Конспект урока "Безличные глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
4 класс
Тема: Безличные глаголы.
Цели: 1) развивающий аспект:
- развитие речи учащихся;
- развитие умения отличать безличные глаголы от личных глаголов,
употреблять их в речи;
развитие умения сравнивать, делать выводы;
2) познавательный аспект:
- формирование общеучебного умения анализировать грамматические
категории лица глаголов: грамматических форм лица, их работы,
сопоставлять формы лица и грамматические значения лица;
3) воспитательный аспект:
- воспитание чувства товарищества, умения работать в группе.
Оборудование: карточки для групповой и индивидуальной работы, стикеры.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
2.Чистописание (дифференцированно) 3.Актуализация прежних знаний. Учитель проводит беседу: -Что мы изучаем, исследуем на уроках русского языка? -Сколько частей речи мы уже знаем? Какие? - Чем отличаются имена от глаголов? -Сколько форм лица имеют глаголы? -Назовите грамматическое значение лица глаголов, которое соответствует форме 2 лица. -Назовите грамматическое значение лица глаголов, которое соответствует форме 1 лица. - Поднимите руку те ребята, кто уже хорошо научился определять изученные части речи. -Сейчас вы поработаете в группах и индивидуально по карточкам. 1 группа: Разделите слова на группы: семья, весело, бежит, он, мороженая, мороженое, русский, стакан, читаешь, печь. 2 группа: Найдите «ловушки» и исправьте их, укажите лицо глаголов. Скоро ноступит ноч. Зомолкнут и зоснут дневные птицы и звери. 3 группа: Составить предложение, определить части речи. Вечер, лесу, быстро, глухом, в , наступает. Карточки: а) Определи лицо глаголов. Бежит, идешь, кричит, стучат, говорят, поёте, летишь, живут, побежит, запоёте. б)Вставь пропущенные буквы и укажи части речи. Пеликана узна_шь сразу по б_льшому мешку под клюв_м. в) Вставь пропущенные буквы и укажи части речи. Б_леет, б_льшой, пов_р, приб_жит, г_лубок, з_лёный, охр_няют, г_ревать, п_тёрка. Проверка работы, подведение итогов. - Молодцы! Я вижу, что вы много уже знаете, но мне хочется дать вам еще одно задание. 4. Создание проблемной ситуации и поиск решения. -Запишите предложения с доски: Дед Иван не спит. Деду Ивану не спится. -Определите лицо глаголов. -Какой вопрос у вас появился? - Отличаются ли эти глаголы по лексическому значению? - Отличаются ли они по времени? -А одинаковы ли формы лица и числа? - Есть ли другие формы лица у глагола спит? (Я не сплю, ты не спишь..) -Какая форма глагола изменилась? (ф.л.) - В какой форме лица вы употребили глагол в 1 высказывании? А во 2? - Можно ли изменить по лицам глагол спится? -Почему? - Как бы вы назвали такие глаголы, у которых нет значения лица? 5. Проверка правильности решения проблемы. Правильно ли мы размышляли, проверим по учебнику.(с.164). - Давайте запишем ещё предложения. Солнце садится за лес. Вечереет. - Определите ф.л. глаголов в этих предложениях. -Есть ли действующее лицо в 1 предложении? А во 2? Дополните наш вывод. - Может быть, вы еще сами сможете назвать такие глаголы, у которых нет значения лица? Мне хочется познакомить вас с историей, связанной с возникновением безличных глаголов. Особенности значений безличных глаголов находят объяснения в глубокой древности. Люди верили в существование сверхъестественных сил. И когда они говорили: лихорадит, знобит, светает, моросит, то имели в виду, что эти действия производит какое-то сверхъестественное существо, которое люди боялись и называть. Поэтому при подобных глаголах действующее лицо не употреблялось. Все это помогает узнать замечательная книга В. Иванова и З. Потихи "Исторический комментарий к занятиям по русскому языку". 6. Применение «открытых» знаний. Работа в группах. 1 группа: Спишите и подчеркните безличные глаголы (задание на доске). Метель замела все дороги. Все дороги замело. На улице пахнет весною. 2 группа: Выпишите из текста безличные глаголы (задание на доске). На дворе подморозило. Вечереет. Мне нездоровится. В комнате пахнет лекарствами.
3 группа: Расположите слова в соответствии с их значением в два столбика: 1) природные явления 2) состояния человека, переживания. Похолодало, живется, не хочется, вечереет, светает, кажется, смеркается, моросит, не работается, взгрустнулось, подмораживает, рассвело, лихорадило. Проверка работы. 7.Итоговая рефлексия. -Какое открытие сделали сегодня? -Кто сформулирует тему нашего урока? -Как вы думаете, всё ли мы знаем о глаголе? -Значит, на следующем уроке мы продолжим открывать секреты этой интересной части речи. - Кого из товарищей вы бы хотели похвалить за работу на уроке? Почему? - На какой ступеньке знаний нашей лестницы вы сейчас находитесь? Хочу знать больше. Хорошо, но могу лучше. Нужна помощь. 8.Д/З: упр. 113 с.165. | Настраиваются на урок. Прописывают в тетради буквы и слова.
Учащиеся отвечают на вопросы. Работа в группах и индивидуально по карточкам. Группы отчитываются о работе, доказывают свой выбор, аргументируют свои мнения. Выполняют задание, сверяются в группах , но не могут определить лицо глагола во втором предложении. Отвечают на вопросы учителя. Работа в группах. Дают свои названия глаголам. Читают, делают вывод: «Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными» «Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояния человека. Безличные глаголы употребляются только в формах 3 л. ед. ч. и ср. р.» Приводят примеры безличных глаголов. Слушают информацию учителя. Работают в группах. Отчитываются о проделанной работе Отвечают на вопросы учителя. Прикрепляют листочек-стикер на определённой ступеньке по своему выбору. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Глагол как часть речи"
Урок русского языка 2 класс....
конспект урока "Глаголы -исключения"
Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...
Конспект урока: Глагол как часть речи.
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Глагол как часть речи.Цели урока: познакомить с частью речью – глагол его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные качества. Плани...
Конспект урока "Глагол. Обощение". 4 класс
Вид урока: урок-игра.Тип урока: урок закрепления изученного материала.Форма проведения: деловая игра «Заседание редакционного совета».Цели: 1. Образовательные:- обобщить и закрепить знания...
Конспект урока "Глагол как часть речи "
Конспект урока "Глагол как часть речи "...
План-конспект урока "Глагол в 3 лице единственного числа в настоящем неопределенном времени"
План-конспект урока "Глагол в 3 лице единственного числа в настоящем неопределенном времени" для 3 класса по УМК «Rainbow English» 3 класс, О.В. Афанасьева, И.В. Михеев...
конспект " Спряжение глаголов"
Русский язык...