Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Сложное предложение»
Цель: создать условия для формирования у обучающихся понятий: сложное предложение, умение различать сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.
Предметные: овладеют понятием о сложном предложении, о видах сложного предложения.
Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать; обогатят представления о предложении и видах предложения.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; сформируют умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Личностные: научаться различать сложное предложение от простого; различать его виды.
Сценарий занятия:
- Мобилизующий этап
- Приветствие.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтоб чему-то научиться.
2) Проверка готовности к уроку
-Проверьте, чтоб у вас на партах были все необходимые принадлежности для урока русского языка.
- Актуализация знаний
- Чистописание
- Ребята, откройте тетрадь. Запишите число и классная работа. Проведем с вами минутку чистописания, повторим написание букв, в состав которых входят овалы. Какие это буквы? (а, о, ф, б, в, д).
- Обратите внимание, что высота овала больше, чем ширина.
- Словарная работа
-Сейчас с вами проведем словарный диктант.
Альбом, бассейн, двенадцать, килограмм, коридор, металл, одиннадцать, пейзаж, сверкать, секунда, федерация, экскурсия, якорь, снизу, отечество.
(Взаимопроверка, позже слова выводятся на доске, оценки).
"5" - 1 ошибка
"4" - 2-3 ошибки
"3" - 4-8 ошибок
"2" - 8 и более
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Соберите пословицы. И скажите, был бы понятен нам смысл пословицы, если бы мы прочли только её часть?
-Какой мы можем сделать вывод? ( каждое предложение должно быть закончено по смыслу).
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? ( о предложении).
-Какие цели мы поставим перед собой?
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Работа с учебником с. 141.
Выберите правильный ответ. Предложение не может существовать:
1) без второстепенных членов.
2) без однородных членов.
3) без грамматической основы.
-Прочитайте задание к упр. № 1.
-Сколько грамматических основ в каждом предложении?
Мороз пощипывает нос и щёки.
Я люблю, когда мороз пощипывает нос и щёки.
Ударит осенний мороз, и иней посеребрит траву.
-Какой вывод мы можем сделать?
Предложение, которое состоит из двух и более частей, называется сложным. В каждой части сложного предложения есть грамматическая основа. Части сложного предложения связаны по смыслу и с помощью интонации.
Недавно прошёл дождь, а дорога уже высохла.
Мы выехали, когда заря разгоралась. ( с 142).
Физкультминутка (видео).
V. Первичная проверка понимания
-Прочитайте текст. Выпишите только сложные предложения. Подчеркните грамматические основы.
-В каких предложениях можно задать вопрос от одной части к другой?
Труд человека кормит, а лень портит.
Чёрная туча закрыла солнце, и проливной дождь застучал в окно.
Я заметил, что мои спутники устали.
Мы не знали, когда придут друзья.
Предложение, в котором нельзя задать вопрос от одной части к другой, называется сложносочинённым. Его части равноправны.
Предложение, в котором можно задать вопрос от одной части к другой, называется сложноподчинённым. Его части неравноправны: одна - главная, другая - зависимая.
Сложносочинённые и сложносочинённые предложения можно записать с помощью схем.
-Посмотрите пример в учебнике на странице 143.
Как различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
1. Найди грамматические основы.
2. Задай вопрос от одной части сложного предложения к другой: если вопрос задать нельзя, предложение сложносочинённое, если же вопрос задать можно, предложение сложноподчинённое.
-Рассмотрите пример на странице 144.
VI. Первичное закрепление.
-Откройте учебник на странице 145.
-Продолжите предложения так, чтобы они стали сложными. Определите вид сложного предложения.
Прорастает семечко, и вырастет подсолнух, с которого мы соберем, такие же семечки для новой посадки. (ССП).
Дождь совсем прошёл, когда мы добежали до моста. (СПП).
Мальчик не вошёл в комнату, а закрыл дверь с другой стороны. (ССП).
Мы с грустью смотрели, как корабль уходит за горизонт. (СПП).
VII. Итог урока. Рефлексия.
-Что же нам удалось узнать на сегодняшнем уроке?
-Каких целей мы достигли?
-Что же такое сложное предложение?
-Какие виды сложного предложения бывают?
VIII. Домашнее задание.
стр.144, упражнение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....