Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Мария Александровна Тарасова

Тема:Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных.

Цели урока:  развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний.

УУД:

 Предметные:

  • знают некоторые особенности изменения форм имен существительных
  • умеют склонять существительные в родительном, дательном падежах.

Метапредметные:

·       умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.

·       умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

·     проявляют интерес к урокам русского языка

Тип урока: УОНЗ.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь,ТПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.20.12docx.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА №73

Дата урока 20.12.2018

Предмет         русский язык

Класс        4 класс

Автор учебника        Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

Тема урока: Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных.

Цели урока:  развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний.

УУД:

 Предметные:

  • знают некоторые особенности изменения форм имен существительных
  • умеют склонять существительные в родительном, дательном падежах.

Метапредметные:

  • умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
  • умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  • проявляют интерес к урокам русского языка

Тип урока: УОНЗ.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки, презентация.

Ход урока

1).Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

–Я рада вас видеть на уроке русского языка. Сегодня копилка знаний каждого из вас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться. 

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу. 

- Что необходимо нам для успешной работы на уроке? (внимательно слушать, запоминать, отвечать на вопросы…) 

- Откройте рабочие тетради и запишите 20 декабря. Классная работа.

2).Этап актуализации и пробного учебного действия.

-А знаете ли Вы, люди, какой профессии отмечают в этот день?

20 декабря - отмечают профессиональный праздник работники органов безопасности. 

-Я Вам подобрала несколько народных примет:

  • Зима холодная- лето жаркое, зимнее тепло- летний холод. 
  • Снег плотный и мокрый - влажному лету, сухой и легкий- к сухому. 
  • Солнце в туманном кругу - жди пургу. 
  • Солнце заходит в облака - к снегопаду.  

- Запишите в тетрадь ту народную примету , которая подходит к сегодняшней погоде. 

- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

3).Этап локализации индивидуальных затруднений.

Вещи, люди и цветы, 

Носороги и коты, 

Джинсы, майки и штиблеты 

Называются ПРЕДМЕТЫ. 

Шубы, шапки и зонты, 

Гвозди, гайки и винты, 

Села, города , планеты - 

Это тоже все ПРЕДМЕТЫ! 

Ах, какие все слова восхитительные, 

Называются они...(существительные)

-Что такое существительное?

- Как вы, считаете, все ли мы знаем об этой части речи?

- Случалось вам слышать речь детей 3–4 лет?

– Чем она, по-вашему, необычна?

– Попробуйте найти ошибки в речи детей.

(Упражнение 297, тетрадь-задачник.)

– Какие слова, как говорят, «режут» слух?

– Проверьте свои догадки по словарю трудностей (с. 140-143).

- Почему  мы поменяли слово человек на люди? (не знаем). Хотите узнать?

4). Этап построения проекта выхода из затруднения-

Так как же звучит наша тема?

Какие цели поставим на урок?  (раскрыть несколько секретов правильной речи)

5).Этап реализации построенного проекта.

 Упражнение 298, стр.125

-Посмотрите на стр. 125 нам рассказывают авторы учебника, о слове человек.

– Что вы узнали о слове человек?

- Запомни! (на слайде Человек – люди)

 - Запишите эти слова в В.п., Т.п., и П.п. – сначала в единственном числе, а потом во множественном.

- Запишите ещё одно слово. Ребенок. Назовите форму множественного числа в именительном падеже. Почему так?

Упражнение 299 стр.125

 -  Прочитайте сведения.

– Что вы узнали о слове РЕБЁНОК?

- Запомни! (на слайде ребенок – дети, ребята)

- Просклоняйте слова:

1 вариант – склоняет слово люди

2 вариант – склоняет слово ребята.

- Если возникнут трудности, куда нужно обратиться? (словарь на стр.140-143)

Проверка: по проверялке.

Вывод: сведения о каких словах узнали? (человек, ребенок). Для чего нам эти сведения нужны? (правильно говорить)

Чередование звуков в корнях слов.

 - Послушайте стихотворение, о каких особенностях поведения звуков в словах в нем говориться?

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться.

БОК-БОЧОК, ДРУГ-ДРУЖОК, УХО-УШИ, ПУХ-ПУШОК.

КОСИТЬ травы – СКАШИВАТЬ,

СПРОСИТЬ маму – СПРАШИВАТЬ.

ПУЩУ-ПУСКАТЬ, ЛЕЧУ-ЛЕТАТЬ.

Какими корни нам считать?

Запишем несколько слов.

- Запишите слова.

Бок-бочок, друг - дружок, ухо - уши, пух-пушок.

- Выделите корни.

- Что заметили? (согласные звуки заменяют  друг друга, чередуются)

- Какие согласные звуки чередуются? ([г], [к], [х])

- Ещё их в русском языке называют «капризными». Слайд

- Просклоняйте слова ухо – уши устно.

Ухо             уши

Уха             ушей

Уху             ушам

Ухо             уши

Ухом          ушами

Ухе             ушах

- Какой вывод можно сделать об этих словах?

( В ед. числе пишем х, а во множественном ш)

- Прочитайте сообщение в учебнике на стр. 126.

image002_34

  1. Работаем в групахИгра «Семь родственников». 

- «Капризные» звуки в словах встречаются очень часто. Попробуйте их отыскать в родственных словах.

– Давайте поиграем. Первый вариант подчеркивает родственные слова к слову бегать, второй вариант  к слову друг, третий -  к слову привозной, четвертый – письменно.

 На экране записаны 4 группы  родственных слов (в классе также 4 варианта). В каждой группе будет по 7 слов. Побеждают ребята, быстрее всех собравшие свою группу. Подчеркните родственные слова на листочке.

I группа – к слову БЕГАТЬ

II вариант – к слову ДРУГ

III вариант – к слову ПРИВОЗНОЙ

Бегать, привозной, друг, везем, перебежка, подружиться, бегун, привез, дружок, беговой, возчик, дружно, разбежаться,  дружный, отвожу, друзья, перебежать, неизбежно, подруга, повозка.

– Прочитайте получившиеся группы. (на слайде слова)

– Какие звуки могут чередоваться?

Вывод: Какой секрет правильной речи раскрыли?

(согласные могут чередоваться)

6). Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

  1. У нас остался ещё один секрет. Давайте попробуем его раскрыть.

 Упражнение 301 стр.126

– Попробуйте изменить формы предложенных в упражнении  слов.

- Запишите слова в столбик. (по вариантам)

 - Во второй столбик запишите эти же слова в форме множественного числа именительного падежа.

– Какие гласные «убежали»?

– В третий столбик запишите эти слова в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончания. От чего зависят окончания имен существительных? Почему -ов, -ей? (сущ. 2 скл. мужского рода)

 - Проверьте и оцените работу друг друга. Оценку поставьте на полях.

        (самопроверка по проверялке).

        I вариант

Рот – рты – ртов

Лед – льды – льдов

Мох – мхи – мхов

Лев – львы – львов

      II вариант

Сон – сны – снов

Пень – пни – пней

День – дни – дней

Лоб – лбы – лбов

8). Этап в систему знаний и повторения

- Какие секреты речи вы узнали?

1. Раньше было слово люд, а теперь человек.

2. Когда – то было слово дитя, а теперь ребенок

3. Согласные звуки [г], [к], [х] могут быть капризными

4. Гласные буквы О и Е – «беглые». Они убегают при образовании некоторых слов.

7).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Оцените свою работу по лестнице знаний.

Домашнее задание: упражнение 303 стр.127 выполняя дома данное упр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...