Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема:Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных.
Цели урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний.
УУД:
Предметные:
- знают некоторые особенности изменения форм имен существительных
- умеют склонять существительные в родительном, дательном падежах.
Метапредметные:
· умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
· умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
· проявляют интерес к урокам русского языка
Тип урока: УОНЗ.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь,ТПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.20.12docx.docx | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА №73
Дата урока 20.12.2018
Предмет русский язык
Класс 4 класс
Автор учебника Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
Тема урока: Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных.
Цели урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний.
УУД:
Предметные:
- знают некоторые особенности изменения форм имен существительных
- умеют склонять существительные в родительном, дательном падежах.
Метапредметные:
- умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
- умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
- проявляют интерес к урокам русского языка
Тип урока: УОНЗ.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки, презентация.
Ход урока
1).Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
–Я рада вас видеть на уроке русского языка. Сегодня копилка знаний каждого из вас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
- Что необходимо нам для успешной работы на уроке? (внимательно слушать, запоминать, отвечать на вопросы…)
- Откройте рабочие тетради и запишите 20 декабря. Классная работа.
2).Этап актуализации и пробного учебного действия.
-А знаете ли Вы, люди, какой профессии отмечают в этот день?
20 декабря - отмечают профессиональный праздник работники органов безопасности.
-Я Вам подобрала несколько народных примет:
- Зима холодная- лето жаркое, зимнее тепло- летний холод.
- Снег плотный и мокрый - влажному лету, сухой и легкий- к сухому.
- Солнце в туманном кругу - жди пургу.
- Солнце заходит в облака - к снегопаду.
- Запишите в тетрадь ту народную примету , которая подходит к сегодняшней погоде.
- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
3).Этап локализации индивидуальных затруднений.
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Села, города , планеты -
Это тоже все ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные,
Называются они...(существительные)
-Что такое существительное?
- Как вы, считаете, все ли мы знаем об этой части речи?
- Случалось вам слышать речь детей 3–4 лет?
– Чем она, по-вашему, необычна?
– Попробуйте найти ошибки в речи детей.
(Упражнение 297, тетрадь-задачник.)
– Какие слова, как говорят, «режут» слух?
– Проверьте свои догадки по словарю трудностей (с. 140-143).
- Почему мы поменяли слово человек на люди? (не знаем). Хотите узнать?
4). Этап построения проекта выхода из затруднения-
Так как же звучит наша тема?
Какие цели поставим на урок? (раскрыть несколько секретов правильной речи)
5).Этап реализации построенного проекта.
Упражнение 298, стр.125
-Посмотрите на стр. 125 нам рассказывают авторы учебника, о слове человек.
– Что вы узнали о слове человек?
- Запомни! (на слайде Человек – люди)
- Запишите эти слова в В.п., Т.п., и П.п. – сначала в единственном числе, а потом во множественном.
- Запишите ещё одно слово. Ребенок. Назовите форму множественного числа в именительном падеже. Почему так?
Упражнение 299 стр.125
- Прочитайте сведения.
– Что вы узнали о слове РЕБЁНОК?
- Запомни! (на слайде ребенок – дети, ребята)
- Просклоняйте слова:
1 вариант – склоняет слово люди
2 вариант – склоняет слово ребята.
- Если возникнут трудности, куда нужно обратиться? (словарь на стр.140-143)
Проверка: по проверялке.
Вывод: сведения о каких словах узнали? (человек, ребенок). Для чего нам эти сведения нужны? (правильно говорить)
Чередование звуков в корнях слов.
- Послушайте стихотворение, о каких особенностях поведения звуков в словах в нем говориться?
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться.
БОК-БОЧОК, ДРУГ-ДРУЖОК, УХО-УШИ, ПУХ-ПУШОК.
КОСИТЬ травы – СКАШИВАТЬ,
СПРОСИТЬ маму – СПРАШИВАТЬ.
ПУЩУ-ПУСКАТЬ, ЛЕЧУ-ЛЕТАТЬ.
Какими корни нам считать?
Запишем несколько слов.
- Запишите слова.
Бок-бочок, друг - дружок, ухо - уши, пух-пушок.
- Выделите корни.
- Что заметили? (согласные звуки заменяют друг друга, чередуются)
- Какие согласные звуки чередуются? ([г], [к], [х])
- Ещё их в русском языке называют «капризными». Слайд
- Просклоняйте слова ухо – уши устно.
Ухо уши
Уха ушей
Уху ушам
Ухо уши
Ухом ушами
Ухе ушах
- Какой вывод можно сделать об этих словах?
( В ед. числе пишем х, а во множественном ш)
- Прочитайте сообщение в учебнике на стр. 126.
- Работаем в групах. Игра «Семь родственников».
- «Капризные» звуки в словах встречаются очень часто. Попробуйте их отыскать в родственных словах.
– Давайте поиграем. Первый вариант подчеркивает родственные слова к слову бегать, второй вариант к слову друг, третий - к слову привозной, четвертый – письменно.
На экране записаны 4 группы родственных слов (в классе также 4 варианта). В каждой группе будет по 7 слов. Побеждают ребята, быстрее всех собравшие свою группу. Подчеркните родственные слова на листочке.
I группа – к слову БЕГАТЬ
II вариант – к слову ДРУГ
III вариант – к слову ПРИВОЗНОЙ
Бегать, привозной, друг, везем, перебежка, подружиться, бегун, привез, дружок, беговой, возчик, дружно, разбежаться, дружный, отвожу, друзья, перебежать, неизбежно, подруга, повозка.
– Прочитайте получившиеся группы. (на слайде слова)
– Какие звуки могут чередоваться?
Вывод: Какой секрет правильной речи раскрыли?
(согласные могут чередоваться)
6). Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
- У нас остался ещё один секрет. Давайте попробуем его раскрыть.
Упражнение 301 стр.126
– Попробуйте изменить формы предложенных в упражнении слов.
- Запишите слова в столбик. (по вариантам)
- Во второй столбик запишите эти же слова в форме множественного числа именительного падежа.
– Какие гласные «убежали»?
– В третий столбик запишите эти слова в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончания. От чего зависят окончания имен существительных? Почему -ов, -ей? (сущ. 2 скл. мужского рода)
- Проверьте и оцените работу друг друга. Оценку поставьте на полях.
(самопроверка по проверялке).
I вариант
Рот – рты – ртов
Лед – льды – льдов
Мох – мхи – мхов
Лев – львы – львов
II вариант
Сон – сны – снов
Пень – пни – пней
День – дни – дней
Лоб – лбы – лбов
8). Этап в систему знаний и повторения
- Какие секреты речи вы узнали?
1. Раньше было слово люд, а теперь человек.
2. Когда – то было слово дитя, а теперь ребенок
3. Согласные звуки [г], [к], [х] могут быть капризными
4. Гласные буквы О и Е – «беглые». Они убегают при образовании некоторых слов.
7).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
- Оцените свою работу по лестнице знаний.
Домашнее задание: упражнение 303 стр.127 выполняя дома данное упр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...