Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Богачёва Любовь Олеговна

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме, оценивать свои достижения, анализировать, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_myagkogo_znaka.rar25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков.
  2. Развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком.
  3. Развивать умения составлять предложения
  4. Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме, оценивать свои достижения, анализировать, делать выводы.

Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Ресурсы:  Ребусы к предложению, словарные слова ,презентация к уроку, электронное приложение, карточки, учебник, тетради .

Тип урока: закрепление пройденного

Формы обучения: - фронтальная, работа в парах.

Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.

Ход урока

  1. Орг. момент

Начинается урок.

Будем мы писать красиво,

Будем дружно отвечать,

Будем думать, рассуждать

Дисциплину соблюдать!

Учитель: Сегодня  на уроке мы продолжим путь по дороге знаний, будем исследователями. Продолжим делать наши маленькие открытия!

Учитель: Чтобы не сбиться с дороги, нам поможет рабочий лист лежащий у вас на партах. В течение урока вы будете оценивать свою работу.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Чистописание.

Учитель: Попасть в страну знаний могут только думающие, внимательные и наблюдательные ребята.

Учитель: Начнем мы наш урок с минутки чистописания.

Учитель:  (е, и, я, ё, ь, ю)

Вот ромашка непростая, а чудесная какая

Букву лишнюю найдите

Всем нам чудо покажите

Какая буква лишняя?

Почему?

Учитель: А что объединяет остальные буквы? (обозначают мягкость согласного звука)

Учитель: На вашем рабочем листе, вы видите лесную полянку и сегодня мы с вами украсим её необычными цветами. А вы догадались какую букву на лесной полянке мы сегодня будем писать? Возьмите ваши красивые ручки и напишите по образцу букву мягкий знак (мягкий знак – это ровная короткая линия и маленький овал)

Учитель: Оцените свою аккуратность на этом этапе работы! Если работу выполнили аккуратно, нарисуйте улыбку, а если не очень хорошо получилось, то солнышко нахмуриться.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Прочитайте слова: (на доске)

Т.традь, д.кабрь, п.льто, м.дведь, к.ньки, д.воч.ка.

Учитель: Что общего у этих слов? ( словарные слова)

Учитель: Какие слова мы называем словарными? (слова с безударной гласной в слове, которую нельзя проверить и поэтому нужно запомнить)

Учитель: Посмотрите внимательно, что ещё их объединяет?

(во всех словах есть ь) 

А какое слово пишется без мягкого знака? (Почему?) (чк-чн –пишется без мягкого знака)

Учитель: Вставьте пропущенные буквы в слова на рабочем листе.

(Один ученик вставляет буквы на доске)

( Оцените свою работу, нарисуйте улыбку)

Учитель: Обозначает ли буква мягкий знак какой-либо звук?

                Зачем же она тогда нужна в русском языке?

                Может она безработная?

                И её нужно вычеркнуть из алфавита?

Вот какая проблема встала на нашем пути! Попробуем разобраться!

Мягкий знак очень робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём. У мягкого знака слишком мягкий характер.

Учитель: Давайте поможем мягкому знаку доказать всем как сильно он нужен в русском языке и  вспомним все, что мы про него знаем. А то, что мы вспомним и узнаем будем записывать в схемы на наших рабочих листах.

1) У неё нет собственного звука

  1. Ь-[-]

Поставьте прочерк на своем листочке.

Что вы ещё знаете про « ь»?

Учитель: Ребята, а вот задание для вас, придумайте слова, которые начинаются с мягкого знака. Точно не придумали?

  1. А может Ь стоять в начале слова? ( нет)

( на доске появляется схема)

ь

Учитель: Итак,что мы можем сказать про мягкий знак в этой схеме? (не может стоять вначале слова , не имеет заглавной буквы)

Учитель: Ребята, что же мы знаем про мягкий знак?

                  Но посмотрите, у нас осталось ещё два пункта.

                  Значит мы ещё не всё узнали!

Учитель: Подумайте, на какие группы можно разделить эти слова? (мягкий знак в конце и середине слова) Разделите слова на две группы.

1 группа                               2 группа

т.традь

д.кабрь                                  п.льто

м.дведь,                                 к.ньки                         д.воч.ка.

Учитель: Сколько слов вы записали в 1 столбике? (назовите), во 2 столбике? Все слова назвали? Почему? (чк, чн без ь знака)

А для чего в этих словах нужен мягкий знак? (произнесём слова без мягкого знака, что получилось) Оцените свою работу, солнышком.

Учитель: Для чего же нужен ь знак в конце и в середине слова?

Сформулируйте тему нашего урока? Чему будем учиться?

  1. Работа по теме урока

Проведём небольшую исследовательскую работу.

Попробуйте побыть фокусниками, но вместо волшебной палочки у вас будет ь знак.

Превратите слова :

Мел – в мелкое место

Угол – в топливо

Шест – в число

(Теперь мы можем заполнить следующий пункт на рабочем листе)

д

е

н

ь

Физкультминутка

Учитель: Что сделал мягкий знак? (изменил смысл слова)

Какую работу может выполнять Ь? (изменять лексическое значение слов) (ЗАПИСЫВАЕМ ВЫВОД В ЛИСТ)

Учитель: На ваших рабочих листах есть следующее задание.  Вам надо вставить подходящие по смыслу слова с «ь» в середине слова.

Жаркие …( деньки)                            

Фигурные…( коньки)

Указательный… ( пальчик)

 Если вы верно выполнили эти задания оцените себя. (смайл)

Проверка!

Учитель: Какую работу выполняет ь знак, если стоит в середине слова? (указывает на мягкость предыдущего согласного)

Между какими буквами стоит мягкий знак? (между согласными, он смягчающий) (заполнили следующий пункт)

Заполним последний пункт.

д

е

н

ь

к

и

Учитель: Следующее задание не простое. Работать вам нужно будет в парах. На партах у вас лежат карточки с заданием. Договоритесь, кто будет вставлять пропущенные буквы в словах, а кто составлять предложение. Вставляем пропущенную букву и составляем предложение. Записываем на рабочем листе.

Сил…ная, на, метел…, улице, началас…

Проверка!

Игра «Лови мячик»

Учитель: А теперь немного поиграем. Я называю слово с ь в конце слова, а вы должны спрятать его в середину. Попробуем!

Пень - пеньки                      Конь - коньки        

Дочь- доченька                    Печь -печенька        

День - деньки                      Огонь - огоньки        

Уголь – угольки                  Окунь- окуньки

Учитель: Давайте вспомним ещё раз всё, что мы сегодня говорили о букве « ь».

-не обозначает звука

-может стоять в конце слова

- обозначает мягкость предыдущего согласного звука

- может стоять  в середине слова , между двумя согласными буквами

Учитель: Как вы думаете, пригодятся ли вам эти  знания в жизни?

( эти знания нужны для того, чтобы уметь обозначать мягким знаком мягкость согласного звука.)

Вы сегодня молодцы, помогли мягкому знаку доказать как сильно он нужен в русском языке, оцените свою работу за урок на рабочих листах.

Д/з

Рабочий лист.

Тема урока: «Правописание мягкого знака в конце и середине слова после согласных.»

Задания

Самооценка

Т.традь, д.кабрь, п.льто, м.дведь, к.ньки, д.воч.ка

  1.  Ь-[  ]

3.

4.  

1 группа                                              2 группа

Мел …… в мелкое место               Жаркие ……………… …..

Угол.. . …в топливо                        Фигурные………………..

Шест…... в число                           Указательный… ………….

Ь –очень___________________________ буква!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

ЦЕЛИ УРОКА:1.                      Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на п...

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными (урок рефлексия)

Повторение способов обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь....

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"...

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Урок закрепления. Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме ...