Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»
Тема: Определение глагола как части речи.
Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;
    обогатить речь учащихся  глаголами; развивать интеллект, творческие
          способности; воспитывать бережное отношение к природе.
                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazye_sayt.docx377.15 КБ

Предварительный просмотр:

 

3 класс. «Школа 2100»

                                                  Русский язык.

Учитель МБОУ СОШ №2 Шарко И. А.

Тема: Определение глагола как части речи.

Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое

понятие;

        обогатить речь учащихся  глаголами; развивать интеллект, творческие

          способности; воспитывать бережное отношение к природе.

                              Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверка наличия школьных принадлежностей к уроку.

2. Минутка чистописания.

-Сегодня мы повторим правильное начертание букв п и т.

-Обратите внимание, все элементы должны быть одинаково удалены друг от друга, одинаковой высоты и одинакового наклона.

3. Повторение о частях речи.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

            (С. Маршак).

-На какие правила встретились слова в стихотворении?

-Какие части речи использует автор?

-Составьте и запишите свои предложения о том, что бывает в природе весной.

-А какие части речи вы использовали в записи своих предложений?

-Что вы знаете о каждой части речи?

                           (Работа в четверках)

Часть           Что обозначает?      На какие              Как

речи.                                              вопросы             изменяется?

                                                       отвечает?

4. Словарная работа.

Р…тота, рисун…к,  р…сказ,  уж…н, завтр…к.

-У меня записаны словарные слова.

-Спишите, вставьте пропущенные буквы.

-Какой частью речи являются эти слова?

-Измените, эти слова так, чтобы они обозначали действия.

Устно: работать, рисовать, рассказывать, ужинать, завтракать.

-Чем схожи эти слова? (обозначают действия предметов)

-На какие вопросы отвечают?

5. Тема урока.

 Сегодня мы с вами продолжим путешествие по волшебной стране речь.

 Одна область этой страны называется Глагол. Слова, которые здесь живут, очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают в этой области Имена существительные.

       Стоит только спросить: что делать?, что делают?, что будут делать? и глаголы тут, как тут. Но надо помнить один секрет: глаголам нужно задавать вопрос со словом что делать?, иначе ответа не получишь. Вот такие деловые эти слова глаголы.

6. Работа по теме урока.

1. - Прочитай тексты.

        Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное полотно.

    Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Идет снег, покрывая бесконечное поле.

-Представь картины, которые нарисованы словами.

-Одинаковы ли эти картины?

-Чем они отличаются?

-Какие слова оживили картину?

-Почему? Чем схожи эти слова?

 работа в четверках.

-Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия.

Мальчик, птица, рыба, снежок, вода, собака.

Образец записи: Камень (что делает?) лежит, падает, катится, летит, загораживает, разбивается.

3. Игра «Найди меня»

-Прочитайте слова. Нам нужно найти глаголы.

-Как будете действовать?

-Выпишите только глаголы.

Бег, бегал, беглый, беженцы.

Петь, пение, певец, певучий.

Старик, стареть, старый.

Синий, синева, синеть.

Писать, писатель, письмо.

Ходики, ходить, поход.

-Какими частями речи могут быть однокоренные слова?

Вывод: однокоренные слова могут быть разными частями

              речи.

Историческая справка.

-ребята, а вам хотелось бы узнать, откуда взялось слово «глагол»?

       Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как СЛОВО из СЛОВ – важнейший вид слова. Ведь глагол одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.

 Работа над определением.

-Прочитайте определение на стр. 93 про себя.

-Что бы вы хотели добавить?

 Глаголы:

  1. Оживляют картинку, обозначают действия предметов.
  2. Многообразие глаголов.
  3. Частота употребления в речи.
  4. Старославянские слова:  «слово»,«речь».
  5. Важны при построения предложения, для передачи сообщения.

7. Физминутка.

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

-Что мы сейчас выполняли?  (действия)

-Какая часть речи помогает выполнять, разные действия? (глагол)

-Представьте, что будет, если вдруг исчезнут все глаголы?

8. Закрепление изученного.

 работа в четверках.

-Записаны пословицы, в которых один из глаголов пропущен. Задание: восстановить пословицу, вставить подходящий по смыслу глагол.

  *Мир строит, а война разрушает.

  *Смелый побеждает, а трус проигрывает.

  *Сам погибай, а товарища выручай.

 *Труд кормит, а лень портит.

*Человек от лени болеет, а от труда выздоравливает.

* Что напишешь пером, не вырубишь топором.

*Лето припасает, а зима прибирает.

* Лентяй ест, греется, а работать ленится.

* Как аукнется, так и откликнется.

* Сумел завязать, сумей и развязать.

* Чем зря кричать, лучше замолчать.

* Декабрь год кончает, а зиму начинает.

*Легко друга потерять, трудно найти.

*По одежке встречают, по уму провожают.

*Ласточка день начинает, а соловей завершает.

9. Итог урока.

-О чем вы сегодня узнали на уроке?

-Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает?

-В заключение урока я предлагаю вам послушать стихотворение, если услышите глагол, то поднимите руку.

Я пришел из школы,

Я учу глаголы…

Мне их выучить – пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так,

Новый метод этот:

«Кричать» - кричу,

«Вертеть» - верчу,

«Двигать» - двигаю,

«Прыгать» - прыгаю.

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел!...

Открываю: наш сосед…

(Он живет под нами)

Не причесан, не одет –

В тапках и пижаме.

Он кричит:

-Прошу прощения!

Это что – землетрясение?

Или, может быть, слоны

Надо мной поселены?!

-Уважаемый сосед,

Никого в квартире нет.

Я пришел из школы

И учу глаголы.

-Я надеюсь, что вы так учить не будете, поэтому соседи от вас не пострадают.

Домашнее задание.

Упр. №3, выучить определение на с. 93.

Нарисовать портрет Глагола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс.УМК "Школа России" Тема:"Глагол как часть речи"

Урок для 4 четверти 3 класса.Используются групповые фронтальные формы работы, презентации....

Урок русского языка. 3 класс.УМК "Школа России" Тема:"Глагол как часть речи"

Урок для 4 четверти 3 класса.Используются групповые фронтальные формы работы, презентации....

Урок русского языка "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"

Цель урока - показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи....


 

Комментарии

Увлекательный, интересный урок.