Мотивационный Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе | Приветствие. Проверка готовности к уроку. - Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте! - Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!» - А что такое тайна? -А вы готовы открывать тайны? Тогда начнем?!
| Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.
Высказывают свои предположения. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, Л: мотивация учения |
Каллиграфическая минутка Цель: развивать умения каллиграфически правильно писать буквы | - Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий. Прежде чем мы их выполним, запишем дату и выполним работу по чистописанию. - А вот какую букву мы будем писать, вы узнаете, отгадав загадку. -Она в начале важных слов: Мир, Москва и мама. Она в начале вкусных слов: Мороженое, мёд. Её увидишь у метро, Ведь там она живёт. ( буква «м»)
| Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк. | П: совершенствование умения писать буквы и их соединения |
Словарная работа Цель: развивать умение правильно писать словарные слова, определять в них ударение, орфограмму | - На слайде даны иллюстрации. Ваша задача записать словами. Яблоко, тетрадь, капуста, пенал, заяц.
| Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки. | Р: оценивание своей работы и работы других |
Актуализация знаний и постановка темы урока Цель: организовать работу по повторению и применению полученных знаний
| - Давайте определим часть речи у записанных слов. - Ребята, давайте вспомним: «Что такое речь?» -Какие части речи вам знакомы? - Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на слайд и скажите, какое задание нам предстоит выполнить?
Играть, рисунок, зелёный, стол, скачет, сильная, я. - Я предлагаю вам поработать в паре и разделить данные слова на группы. - Почему вы не смогли определить, какой часть речи являются слова я, он? А мы употребляем эти слова в речи? -Значит они тоже часть речи? - А знаете ли вы как называется эта часть речи? - Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? | -Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем. -Имя сущ., имя прил., глагол. -Распределить слова на группы.
- Они не относятся ни к одной из групп
Да, употребляем -Да -Нет - Узнать, как называется новая часть речи. | П: классифицировать объекты по определенному признаку.
Р: постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что не известно |
Работа по теме урока Цель: сформировать понятие о местоимении, как части речи | - Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильной и выразительной, но иногда частое употребление одного и того же слова режет слух. Чтобы избежать повторов, на помощь придет новая для нас часть речи. Для начала, рассмотрим пример. Прочитайте текст: Ворона – городская птица. Ворона знакома всем. Перья у вороны серые или чёрные. -Что вы заметили в тексте? - Как мы можем исправить этот текст?
- Прочитайте получившийся текст: Ворона – городская птица. Она знакома всем. Перья у неё серые или чёрные.
- К какой части речи относится слово ворона? - Так как слова, которыми мы заменили слово ворона, заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. - Как вы думаете, зачем нам нужны местоимения?
- Можем ли мы обойтись без них? Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена!
Работа по учебнику. Упр.171
- Какие местоимения встретились в тексте? - Они указывают на какой-то предмет? А называют его?
|
Читают текст
Отвечают, что постоянно повторяется слово ворона. - заменить слово ворона другими словами.
- Имя существительное.
-Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным.
Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания. - Он, я, ты, они.
| П: Высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез |
Физминутка Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью | Светит, яркое, вы, солнце, оно, дует, тёплый, он, ветер, они, бегут, она, кружат, мы. | Глагол- приседают, существительное – шагают, прилагательное- наклоны туловища, местоимения - подпрыгивают | Осуществляют профилактику утомляемости. |
Закрепление изученного материала Цель: развивать умения применять полученные знания на практике | Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы? Прочитайте стихотворение В. Степанова о слоне.
-На какой вопрос отвечает слово «слон»? -Каким местоимением заменяется слово СЛОН? -На какой вопрос отвечает слово «он». Значит, какой вывод мы можем сделать?
- Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие? Давайте понаблюдаем. Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем. Понятно ли о ком говорится в стихотворении?
Значит, какой вывод мы можем сделать?
- Давайте попробуем составить определение понятия местоимения. Продолжим предложения, (выбрав верные высказывания): Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения). Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы). -А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение? - Давайте сравним наше определение с правилом, которое подготовила для вас тетушка Сова в учебнике с.101
Работа по упр.173 (устно) Прочитайте стихотворение Тимофея Собакина. Определите главную мысль текста. О чём просит задуматься автор? Назовите местоимения.
Выполнение задания на электронном приложении к учебнику.
| Дети читают стихотворение на слайде. У слона большие уши, Как гора огромен он. Равных нет ему на суше: Слон по весу - чемпион.
-Отвечает на вопрос КТО? -Слово слон заменяется местоимением ОН. -Отвечает на вопрос КТО? -Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.
Дети читают -Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова.
Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него. Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они- это местоимения. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их Дети читают определение в учебнике. Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них.
Дети читают текст упражнения и называют местоимения.
Выполняют задания в паре.
| Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. |
Итог урока Домашнее задание Цель: закрепить знания о местоимении | Провести инструктаж по выполнению дом. задания Упр.172 Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно? Выполнить упр. 172 (с.101) Разноуровневые задания (Красные -5, синие -4, жёлтые- 3) - Замени существительные местоимениями :
Катя - _____________ Игорь -____________ Окно -____________ Дети -___________
- Вставь местоимения подходящие по смыслу.
Ира,____________ пойдёшь гулять? Мама, _________ будем играть? Елена Ивановна, __________ нам объясните урок?
- Впиши местоимения. Укажи известные части речи.
Вечером__________ с мамой читаем интересные сказки. Что _____________ вырезает из цветной бумаги? А _______ умеете так вырезать? Какую трудную задачу ___________ решают? Куда ________ идёшь? Завтра ___________ пойду в новую школу.
| Слушают объяснения учителя. Делают соответствующие записи.
Выбирают задания | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |