от неживой природы), ср. растение. |
!!!Это старославянское слово, образовалось от слова « Живот» - жизнь.
« Не щадя живота своего- значит, не щадя жизни.»
- Кто может жить в зоопарке? Отгадайте.
Ребусы и анаграммы: ЛИСИЦА, МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ.
-Читаем с карточки хором, пишем с комментированием.+ удар, Б/гласн
- Какая орфограмма ещё встретилась?
- В каком из слов звуков больше, чем букв?Почему?
- В каком из слов звуков меньше, чем букв?Почему?
- Вернёмся к слову «животное»
- Выделите корень в слове.- (живот)
- Что такое корень?
- Какие ещё части слова знаете?
3слайд.:
а)- Читаем хором: -оньк-,-еньк-, -очк-,-енок-,-онок-,-ечк- !!!!!!!!!
- Что это?
- Что знаете о суффиксе? ( Что это такое, где стоит, для чего служит, имеет значение)
- Как называется способ образования слов при помощи суффикса?
- Какие суффиксы помогут образовать названия детёнышей животных?
4. Постановка проблемы.
а) ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ.
Весной у зверей в зоопарке появляются детёныши.
- Кто у кого появился?
-Образуйте новые слова суффиксальным способом, запишите маркером на листочках.
( Вызвать к доске детей с разными вариантами, повесить на доску)
- Задание было одинаковое ?А результат какой?
- Почему? ( не знаем, когда в суффиксе пишется о,и ё)
4 слайд: проверьте себя : ЛИСЁНОК, МЕДВЕЖОНОК, ЗАЙЧОНОК.!!!!!!
- Кто написал правильно? Каким правилом пользовались? ( Ответить не могут)
- Кто допустил ошибку? Почему? Чего вы ещё не знаете? ( Не знаем правило)
3. ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ.
- Сформулируйте тему урока.
( Учитель открывает её на доске)
- Читаем хором! (Правописание суффиксов – онок-, -ёнок-.»)
- Сформулируйте главные цели урока. ( вывести правило правописания суффиксов-онок,-ёнок, составить алгоритм) (ВЫВЕСТИ, СОСТАВИТЬ, НАУЧИТЬСЯ)
1. Вывести правило правописание суффиксов –онок-,- ёнок-.
2. Составить алгоритм применения правила.
3. Научиться писать слова с суффиксами -онок-,-ёнок-.
- Какие вы ещё можете себе поставить цели?
- Что поможет нам достичь целей, открыть новое правило? ( Имеющиеся знания, учебник, работа на уроке. )
4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ.
- Проведём исследование, работая в группах.
- Какие правила работы в группе помните?
Правила работы в группе:
- работаем дружно,
- говорим по очереди, не перебивая друг друга
- внимательно слушаем,
- уважаем мнение собеседника,
- не отвлекаемся на посторонние дела,
- не мешаем друг другу, вовремя помогаем,
- выполняем указания старшего.
- Разбейтесь на группы, выберите руководителя, контролера.
- Руководители, возьмите план работы.
- Читаем план работы.
План.
1.Прочитайте слова, выделите корни.
2. Подчеркните согласную перед суффиксом -онок, ёнок:
3. Понаблюдайте: какая гласная стоит после мягкого согласного, а какая- после твёрдого?
4. Найдите исключение из правила: после какого мягкого согласного все- равно пишется суффикс –онок-?
5. Сделайте ВЫВОД 1.
6. Сделайте ВЫВОД 2.
( Дети работают в группах- 7-8 минут.)
- Кто готов представить результат работы группы?
5. ЗАЩИТА:
ВЫВОД 1:
- Мы считаем, что суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме звука (ч),суффикс –онок- пишется после твёрдых согласных и (ч).
ВЫВОД 2:
Правило можно сформулировать по- другому.
Суффикс – онок- пишется после шипящих согласных, а в остальных случаях- ёнок.
- Кого похвалишь из своей группы?
- Можно ли утверждать , что мнения групп одинаковые?
6. ОБОБЩЕНИЕ РАБОТЫ В ГРУППАХ.
(ФОРМУЛИРОВКА ПРАВИЛА по схемам)
- Вы хорошо поработали, сделали открытие: вывели новое правило. Расскажите его по схеме: когда же мы пишем –ёнок-? –онок-?
( Учитель вывешивает СХЕМУ:М,СОГЛ.,кроме (ч)- - ЁНОК-
ТВ. СОГЛ. и (ч) - -ОНОК-
- Как можно по- другому сформулировать правило?
ШИП. СОГЛ.----ОНОК-
7.ФИЗМИНУТКА.
8 слайд
- Проверим правильность наших выводов по учебнику.
- Совпало правило с нашим? Значит, наше правило верное.
8. РАБОТА НАД ПРАВИЛОМ В УЧЕБНИКЕ. С. ( чтение вслух.)
- Совпало правило с нашим? Значит, мы вывели правило верно.
УСВОЕНИЕ:
-Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется –енок- ?(нет)
- Какое уточнение мы сделали к правилу, которого нет в учебнике? ( ТАБЛ,№2)
- Теперь, зная правило, что мы можем делать? ( писать слова)
- Но прежде,чем писать слова ,нужно составить алгоритм применения правила
8. СОСТАВИМ АЛГОРИТМ.
- Кто знает что такое алгоритм?
-Что надо сделать сначала? ( выделить корень)
-На что обратим внимание потом? ( определим , какой звук перед суффиксом)
-Далее? ( если это м.согл,кроме (ч)- пишем –ёнок-, если – тв. согл. и (ч)- пишем – онок.
( Учитель выставляет этапы алгоритма на доске)
1. Выделить корень.
2.Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
3. После [ж], [ш], [ч] пишем суффикс –онок-,
4. После мягких согласных пишем –ёнок-.
Зная алгоритм, что теперь мы сможем делать? ( применять правило по алгоритму)
9.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
а) Проговаривание во внешней речи.
Положите карточку. Предложите задание. ( вставить о или ё)
орл..нок грач…нок
лягуш..нок бобр..нок
бобр..нок порос..нок
порос...нок галч..нок
(Грачонок - корень грач-, заканчивается на шипящую Ч- пишем суффикс онок, и т. д.)
б) РАБОТА В ПАРАХ. ( листочек жёлтый)
3. Игра «Крестики-нолики» НАЙТИ ошибку.
Согласны – О
Не согласны – Х
1. волчонок 4. ежонок 7. утёнок
2. моржонок 5.скворчёнок 8. барсучонок
3. страусёнок 6.лягушонок 9.медвежонок
1.О | 2.О | 3. О |
4. О | 5. Х | 6. О |
7. О | 8.О | 9. О |
- С написанием какого слова вы не согласны? Почему?
– Соедините О (1-2-3-6-9-8-7-4-1). Какая буква получилась? (О)
– Вам- «Отлично». Молодцы!
5. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (если будет время)
( если мало времени- мальчики – с –онок-, девочки- с-ёнок-)
+ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА У ДОСКИ. ( один- с онок, второй- с ёнок)
-У каких животных в зоопарке появились детёныши? Записать в 2 столбика: - онок-, -ёнок-.
ТИГРЁНОК, БЕЛЬЧОНОК, ЛЬВЕНОК,СЛОНЁНОК,ИНДЮШОНОК, ВОЛЧОНОК.
+ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА.
ДЕТИ, у кого лежит красный листочек, Выполняют работу в тетради самостоятельно.
-Запиши слова в 2 столбика, исправляя ошибки в написании суффикса.
( У них те же слов а, но сошибками: Тигрёнок, бельчёнок, львёнок, индюшонок, слонёнок, волчёнок,))
ПРОВЕРКА:
- Сравните свою работу с работой детей у доски. У кого нет ошибок? Поставьте себе +.
10. ИТОГ УРОКА.
- Как звучала тема урока?
-Какие цели мы сегодня ставили?
-Мы достигли цели?
- Какое же правило мы вывели? ( таблица)
- Каков алгоритм применения правила?( таблица)
-Давайте вернёмся к началу урока (зайчёнок – зайчонок) :
Какое затруднение у нас возникло? Почему?
- Теперь мы можем объяснить, какой суффикс надо писать? ( объясняют)
- Запишите слово в нужный столбик.
11 Рефлексия.
- Вспомните, какие вы ставили цели и достигли ли вы своих целей?
-Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) … . Я понял (а) … . Я смогу… .
-Оцените свою работу на уроке:Нарисуйте себя на лесенке достижений. На какую ступеньку вы себя поставили?
- Кого из детей вы бы похвалили?
ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. СЛАЙД.
- Наш урок заканчивается, вы молодцы, хорошо потрудились, открыли новое знание, которое, я надеюсь, вам поможет грамотно писать.
СЛАЙД.
Животные зоопарка с вами прощаются. До свидания! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка «Учимся писать суффиксы –ик-, -ек-»
Урок отработки умений и рефлексии....
Урок русского языка по теме "Суффикс и его роль в слове" 3 класс
Данный материал содержит подробный план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал для детей...
Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; ...
Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация
В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...
Открытый урок русского языка по теме "Суффикс.Значение суффиксов в речи"
Технологическая карта к уроку русского языка По теме "Суффикс"...
Презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?».
Распознавать части речи на основе усвоенных признаков...
Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."
Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о...