Технологическая карта урока "Местоимение"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Ирина Владимировна Ягупова

Данный урок разработан по теме "Местоимение".

2 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie.docx609.43 КБ

Предварительный просмотр:

Описание урока

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тема

Что такое местоимение?

Автор

Ягупова И.В., учитель начальных классов

Образовательная организация

МКОУ Богословская ООШ

Тип урока

Урок открытия нового знания

Время реализации

45 мин

Цели

Обучающая:

Создать условия для формирования у школьников представления о местоимении как части речи и его роли в предложении;

Воспитательная:

Способствовать развитию исследовательских компетенций

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивационный

Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

- Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте!

- Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»

- А что такое тайна?

-А вы готовы открывать тайны? Тогда начнем?!

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.

Высказывают свои предположения.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя,

Л: мотивация учения

Каллиграфическая минутка

Цель: развивать умения каллиграфически правильно писать буквы

- Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий. Прежде чем мы их выполним, запишем дату и выполним работу по чистописанию.

- А вот какую букву мы будем писать, вы узнаете, отгадав загадку.

-Она в начале важных слов:

Мир, Москва и мама.

Она в начале вкусных слов:

Мороженое, мёд.

Её увидишь у метро,

Ведь там она живёт.

             ( буква «м»)

Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк.

П: совершенствование умения писать буквы и их соединения

Словарная работа

Цель: развивать умение правильно писать словарные слова, определять в них ударение, орфограмму

- На слайде даны  иллюстрации.  Ваша задача записать словами.

Яблоко, тетрадь, капуста, пенал, заяц.

Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

Р: оценивание своей работы и работы других

Актуализация знаний и постановка темы урока

Цель: организовать работу по повторению и применению полученных знаний

- Давайте определим часть речи у записанных слов.

- Ребята, давайте вспомним: «Что такое речь?»

-Какие части речи вам знакомы?

- Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на слайд и скажите, какое задание нам предстоит выполнить?

Имя сущ.

Имя прил.

глагол

Играть, рисунок, зелёный, стол, скачет, сильная, я.

- Я предлагаю вам поработать в паре и разделить данные слова на группы.

- Почему вы не смогли определить, какой часть речи являются слова я, он?

А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А знаете ли вы как называется эта часть речи?

 - Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?

-Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

-Имя сущ., имя прил., глагол.

-Распределить слова на группы.

- Они не относятся ни к одной из групп

Да, употребляем

-Да

-Нет

- Узнать, как называется новая часть речи.

П: классифицировать объекты по определенному признаку.

Р: постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что не известно

Работа по теме урока

Цель: сформировать понятие о местоимении, как части речи

- Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильной и выразительной, но иногда частое употребление одного и того же слова режет слух. Чтобы избежать повторов, на помощь придет новая для нас часть речи. Для начала, рассмотрим пример. Прочитайте текст:

Ворона – городская птица.

Ворона знакома всем.

Перья у вороны серые или чёрные.

-Что вы заметили в тексте?

- Как мы можем исправить этот текст?

- Прочитайте получившийся текст:

Ворона – городская птица.

Она знакома всем.

Перья у неё серые или чёрные.

- К какой части речи относится слово ворона?

- Так как слова, которыми мы заменили слово ворона, заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.

- Как вы думаете, зачем нам нужны местоимения?

- Можем ли мы обойтись без них?

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

Работа по учебнику.

Упр.171

- Какие местоимения встретились в тексте?

- Они указывают на какой-то предмет? А называют его?

Читают текст

Отвечают, что постоянно повторяется слово ворона.

- заменить слово ворона другими словами.

- Имя существительное.

-Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным.

Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания.

- Он, я, ты, они.

П: Высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез

Физминутка

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью

Светит, яркое, вы, солнце, оно, дует, тёплый, он, ветер, они, бегут, она, кружат, мы.

Глагол- приседают, существительное – шагают, прилагательное- наклоны туловища, местоимения - подпрыгивают

Осуществляют профилактику утомляемости.

Закрепление изученного материала

Цель: развивать умения применять полученные знания на практике

Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем  о них ещё кое-что интересное. Готовы?

Прочитайте стихотворение В.  Степанова о слоне.

-На какой вопрос отвечает слово «слон»?

-Каким местоимением заменяется слово СЛОН?

-На какой вопрос отвечает слово «он».

Значит, какой вывод мы можем сделать?

- Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие?

Давайте понаблюдаем.

Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем.

 Понятно ли о ком говорится в стихотворении?

Значит, какой вывод мы можем сделать?

- Давайте попробуем составить определение понятия местоимения.

Продолжим предложения, (выбрав  верные высказывания):

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения).

Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы).

-А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение?

- Давайте сравним наше определение с правилом, которое подготовила для вас тетушка Сова в учебнике с.101

Работа по упр.173 (устно)

Прочитайте стихотворение Тимофея Собакина. Определите главную мысль текста. О чём просит задуматься автор? Назовите местоимения.

Выполнение задания на электронном приложении к учебнику.

Дети читают стихотворение на слайде.

У слона большие уши, 
Как гора огромен он. 
Равных нет ему на суше: 
Слон по весу - чемпион
.

-Отвечает на вопрос КТО?

-Слово слон заменяется местоимением ОН.

-Отвечает на вопрос КТО?

-Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.

Дети читают

-Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова.

Дети отвечают, что  местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они- это местоимения.

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их

Дети читают определение в учебнике.

Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них.

Дети читают текст упражнения и называют местоимения.

Выполняют задания в паре.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Рефлексия

Цель: развивать рефлексивные умения. Создавать ситуацию для осмысления всей работы на уроке

Вспомните девиз нашего урока. -Какую тайну мы сегодня разгадали?

- Какую часть речи изучали?  

- Какое определение вывели?

-Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?

Оцените свою работу на уроке.

Сегодня на уроке я …

Мне удалось…

Я могу похвалить…

Я недостаточно…

Я старался…

Отметьте себя на лестнице успеха и вложите её в рабочую тетрадь.

Отвечают на вопросы

img1

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Итог урока

Домашнее задание

Цель: закрепить знания о местоимении

Провести инструктаж по выполнению дом. задания Упр.172 
 Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно? Выполнить упр. 172 (с.101)

Разноуровневые задания (Красные -5, синие -4, жёлтые- 3)

  1. Замени существительные местоимениями :

Катя - _____________

Игорь -____________

Окно -____________

Дети -___________

  1. Вставь местоимения подходящие по смыслу.

Ира,____________ пойдёшь гулять?

Мама, _________ будем играть?

Елена Ивановна, __________ нам объясните урок?

  1. Впиши местоимения. Укажи известные части речи.

Вечером__________ с мамой читаем интересные сказки.

Что _____________ вырезает из цветной бумаги?

А _______ умеете так вырезать?

Какую трудную задачу ___________ решают?

Куда ________ идёшь?

Завтра ___________ пойду в новую школу.

Слушают объяснения учителя. Делают соответствующие записи.

Выбирают задания

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...