Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Нивенское»
Рассмотрено на Принято на Утверждаю
методическом совете педагогическом совете директор _______
протокол № протокол № Г.Г.Граховская
« » 2018 г. « » 2018г. « » 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 3 класса на 2018-2019 учебный год
( 170 часов)
Составлено на основе примерных программ по учебным предметам. Начальная школа.
В 2ч. 3-е изд, -М.: Просвещение ,2011. – 317 – (Стандарты второго поколения).
Авторской программы учебного курса В. П. Канакиной,В. Г. Горецкого и др.: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы.
2016 г
Учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 3 класс. Учебник в 2 –х ч.2; 5 –е изд., М..:Просвещение, 2015г.
Составили
учителя начальных классов:
Сасиновская Е.В.
Макарова С.В.
Пояснительная записка
Программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС НОО основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ п.Нивенское, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), планируемых результатов начального общего образования и авторской программы учебного курса В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и др.: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы. 2016
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 170 часов (в том числе внутрипредметный модуль «Занимательный русский язык»-34 часа).
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:
- понимать, что предложение - это основная единица речи;
- понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, разных по цели высказывания;
- различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
- называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без двоения на виды) члены предложения;
- понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
- различать словосочетание и предложение;
- называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог),
- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
- понимать влияние ударения на смысл слова;
- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
- понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
- проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
- производить звуковой и звукобуквенный разбор слова;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
- изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
• интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
- вычленять в предложении основу и словосочетания;
- производить элементарный синтаксический разбор предложения;
- определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
- определять тип текста;
писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
II.Содержание учебного предмета
Язык и речь
Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи
Составление текста по рисунку.
Текст. Предложение. Словосочетание
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).
Знаки препинания в конце предложений.
Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России - Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения (повторение и углубление представлений). Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий). Распространённые и нераспространённые предложения.
Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки).
Разбор предложения по членам.
Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая внутри сложного предложения.
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Развитие речи
Составление небольшого рассказа по репродукции картины.
Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по данной теме, по модели.
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове). Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.
Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов. Использование омонимов в речи. Работа со словарём омонимов. Слово и словосочетание.
Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов.
Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках. Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных отрывках текста.
Имя числительное (общее представление).
Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений). Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными глас-в корне.
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным и.
Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы). Развитие речи
Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно сонному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины.
Состав слова
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова.
Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.
Формы слова. Окончание.
Значение приставки и суффикса в слове.
Основа слова.
Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
Разбор слова по составу.
Формирование навыка моделирования слов.
Развитие речи
Сочинение по репродукции картины.
Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов, сдобное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
Правописание частей слова
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Развитие речи
Составление текста по репродукции картины.
Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.
Составление объявления.
Части речи
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных.
Изменение имён существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Имена существительные общего рода (первое представление).
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Неизменяемые имена существительные.
Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.
Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.
Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). Изменение имён прилагательных по числам.
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, ов. -ин. по падежам (первое представление).
Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного Начальная форма имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа.
Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать? Изменение глаголов по временам.
Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). Правописание частицы не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Развитие речи
Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам. Письмо по памяти.
Составление устного рассказа по серии картин.
Сочинение по репродукции картины.
Составление текста-описания растения в научном стиле.
Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины.
Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины. Составление письма.
Составление текста по сюжетным рисункам. Составление предложений с нарушенным порядком слов.
Модуль «Занимательный русский язык»
- Воспитание любви к русскому языку;
- Развитие интереса к языку как учебному предмету;
- Расширение и углубление программного материала;
- Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
- Совершенствование общего языкового развития младшихшкольников.
Данная программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане.
III.Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Язык и речь | 1 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 12 |
3 | Слово в языке и речи | 13 |
4 | Состав слова | 13 |
5 | Правописание частей слова | 25 |
6 | Части речи:
| 61 |
7 | Повторение | 8 |
8 | Модуль «Занимательный русский язык» | 34 |
9 | Резерв | 3 |
Итого | 170 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...