конспект по русскому языку на тему "Что такое основа слова?"
материал по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Дата: 15.11.2018
База практики: МБОУ «Трубчевская СОШ №1»
Учебный предмет: русский язык
Образовательная система: «Школа 2100»
Класс:3
Учитель: Амелькина Оксана Михайловна
Практикант: Навнычко Анастасия Валерьевна
Тип урока: комбинированный урок
Тема: Что такое основа слова?
Цель: формирование умения находить и выделять основу в словах.
Задачи:
Предметные:
- Сформировать представление об основе.
- Развивать умение разбирать слова по составу.
- Познакомить со структурой и особенностями словообразовательного словаря.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Представление об основе.
- Умение разбирать слова по составу.
- Знание структуры и особенностей словообразовательного словаря.
Личностные:
1.Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД
1. Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Умение формировать цель урока с помощью учителя.
4. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Умение слушать и понимать других.
2. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Умение оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Образовательный ресурс:
1. учебник Р. Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник для 3 класса.- Изд. 3-е, перераб.- М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012 .- 176с.: ил. Образовательная система «Школа 2100»)
2. Школа 2100 официальный сайт конспекты уроков//конспекты уроков// URL:http://school2100.com//(Дата обращения:29.03.18)
План урока:
1. Организация начала урока (2-3 мин)
1.1 Приветствие.
1.2 Проверка готовности.
1.3.Эмоциональный настрой.
2 Актуализация знаний (10 - 12мин)
3. Целеполагание (2-3 мин)
4. Открытие нового знания(15 мин)
4.1.Работа со схемой (упр. 178)
4.2.Самостоятельное формулирование понятия основа слова.
4.3.Работа с правилом.
4.4.Первичное закрепление.
4.5.Знакомство со словообразовательным словарём.
5.Введение знаний в опыт (10 мин)
5.1.Самостоятельная работа. Выделение значимых частей слова.
6. Подведение итогов. Рефлексия (2-3 мин)
7. Домашнее задание (1 мин)
Сценарий урока:
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Формирование УУД |
1. Организация начала урока | 1.1.Приветствие - Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Валерьевна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. - Садитесь. 1.2.Проверка готовности к уроку - Ребята, проверьте всё ли готово у вас к уроку. 1.3.Эмоциональный настрой - Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое? - Клад - это богатство, деньги, золото. - Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь! | Л1 К1 К3 |
2 Актуализация знаний | -Ребята, посмотрите на доску. Что здесь помещено? (схемы слов) -Можем ли мы определить часть речи этих слов? (имя прилагательное почему?, существительное, глагол) -Подберите одно слово к первой схеме. -Ребята, а вы в тетрадях запишите 3 столбика слов, подходящих к нашим схемам. -Какие части слова у нас встретились? -Что такое: -окончание (изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении); -корень(главная значимая часть слова, в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов); - суффикс(значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов); -приставка(значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов); -основа? -Какую частью слова мы не изучали? (основа) | К1 К3 |
3. Целеполагание | -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Тема:Что такое основа слова? -Откройте, пожалуйста учебник на странице 95. -Какова цель урока? (научиться выделять основу) -Какие задачи помогут нам достичь этой цели? (1.познакомиться с правилом. 2.закрепить умение выделять окончания 3.учиться разбирать слова по составу) -Чему мы сейчас с вами учились? | П1 Р3 К1 Л1 П2 Р1 К1 К2 К3 |
4. Открытие новых знаний | 4.1.Работа со схемой (упр. 178) -Посмотрите внимательно на схему. -Как выделяется основа? -Что может входить в основу? -Что не входит в основу? 4.2.Самостоятельное формулирование понятия основа слова. -Ребята, а сейчас давайте попробуем сформулировать определение, что такое основа? 4.3.Работа с правилом. -Сравните ваше определение с тем, что говорит нам учебник. -На какие части вы можете разделить определение? -Как можем озаглавить 1 часть? 2 часть? 3 часть? 1.какую часть слова называют основой? 2.где заключено лексическое значение слова? 3.как найти основу слова? -Перескажите правило друг другу в парах, пользуясь составленным нами планом. -Кто проговорит самостоятельно? -Молодцы, ребята. 4.4.Первичное закрепление. Упр. 179 – развивается умение находить однокоренные слова и выделять все значимые части слова. -Давайте поупражняемся применять данное правило на практике. -Найдите упражнение 179 на странице 95. -Прочитайте задание. -Кто хочет прочитать этот текст вслух? -О ком говорится в тексте? -Что нового узнали из текста? -А сейчас проверим, умеете ли вы отличать формы слова от однокоренных слов. -Что такое однокоренные слова? (отличаются оттенками лексического значения) -Что такое формы слова? (лексическое значение одинаково) -Итак, ребята. В первый столбик вы записываете формы слова, во второй – однокоренные слова. -Выполните задание самостоятельно. -Давайте проверим. Прочитайте однокоренные слова с корнем ящер-(ящерица, ящерята, ящерка) -Назовите формы одного и того же слова. (ящерица, ящерицей, ящерицу) -Разберите по составу. Как находили основу? -Молодцы, ребята. Физкультминутка. 4.5.Знакомство со словообразовательным словарём. -А теперь давайте узнаем, о чём вам поможет узнать словообразовательный словарь. -Давайте проверим ваши предположения. -Для этого откройте страницу 96 и прочитайте материал на страничке для любознательных. -Так о чём же может рассказать нам словообразовательный словарь? -Поможет ли нам этот словарь выделить основу слова? Почему? | Пр1 Пр2 К1 К3 П1 П2 К1 Пр1 К1 К3 П1 П2 Пр1 Р1 К1 К3 К4 Пр2 К1 П1 К1 К3 К1 К3 Пр3 П1 Р1 К1 К3 |
5.Введение знаний в опыт. | 5.1.Самостоятельная работа. Выделение значимых частей слова. -Откройте последний фОрзац. -Прочитайте слова, которые образовались от слова школа? Прочитайте те, которые образовались с помощью суффикса? Приставки и суффикса? -Берёза? Жёлтый? Желток? Желтеть? -Спишите 1 вариант 1 группу слов со словом школа, 2 вариант работать со словом берёза. -Выделите значимые части слова. -Что вы будете выделять? | Пр2 П1 К1 К3 |
6. Подведение итогов. Рефлексия | -Какова была цель нашего урока? -Как вы будете выделять основу? -Какие значимые части могут быть в основе? -Что нового вы сегодня узнали на уроке? -Подумайте, кому вы сегодня за урок вы бы поставили оценку «5». -Почему? | П2 Р2 Р4 К1 К2 К3 |
7. Домашнее задание | Упр. 182. Выучить правило после упр. 178. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.
Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое корень слова" и презентация
Цели: научиться находить корень в слове; формулировать собственную позицию и умение отстаивать своё мнение;подбирать и образовывать однокоренные слова; обогащение словарног...
Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс)
Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс) с подробным описанием хода урока, презентацией, разрезными карточками для фронтальной и индивидуальной раб...
Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения".
Конспект урока открытия новых знаний по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологии проблемно-диалогического обучения....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...
Конспект урока русского языка Тема: "Что такое местоимение?", 2 класс . УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию местоимений и овладению умением составлять слова с помощью мест...
Конспект урока русского языка. Тема: "Что такое обращение" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний об обращений, формирование умений находить в тексте обращения и выделять их пунктуационноПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое обращение, з...