Технологическаяч карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа 2100"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Зелинская Александра Владимировна

Разработка урока русского языка "Сложное предложение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С СОЮЗАМИ  и, а, но

Урок 32.

Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но

 развитие умений отличать сложные предложения и простые предложения с однородными членами, соединёнными союзом и, правильно пунктуационно оформлять предложения с союзами и, а, но, находить в частях сложного предложения однородные члены предложения, связанные союзной и бессоюзной связью.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

Ι. Актуализация знаний.

Комментированная запись числа.

- Говорят, улыбка – это залог успеха.  Улыбнитесь друг другу. Помните, что на уроке  вы должны внимательно слушать друг друга, слышать друг друга и  помогать друг другу.

Внимательно слушайте - и всё услышите!

Внимательно смотрите - и всё увидите"

Думайте - и всё обязательно получится!

-

    Пусть урок нам принесет радость общения и познания.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

– Напишите «Классная работа».

1. Организующий диалог

1.Запишите букву из слова песчаный, которая обозначает: согласный, парный глухой и парный мягкий звук (П)

2. Из слова корабль - букву непарного  звонкого,  твердого парного согласного звука. (Р)

3. Из слова десерт – букву парного звонкого, парного мягкого согласного звука. (Д)

4. Запишите букву из слова лопата, которая обозначает: непарный звонкий согласный звук (Л)

5. Найдите в слове животное букву, которая обозначает всегда твердый согласный звук.(Ж)

6. Из слова капитан выпишите букву, которая обозначает непарный звонкий согласный звук.(Н)

7. Запишите безударную гласную, проверяемую ударением из слова весна.(Е)

8.  Из слова корабль - непроверяемый безударный гласный в корне (О)

9. Из слова памятник  выпишите безударный гласный в суффиксе (И)

10. Запишите из слова  ель букву, которая обозначает два звука. (Е)

-Что можно сделать с этими буквами?  (Составить слово предложение)

- Запишите слово предложение в тетрадь.

- Что такое предложение?  (Несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль)

- На какие группы делятся предложения по цели высказывания?

По интонации?

По наличию второстепенных членов?

По наличию грамматических основ?

2. На слайде текст.

- Прочитайте текст, из каких предложений он состоит? ( Простые предложения с однородными членами).

Утром густой туман покрывал лесные поляны и вершины деревьев. Вот подул ветер и рассеял туман. Стали видны и пихты, и ели, и берёзы. Лесные цветы стали издавать не резкий,  а очень нежный запах.

- Найдите предложение соответствующее схеме [  _  ̳         и       ].

-   Выпишите его, сделайте синтаксический разбор. 

II. Формулирование проблемы.

Какая часть речи выделена в тексте синим цветом? (Союзы)

– Какие вы знаете союзы?

– Соедините вид предложения с нужными союзами:

– Какова роль союзов в предложении? (Соединяют части сложного предложения или однородные члены.)

– Прочитайте текст из задания № 9, с.20 рабочей тетради.

- Найдите в нём примеры:

– соединения однородных членов с помощью одиночного союза и;

– соединения однородных членов с помощью повторяющегося союза и;

– соединения частей сложного предложения с помощью союза и.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

III. Развитие умений.

1. Работа в учебнике.

Упр. 76 – развивается умение определять структуру предложений (простое, сложное), расставлять необходимые знаки препинания.

Методическая рекомендация: следует обратить внимание учащихся на сложное предложение с союзом и, в одной из частей которого находятся однородные члены, соединённые союзом и. Важно предупредить отрицательное воздействие навыка постановки запятой при повторяющемся союзе и, так как в этом случае союз и не является повторяющимся, он соединяет разные компоненты предложения.

Выборочная проверка учителем.

Физкультминутка

Игра  «Определи предложение по структуре» 

Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное - 2 руки. Объясняют свой выбор)

Труд человека кормит, а лень портит.

У страха глаза велики.

Всякий человек в деле познается.

Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя птичка глаза продирает.

Что говорят взрослые, то дети повторяют.

Без труда хлеб не родится никогда.

Карандаш пишет, а молот  кует.

Дети плачут, а у матери сердце болит.

Холода не бойся – по пояс мойся.

Сделаем зарядку для глаз.

Сядьте ровно, руки положите на колени.

  1. Быстро-быстро поморгайте, считая про себя до 15.

2. Не двигая головой, смотрите вверх-вниз-вправо-влево.

4. Прикройте ладошками глаза и посидите так, считая про себя до 10.

3. Работа в группах

У каждого из вас имеется цветной лист с заданием. В течение 5 минут вы работаете самостоятельно. Задание: списать предложения, вставить подходящие по смыслу союзы, расставить недостающие знаки препинания.

  1. Улетают журавли ______  низкие осенние облака заволакивают небо.
  2. Над лесом торопливо бегут  бесформенные облака _____   ветер неистово раскачивает деревья и ломает ветки.

  1. Листья на деревьях уже пожелтели ________  осень ещё не вступила в полную силу.
  2. Солнце иногда показывалось из-за туч _ тут  же скрывалось.

  1. Последние осенние цветы издавали резкий _____ приятный запах.
  2. Сады почти осыпались ______  кое-где ещё висели на яблонях сухие розовые листья.

  1. Пролетело веселое лето ___наступила осень. 
  2. Давно улетели на юг ласточки_____ ещё раньше исчезли быстрые стрижи.

9. Наступили тихие и безоблачные дни ______ на сжатых полях заблестела осенняя паутина.

10. Холодно и ярко сияло над тяжелыми тучами голубое небо__ из-за этих туч медленно выплывали снеговые горы-облака.

11. Над землей низко подымается уже холодное солнце___бежит холодный ветер.

12. Всё реже и скупее греет осеннее солнышко __ скоро начнутся первые морозы.

Б) Графический диктант.

Цель данного вида работы – совершенствование умений отличать вами простое предложение от сложного и правильно расставлять в зависимости от этого знаки препинания. Если вы хорошо различаете простые и сложные предложения на слух и умеете строить их схемы – значит будете пунктуационно грамотны.

( Один ученик для проверки выполняет этот вид работы с обратной стороны доски)

Желтеют опушки, желтеет пруд, а зелёные лягушки всё ещё поют песенку.

На траве, на былинах и на соломинах блестели бесчисленные нити осенней паутины.

Ветер дул из степей и вертел по лужам сухие листья орешника.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

IV. Итог урока

Рефлексия «Анкета»

Проанализируйте схемы предложений:

- Назовите буквы схем сложных предложений; простых предложений.

- В каких схемах предложений недостаёт запятых?

А)  [  _   ͇   ] и [ _     ̳  ].

Б)  [  _         но         ].

В)  [  _    ͇   ], но [  _   ̳    ].

Г)  [  _         , а        ].

Д) [ _    ̳̳  ]  а  [  _      ͇  ].

Е)  [   _   ͇   и        и         и        ].

– Выполните задание № 5, тема 3 в рабочей тетради.

– Назовите вариант ответа, свой выбор объясните.

- Какие умения формировали сегодня на уроке? (Отличать простое предложение от сложного, составляли схемы предложений, учились расставлять знаки препинания в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении).

-Если учебная работа принесла вам удовлетворение, поблагодарите друг друга добрыми улыбками.

Для самооценки на уроке предлагаю ответить на вопросы анкеты, выбрав и подчеркнув подходящий вариант в правой части анкеты.

1. На уроке я работал                                    активно / пассивно

 

2. Своей работой на уроке я                             доволен / не доволен

3. Урок для меня показался                           коротким / длинным

 

4. За урок я                                                      не устал / устал

                                               

5. Мое настроение                                          стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был                           понятен / не понятен

                                                                         полезен / бесполезен

                                                                         интересен / скучен

                                                                         интересным / неинтересным

 

Напишите мне коротко смс сообщение - то главное по уроку, что хочется сказать, свои ощущения по уроку.

V. Домашнее задание.

Упр. 3, с. 79.

-

 © ООО «Баласс», 2014                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" по теме "Знакомство с антонимами"

Урок был проведен в рамках городского семинара учителей начальных классов «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся - основа самостоятельности школьников»...

Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.

Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;    обогатить речь учащих...

технологическая карта урока русского языка 2 класс "Школа 2100"

Тема: Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.Цель: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова....

технологическая карта урока русского языка. 3 класс. ОС "Школа 2100"

Цели для учителя: создать условия для знакомства с понятием  одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деяте...

Технологическая карта урока русского языка, 1 класс "Школа 2100"

Технологическая карта урока русского языка, 1 класс "Школа 2100, тема:Развитие умения находить однокоренные слова...

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Технологическая карта к уроку русского языка, 2 класс, "Школа 2100"

Тема: Части слова. Корень.Тип урока: Развитие умений – применение знания.Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок в изучении темы «Части слова. Корень». Наблюдение над одноко...