Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»
Тема: Определение глагола как части речи.
Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»; лексическое понятие;
обогатить речь учащихся глаголами; развивать интеллект, творческие
способности; воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazye_sayt.docx | 377.15 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс. «Школа 2100»
Русский язык.
Учитель МБОУ СОШ №2 Шарко И. А.
Тема: Определение глагола как части речи.
Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»; лексическое
понятие;
обогатить речь учащихся глаголами; развивать интеллект, творческие
способности; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверка наличия школьных принадлежностей к уроку.
2. Минутка чистописания.
-Сегодня мы повторим правильное начертание букв п и т.
-Обратите внимание, все элементы должны быть одинаково удалены друг от друга, одинаковой высоты и одинакового наклона.
3. Повторение о частях речи.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
(С. Маршак).
-На какие правила встретились слова в стихотворении?
-Какие части речи использует автор?
-Составьте и запишите свои предложения о том, что бывает в природе весной.
-А какие части речи вы использовали в записи своих предложений?
-Что вы знаете о каждой части речи?
(Работа в четверках)
Часть Что обозначает? На какие Как
речи. вопросы изменяется?
отвечает?
4. Словарная работа.
Р…тота, рисун…к, р…сказ, уж…н, завтр…к.
-У меня записаны словарные слова.
-Спишите, вставьте пропущенные буквы.
-Какой частью речи являются эти слова?
-Измените, эти слова так, чтобы они обозначали действия.
Устно: работать, рисовать, рассказывать, ужинать, завтракать.
-Чем схожи эти слова? (обозначают действия предметов)
-На какие вопросы отвечают?
5. Тема урока.
Сегодня мы с вами продолжим путешествие по волшебной стране речь.
Одна область этой страны называется Глагол. Слова, которые здесь живут, очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают в этой области Имена существительные.
Стоит только спросить: что делать?, что делают?, что будут делать? и глаголы тут, как тут. Но надо помнить один секрет: глаголам нужно задавать вопрос со словом что делать?, иначе ответа не получишь. Вот такие деловые эти слова глаголы.
6. Работа по теме урока.
1. - Прочитай тексты.
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное полотно.
Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Идет снег, покрывая бесконечное поле.
-Представь картины, которые нарисованы словами.
-Одинаковы ли эти картины?
-Чем они отличаются?
-Какие слова оживили картину?
-Почему? Чем схожи эти слова?
работа в четверках.
-Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия.
Мальчик, птица, рыба, снежок, вода, собака.
Образец записи: Камень (что делает?) лежит, падает, катится, летит, загораживает, разбивается.
3. Игра «Найди меня»
-Прочитайте слова. Нам нужно найти глаголы.
-Как будете действовать?
-Выпишите только глаголы.
Бег, бегал, беглый, беженцы.
Петь, пение, певец, певучий.
Старик, стареть, старый.
Синий, синева, синеть.
Писать, писатель, письмо.
Ходики, ходить, поход.
-Какими частями речи могут быть однокоренные слова?
Вывод: однокоренные слова могут быть разными частями
речи.
Историческая справка.
-ребята, а вам хотелось бы узнать, откуда взялось слово «глагол»?
Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как СЛОВО из СЛОВ – важнейший вид слова. Ведь глагол одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.
Работа над определением.
-Прочитайте определение на стр. 93 про себя.
-Что бы вы хотели добавить?
Глаголы:
- Оживляют картинку, обозначают действия предметов.
- Многообразие глаголов.
- Частота употребления в речи.
- Старославянские слова: «слово»,«речь».
- Важны при построения предложения, для передачи сообщения.
7. Физминутка.
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
-Что мы сейчас выполняли? (действия)
-Какая часть речи помогает выполнять, разные действия? (глагол)
-Представьте, что будет, если вдруг исчезнут все глаголы?
8. Закрепление изученного.
работа в четверках.
-Записаны пословицы, в которых один из глаголов пропущен. Задание: восстановить пословицу, вставить подходящий по смыслу глагол.
*Мир строит, а война разрушает.
*Смелый побеждает, а трус проигрывает.
*Сам погибай, а товарища выручай.
*Труд кормит, а лень портит.
*Человек от лени болеет, а от труда выздоравливает.
* Что напишешь пером, не вырубишь топором.
*Лето припасает, а зима прибирает.
* Лентяй ест, греется, а работать ленится.
* Как аукнется, так и откликнется.
* Сумел завязать, сумей и развязать.
* Чем зря кричать, лучше замолчать.
* Декабрь год кончает, а зиму начинает.
*Легко друга потерять, трудно найти.
*По одежке встречают, по уму провожают.
*Ласточка день начинает, а соловей завершает.
9. Итог урока.
-О чем вы сегодня узнали на уроке?
-Что такое глагол?
-Что обозначает глагол?
-На какие вопросы отвечает?
-В заключение урока я предлагаю вам послушать стихотворение, если услышите глагол, то поднимите руку.
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» - кричу,
«Вертеть» - верчу,
«Двигать» - двигаю,
«Прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!...
Открываю: наш сосед…
(Он живет под нами)
Не причесан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит:
-Прошу прощения!
Это что – землетрясение?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
-Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы
И учу глаголы.
-Я надеюсь, что вы так учить не будете, поэтому соседи от вас не пострадают.
Домашнее задание.
Упр. №3, выучить определение на с. 93.
Нарисовать портрет Глагола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку УМК "Школа 2100" " Разбор местоимения как часть речи"
Урок по русскому языку в 3 классе....
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
Урок русского языка. 3 класс.УМК "Школа России" Тема:"Глагол как часть речи"
Урок для 4 четверти 3 класса.Используются групповые фронтальные формы работы, презентации....
Урок русского языка. 3 класс.УМК "Школа России" Тема:"Глагол как часть речи"
Урок для 4 четверти 3 класса.Используются групповые фронтальные формы работы, презентации....
Урок русского языка по теме "Что мы знаем о частях речи"
технологическая карта урока...
Урок русского языка "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"
Цель урока - показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи....
Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени существительном как части речи» 2 класс
Технологическая карта урока...
Комментарии
Урок русского языка в 3 классе.
Увлекательный, интересный урок.