конспект " Спряжение глаголов"
план-конспект по русскому языку

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spr.konspekt.docx66.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Шимановска»

Предмет:  русский язык

Тема:   « Спряжение глаголов»  (общее понятие)

Класс:  4 

Цель урока :   познакомить  с изменением глаголов по лицам и числам, т. е. спряжением;  

Задачи урока:

Образовательные:  

  ознакомление    с изменением глаголов по лицам и числам; овладение  умением распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени;

   

Развивающие:

 развитие  внимания,  наблюдательности, умения анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал; развитие  устной и письменной  речи учащихся.  

Воспитательные:

 воспитание коммуникативной культуры, бережного отношения к своему здоровью , взаимопомощи.

Ожидаемые результаты (предметные-обучающиеся должны  ознакомиться     с изменением глаголов по лицам и числам; овладеть  умением распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени;

 метапредметные: познавательные- учащиеся научатся спрягать    глаголы, распознавать лицо и число глагола   ; коммуникативные - использовать речь для планирования и регулирования своей деятельности, формулировать собственное мнение, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую  помощь; регулятивные – учащиеся в сотрудничестве с учителем научатся ставить новые учебные задачи, высказывать свои предположения относительно способов решения учебной задачи, оценивать правильность выполненных действий; личностные – у обучающихся должен развиваться учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач, формироваться умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Здоровьесберегающий аспект:   работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки,  выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости. Индивидуальный подход к учащимся. Рациональная смена  (частота чередования) различных видов деятельности. 

Тип урока:   урок объяснения новых знаний

Форма урока:   комбинированный  

Методы: словесный, практический

Формы: самостоятельная, групповая, коллективная, парная

Оборудование:  Учебник  Канакина В.П.. Русский язык: Учеб. для 4 кл. , таблицы-опоры по теме “Глагол”,   карточки для индивидуальной работы, цветные круги, круг цветов Гёте  

План проведения урока

I. Организационная часть.  Приветствие.

II. Число. Чистописание.

III. Актуализация знаний.

IV. Словарно-орфографическая работа.  

V. Подготовка к изучению нового материала.

1. Упражнение в подборе глаголов неопределённой формы, постановка вопроса к ним. 

VI. Сообщение темы. Постановка учебных задач.

VII. Работа над новым материалом

  1. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам.
  2.  Работа с таблицей «Глагол». Дополнение таблицы новыми сведениями.
  3. Распознавание лица и числа глаголов.

VIII. Итог урока

IX. Рефлексия.

Самооценка.

Оценка учителя.

X. Домашнее задание 

Ход урока

  1. Организационная часть.  Приветствие.

 

- Добрый день, ребята! Я очень рада нашей встречи и  надеюсь, что у всех вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся . Урок мы должны начать с хорошего настроения. Ведь хорошее начало – это половина дела.  

Ровно, правильно сиди,

Всё ль готово погляди,

Ножки правильно поставь,

Разговоры все оставь.

 - Сегодня мы на уроке будем учиться думать, рассуждать, запоминать.  А сперва выполним    наши любимые упражнения:

  • Упражнения «Горизонтальная восьмерка»
    (При выполнении упражнения «горизонтальная восьмёрка» в действие включаются одновременно оба полушария головного мозга.)
    -«Напишите» в воздухе вытянутой левой рукой «лежащую» восьмерку.  Движение начинайте с центральной точки пересечения всех линий фигуры, затем против часовой стрелки ведите руку влево, описывая круг и возвращаясь в центральную точку.
     Из неё ведите руку вправо вверх по часовой стрелке и снова возвращайтесь в исходную центральную точку. То же самое упражнение проделайте правой рукой.
    -
    А теперь  попытайтесь выполнить упражнение обеими руками одновременно.
  • Упражнение на дыхание «Бабочки» ( Усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.)

-Давайте возьмем наших бабочек и поработаем над дыханием. Бабочку берем за серединку нитки, воздух набираем через носик, плечи не поднимаем, щеки не надуваем. Выдох делаем через рот, постепенно. Наши бабочки будут порхать над  нами, а мы  подарим им свои улыбки . (Повторяют несколько раз.)

II. Число. Чистописание.

- Запишите число, классная работа. 

  -Правильно  спишите  с доски   слова: здравствуйте, до свидания , спасибо. 

 - Подумайте, что общего между этими словами, и продолжите список.

( Ответы детей )

-  Дети, вы все правильно говорите. Слова , которые вы написали, и вправду называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: «Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- Я буду здоровым!

III. Актуализация знаний. ( Сдайд 2) 

- Ребята, какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка?

- Что такое глагол?

-   Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?

-Какую особенность имеют глаголы в прошедшем времени?

-На доске даны пословицы,   прочитайте и объясните, пожалуйста,  как вы  их понимаете.  ( Слайд 3)

Сидеть да лежать, болезни поджидать.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Ешь чеснок и лук — не возьмёт недуг. (Ответы детей.)

-Все правильно, ребята. Нужно больше двигаться, быть добрым и есть витамины, тогда не будете болеть.

-Найдите глаголы в этих предложениях. (Устно.)

IV. Словарно-орфографическая работа.  Посмотреть на красный круг.   

1. Знакомство с новым словом из словаря.

– Отгадайте загадку: (Слайд 4)

                Лист бумаги по утрам

                На квартиру носят нам.

                На одном таком листе

                Много разных новостей.

                        (Газета.)

– Расскажите, что мы называем газетой, для чего газеты нужны людям.

 - Как называется наша районная газета?

- В России первая газета появилась около 300 лет назад. Она называлась «Ведомости». Первые номера этой газеты и писал, и редактировал Пётр I.

2. Составление и запись словосочетаний со словом «газета» вида  неопределенной формы + существительное.

Читать газету, продавать газеты, купить газету, написать в газету, напечатать в газетах, подписаться на газету, издавать газету и т. д.

Физминутка . Упражнение «Думающая шапочка» .

(Растирание ушных раковин и пальцев рук — активизирует все системы организма, способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи).

- Сегодня я хочу научить вас одному упражнению, которое поможет вам быть хорошим слушателем. Кому понравится, чтобы его тянули за уши? Но если ты сам себя потянешь за уши – конечно, осторожно, - это может принести пользу. Указательными и большими пальцами рук потяни за края свои уши в стороны, как будто хочешь их распрямить. Начинай с верхнего края уха и иди вниз до мочки.

V. Подготовка к изучению нового материала.

1. Упражнение в подборе глаголов неопределённой формы, постановка вопроса к ним. 

Посмотреть на желтый круг

– Сейчас мы разгадаем кроссворд.( Слайд 4)  Для этого вам требуется умение правильно ставить глагол в неопределённую форму и верно задавать к нему вопрос. Заодно мы проверим и домашнее задание, так как в кроссворде встретятся слова и словосочетания из упражнения 422.

1. Обращаться с просьбой. (Просить.)

2. Прийти с опозданием. (Опоздать.)

3. Относиться бережно к чему-либо. (Беречь.)

4. Нести охрану. (Охранять.)

5. Нести службу. (Служить.)

6. Одержать победу. (Победить.)

7. Сделать маленьким. (Уменьшить.)

8. Сделать белым. (Побелить.)

9. Принять решение. (Решить.)

– Прочитайте, какое слово получилось в выделенном вертикальном столбце. (Спряжение.)

– Что это такое? (Мы пока не знаем.)

VI. Сообщение темы. Постановка учебных задач.

-Сегодня мы с вами будем работать с глаголами настоящего и будущего простого времени.

-Что такое спряжение? Мы пока с вами не знаем. Первая наша учебная задача – что значит спрягать глагол.

Посмотреть на зеленый  круг. 

VII. Работа над новым материалом.

  1. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам

 ( Слайд 5, 6)

На доске запись:

                        кричать, нести                                  поговорить, взять

Я (что делаю?)               …     …        (что сделаю?)           …     …

Ты (что делаешь?)     …     …        (что сделаешь?)           …     …

Он (что делает?)        …     …        (что сделает?)           …     …

Мы (что делаем?)      …     …        (что сделаем?)           …     …

Вы (что делаете?)      …     …        (что сделаете?)           …     …

Они (что делают?)     …     …        (что сделают?)           …     …

– В какой форме даны глаголы, которые вы будете изменять? Как доказать это?

– При помощи чего вы будете изменять глаголы? (При помощи личных местоимений и вопросов.)

Далее выполняется спряжение глаголов   ученики  работают самостоятельно. Окончания глаголов нужно выделить.

– В каком времени вы изменяли глаголы? Докажите это.

– Какая часть слова при этом изменялась?

– Как же вы изменяли глаголы? (По числам и лицам.)

– Теперь прочитайте правило в учебнике о том, что называется спряжением (с. 75).

– Вы проспрягали глаголы в настоящем и будущем времени. А можно ли это сделать в прошедшем времени? Устно поставьте любой из этих глаголов в форму прошедшего времени и попробуйте проспрягать. Что заметили? (Глаголы в прошедшем времени не спрягаются; они изменяются по числам, в единственном числе по родам.)

 Физминутка . Гимнастика для глаз на офтальмотренажере

  1. Работа с таблицей «Глагол». Дополнение таблицы новыми сведениями. ( Слайд 8) 

– Ребята, что вы узнали о глаголах настоящего и будущего времени?

– Что называется спряжением?

– Спрягаются ли глаголы в прошедшем времени?

– Как отразить в таблице то, что вы узнали сегодня?

В результате дальнейшей работы таблица приобретает следующий вид:

– Попробуйте, опираясь на материал таблицы, рассказать всё, что вам известно о глаголе.

3.  Распознавание лица и числа глаголов.

-Это вторая  наша учебная задача.  

1. Работа с вопросом Почемучки и правилом на с. 74–75.

2. Выборочное списывание (упр. 425, с. 75).

VIII.   Итог урока

Тесты. Выбрать правильный ответ.

 Работа в парах. Дифференцированные задания (по уровню сложности)

1) Глаголы:

- склоняются

- спрягаются

2) у глаголов при спряжении изменяется

- окончание

- основа

3) Лицо глагола определяй:

- по местоимению

- окончанию

- по предлогу

4) Что называется спряжением?

- изменение глагола по падежам

- изменение глагола по лицам и числам

- изменение глагола по рода и числам

Проверка. Ответы детей.

IX. Рефлексия. ( Слайд 9)

- Чему научились на уроке?

- Что вам особенно понравилось?

Самооценка.

-Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.

-Если вы считаете, что тему усвоили на “отлично” и “хорошо”, покажите улыбающегося  человечка. Если вы где-то не уверены, то покажите задумчивого человечка.

Оценка учителя.

X. Д/задание : упр. 426 или 427 (по выбору). ( Слайд 10)

Творческое задание: составить рассказ о нашей школе, используя глаголы настоящего и будущего времени.

Спасибо за урок! Урок закончен!

 Литература

  1.   «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС». Методическое пособие под редакцией Н.Н.Деменевой
  2. Т. Г. Рамзаева . Русский язык: Учеб. для 4 класса
  3. Интернет

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ

 Карточка 1. Заменить словосочетания глаголом в неопределённой форме.

Оказывать помощь – (что делать?)..., осуществить строительство – (что сделать?)…,вести наблюдение – (что делать?)..., давать совет – (что делать?)..., выразить благодарность – (что сделать?)..., взять под обстрел – (что сделать?)..., сделать покупку – (что сделать?)….

 Карточка 2. Списать текст, употребив глаголы в неопределённой форме. Можно использовать слова нужно, необходимо, надо.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Пострадавшего перенесут в прохладное место. Здесь его уложат в тени. Приподнимут голову. Шею освободят от тесной одежды. Больного напоят подсолённой водой и дадут понюхать нашатырный спирт.

 Карточка 3. Данные фразеологические сочетания заменить глаголами неопределённой формы.

Повесить нос – ..., витать в облаках – ..., ходить на голове – ..., клевать носом – ..., держать язык за зубами – ..., наговорить с три короба – ..., дрожать как осиновый лист – ....

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения;  развивать внимание,...

Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....

«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе  «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...