Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
план-конспект урока по русскому языку
Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ширинская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка
Тема урока:
«Написание безударных суффиксов глагола в форме
прошедшего времени»
УМК «Перспективная начальная школа»
4 класс
Провела:
учитель начальных классов
Артюхина А.А.
п. Ширинский
Цель: познакомить обучающихся с написанием безударных суффиксов глагола прошедшего времени.
Задачи урока:
- формирование умения правописания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени;
- развитие теоретического мышления на основе конкретизации основного законов письма применительно к правописанию суффиксов глаголов в форме прошедшего времени;
- развитие учебной самостоятельности, инициативы учащихся на основе постановки учебной задачи и организации поисковой деятельности.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.
Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные.
Используемые педагогические технологии:
- технология деятельностного подхода;
- элементы технологии организационно - исследовательской деятельности обучающихся;
- информационно - коммуникативные технологии
Ресурсы:
-персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
-М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А.Байкова «Русский язык» учебник, 4 класс, Москва Академкнига/учебник, 2009г.
-карточки для работы в парах;
-карточки для исследования.
Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.
Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, саморегуляция, коррекция.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Ребята, начинаем урок. Проверьте готовность к уроку. Садитесь.
- Откроем тетради, запишем дату.
II. Минутка чистописания.
- Проведем минутку чистописания.
- Прочитайте предложение на доске. ( (О/о)с…нь щедро (о)д…рила л..са ярк…ми красками.)
- Послушайте задание и определите, правописание какой буквы мы повторим в узоре: эта буква встречается в глаголе, который входит в состав этого предложения, буква обозначает согласный, непарный звонкий, парный твердый звук.(л) (на доске записано перед предложением и закрыто листом - ЛлЛЛлл)
- Верно, мы повторим правописание заглавной и строчной буквы л вот в таком узоре (открыть узор).
- Повторите и продолжите цепочку в тетради. Соблюдаем наклон, правильно прописываем нижнее соединение.
- Как вы могли бы связать букву -л с глаголом? (у глагола в прошедшем времени суффикс Л)
- Запишем предложение с доски, но сначала объясним орфограммы в словах (устно объясняют)
- Запишите предложение, обозначая орфограммы.
- Выполним разбор по членам предложения (у доски - Прохоров).
III. Словарная работа.
- Поиграем в игру «Путаница». Посмотрите, в словах запутались буквы.
(слова записаны на закрытой доске - чинеку, инуж, еснирь, литеб, орагод.)
- Поставьте буквы на свои места и распутайте слова. (ученик, ужин, сирень, билет, дорога)
- Что можете сказать об этих словах? (словарные)
- Запишите слова в тетрадь. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.
- Выполните взаимопроверку, если есть ошибки – исправьте их.
- У кого нет ошибок?
- У кого 1-2 ошибки?
- С одним из любых слов составьте предложение и запишите. (1-2 человека называют предложения)
IV. Актуализация опорных знаний
- Сегодня на уроке мы будем работать над новой темой. Посмотрите на доску и прочитайте слова. (слова записаны на доске )
Гнал, кр_чать, в тетрад_, чист_л.
- Какое задание можно предложить.
(Вставить пропущенные буквы, найти лишнее слово).
- Найдите лишнее слов? ( В тетради)
- Почему? ( В тетради- существительное, а остальные слова глаголы)
- Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. (в тетради - орфограмма безударный гласный в окончании сущ. 3- го скл., П. п., пишем -и.)
- Какое из оставшихся слов лишнее? ( Кричать)
- Почему? Ведь слово кричать - это глагол. ( Кричать - это глагол в начальной форме, а начальная форма глагола не изменятся, как другие формы глагола./ остальные глаголы стоят в форме прошедшего времени)
- Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. (кричать - орфограмма безударный гласный в корне слова, проверочное слово- крик).
- Какие слова остались? (Гнал, чистил - подчеркнуть их)
- Что общего в этих словах? (Это глаголы прошедшего времени.)
- По каким признакам можно определить, что это глаголы прошедшего времени?
( По вопросам и наличию суффикса - л.)
-Есть ли орфограмма в первом слове? (Нет.)
- Есть ли орфограмма во втором слове? (Да.)
- Какая орфограмма? ( Безударный гласный.)
- В какой части слова? ( В суффиксе.)
- Какую букву нужно вставить в безударном суффиксе глагола прошедшего времени?
- Как проверить данную орфограмму? (затруднение)
V.Открытие нового знания.
- Как вы думаете, какова тема урока? (Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.) Откроем учебник стр. 95.
- Какую цель поставим? (Цель: узнать, как проверить безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени.)
- Понаблюдаем за глаголами, исследуем их и попробуем разобраться, как же проверить безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени.
- У вас на парте лежит карточка белого цвета. Поработаем в парах.
- Выполните задание на карточке. Понаблюдайте за данными глаголами. Может быть, вы установите закономерность, от чего зависит написание безударных суффиксов в глаголах прошедшего времени.
Работа в парах. Обучающиеся выполняют задание, устанавливают закономерность. Делают выводы. (Приложение 1)
-Какой вы можете сделать вывод о написании суффиксов глаголов в прошедшем времени? (У глаголов прошедшего времени перед суффиксом - л- пишется тот же суффикс, что и перед - ть в начальной форме.)
-А надо ли определять спряжение у глаголов в начальной форме? (Нет. Достаточно, только поставить глагол в начальную форму.)
(Если дети не смогут сделать вывод, то учитель предлагает им:
- подчеркнуть орфограммы безударной гласной, находящиеся перед суффиксом - л- у глаголов прошедшего времени , и суффиксы , находящиеся перед - ть в начальной форме;
- сравнить в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы между собой;
-сделать вывод о написании суффиксов глаголов прошедшего времени.)
-Где мы можем проверить свое предположение? ( В учебнике.)
- Проверьте, правильный ли мы сделали вывод, прочитайте правило на стр. 96.
- Итак, верно ли мы сделали вывод?
- Какой суффикс сохраняется у глаголов в форме прошедшего времени? (глагольный суффикс начальной формы)
- Что достаточно знать, для того, чтобы правильно написать суффикс глаголов в прошедшем времени? (его начальную форму)
- Давайте составим алгоритм, чтобы применять новые знания:
- Что мы должны сделать сначала, когда у нас возникла трудность в написании суффиксов глагола прошедшего времени? (Надо поставить глагол в начальную форму.)
- Следующий шаг? ( Выяснить, какой суффикс стоит перед - ть.)
- Что надо сделать после этого? ( В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л - написать тот же суффикс, который стоит в начальной форме.)
Алгоритм на доску
- Давайте вернемся к глаголу чистил. Использую алгоритм, объясните написание орфограммы. (Чистил- орфограмма безударный гласный в суффиксах глагола прошедшего времени. Чист_л - чистить - чистил. – 1 у доски)
VI. Физминутка.
Руки на пояс. Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем бег на месте, 2 спряжения –ходьба.
Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, говоришь, видеть, брить, кричишь.
- Дадим глазам отдохнуть.
VII. Первичное закрепление.
- Закрепим полученные знания.
- Выполним на стр. 95, упр. 69: первые 5 предложений.
- Устно объясним орфограмму, а затем запишем предложение.(Обучающиеся по цепочке объясняют написание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени, а затем записывают предложение и выделяют суффиксы.)
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- А теперь попробуйте самостоятельно применить эти знания. Предлагаю вам задания разной сложности. (Приложение 2)
- У вас на столах лежат карточки с заданиями.
-На зеленых карточках – легкий уровень.
- На красных карточках – сложный уровень.
-Посмотрите задания и выберете для себя то, с которым вы справитесь и выполните его самостоятельно в тетрадях.
(дети выполняют)
- Проверьте свою работу.
- Кто работал с зелеными карточками, сделайте самопроверку с доской.(закрытая доска)
- Кто выполнял работу на красных карточках, сравните свою работу с контрольными карточками. (раздать карточки)
-После того, как сделаете самопроверку, поставьте себе на полях соответствующую оценку своей работе.
- У кого 5 ? 4? 3?
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли цели?
- Как проверить безударный суффикс глагола в форме прошедшего времени?
X. Домашнее задание:
Правило стр.96, упр. 71 стр. 97.
Приложение 1
1.Определите, в какой форме стоят глаголы.
2.Разберите глаголы по составу.
Строил - строить
Услышал - услышать
Погладил - погладить
Приложение 2
Легкий уровень
Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.
Завис_л – зависеть,
плак_л – плакать,
трог_л – трогать,
ужал_л – ужалить.
Сложный уровень
Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.
Повес_л, выбеж_л, удар_л, се_л, пыхт_л, вид_л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме" Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"
Презентация к уроку русского языка по теме "Написание безударных суффиксов глагола в прошедшем времени" в 4 классе по ПНШ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"
План- конспект урока русского языка в 4 классе по теме"Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени" по ПНШ...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"
Методический материал опубликован в региональном сборнике статей "Учитель - учителю. Из опыта работы учителей начальных классов Белгородской области" в соавторстве с учителем начальных классов Л.А. Фу...
«Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
Урок русского языкаУМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...
Конспект урока «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени», 4 класс
УМК "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку русского языка «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
УМК "ПНШ"...
Конспект урока по теме:"Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени" Русский язык 4 класс. УМК ПНШ
Тема: написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времениЦель: Ознакомление с написанием суффикса перед суффиксом –Л в глаголах прошедшего времени.Задачи:образовательные:...