Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Отработка умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже.
Систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного, предложного падежей; обогащать словарный запас детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russkiy.docx | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.
Цель: отработка умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже.
Задачи: систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного, предложного падежей; обогащать словарный запас детей;
развивать умение различать существительные родительного, дательного, предложного падежей ; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, речь детей; воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня условия материала;
Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: презентация, карточки для словарного диктанта: Р.п., Д.п., Т.п.(3шт.), карточки эксперт(2шт.), карточки для самостоятельной работы в группах(по 10шт.), словарь антонимов, конверты для домашнего задания, карточки для анкетирования.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Минутка чистописания.
Фоновая музыка: "Па-де-де" из балета П.Чайковского "Щелкунчик".
- Какое время года вступает в свои права?(Зима)
- Прочитайте отрывок.
Слайд
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
- Кому принадлежат эти строки?(А.С.Пушкину)
- Как называет зиму Пушкин?(Волшебницей. Это олицетворение.)
- В зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздник – Новый год, о котором нам напомнила эта музыка.
-Какая музыка звучала?(Музыка из балета П.И.Чайковского "Щелкунчик")
- Где происходит много всякого волшебства.
3. Чистописание.
-Напишем красиво первую букву этого слова и слоги с ней.
В в ви ву ве во вы(на доске)
- Обратите внимание на варианты соединения в слоге ВО(нижнее и верхнее).
Слайд
-Прочитайте словосочетания.
К высокой ели, на заснеженном пригорке, убегает от лисички, пушистый зайчик.
-Что вы заметили?( Если убрать запятые, то может получиться предложение).
-Напишите его красиво и правильно.
4. Проверка домашнего задания.
- Прочитайте предложение из домашнего задания.
- Что вы можете сказать о его основе?(здесь однородные сказуемые пришла и замела, поэтому поставили запятую после слова серебристая).
- Какое словосочетание с именем существительным в творительном падеже выписали?(Белым снегом).
5. Актуализация знаний.
Осложненный словарный диктант.
-Словарный диктант у нас сегодня тоже не простой, а волшебный. Будем писать слова в заданной на карточке форме. Можете использовать предлоги.(Учитель показывает карточки - Р.п., Д.п., Т.п.)
Календарь(Т.п.), пейзаж(Т.п.), морковь(Р.п.), дорога(Р.п.), яблоко(Р.п.), деревня(Д.п.), мебель(Т.п.), телеграмма(Р.п.)
(Один ученик у доски с обратной стороны)
Проверка.
- У кого так же? Если есть ошибки, исправьте.
6. Самоопределение к деятельности.
- Как же проверить написание безударного падежного окончания у имен существительных ?
(Определить падеж, склонение, вспомнить окончание существительного в данном падеже, подобрать существительное того же склонения с ударным окончанием.)
- Что посоветуете тем, кто пока не научился делать это хорошо?
(- Прежде чем определить склонение, поставить существительное в начальную форму, определить род и окончание, а по ним определить склонение).
-Пришло время определить тему сегодняшнего урока.
Слайд
- Вам помогут опорные слова:
о ком? о чем? о, об, в, на, при
не употребляется без предлога где? второстепенный
член
Слайд 4
(-Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.)
- Сформулируйте основную задачу урока.
(-Научиться правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже)
- А так же обобщить знания о существенных признаках родительного, дательного и предложного падежей.
(Уч-ся по собственной инициативе, чтобы получить право заседать в "ученом совете" и получить звание эксперт, подготовили интересные сведения о падежах)
- По традиции, на уроке работает "Ученый совет". Для того, чтобы попасть в него сегодня, надо было подготовить интересные факты о падежах. Кого послушаем?
1) Я узнал, что в каждом языке свое количество падежей. В английском – 2, в немецком – 4, в венгерском – 22. А в одном из кавказских языков - табасаранском насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием.
2)Я узнал, что в древнерусском языке была звательная форма именительного падежа. Эту устаревшую форму мы встречаем, например, у А.С.Пушкина в "Сказке о рыбаке и рыбке": Чего тебе надобно, старче? В молитве "Отче наш..."
- Каким источником пользовались для сбора материала?
(2 уч-ся выдаются таблички с надписью "эксперт" )
7.Работа по теме урока.
-Переходим к основной теме урока.
1) - Расскажите о предложном падеже, опираясь на таблицу из упр.227.
2) Упр.228.
- Тема зимнего волшебства продолжается в стихотворении Владимира Орлова.
- Читаем.
- Какой глагол употреблен в стихотворении несколько раз?(Греется). Сколько? (Обращается внимание на особую форму глагола, деепричастие греясь. Во всех ли случаях он употреблен в прямом значении?
(-Нет, в предложениях ветры греются в трубе и спят метели, греясь в лунном серебре используется переносное значение. Это метафора.)
- Читаем задание к упражнению.
(Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание по образцу учебника).
Морфологический разбор слова в серебре (1ученик у доски).
3) Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных.
Самостоятельная работа в группах на карточках. Уч-ся сами выбирают карточки с заданиями и формируют группы.
- Выберите карточку, которая вам по силам, внимательно прочитав задание.
Слайд
(Эти же карточки продублированы на печатном носителе и лежат на столе учителя, уч-ся подходят и выбирают походящее задание, формируя группы).
Карточки 1.(Группа №1)
Спишите, вставив пропущенные буквы.
На лошад.. , на лошадк.. , на постельк.. , на постел.. , в колыбельк.. , в колыбел.. , о медальк.. , о медал.. , в горсточк.. , в горст.. , о косточк.. , о кост.. .
– Определите падеж и склонение имён существительных. Выделите окончания.
Слайд
Карточки 2.(Группа №2)
Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в предложном падеже единственного числа.
Дежурили (выставка), сказка (репка), сидит (ладошка), висят(груша), песни (Родина), купила (касса), поехали (машина).
Выделите окончания.
- Помните, что сущ. в П.п. употребляются только с предлогами!
Слайд
Карточки 3. (Группа №3)
Подберите к выделенным словам антонимы.
В конце лета, живём в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, о трусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне.
– Определите падеж и склонени вставленных имён существительных. Выделите окончания.
- При необходимости используйте словарь антонимов.
В процессе работы уч-ся могут обращаться друг к другу за помощью, сильные консультируют слабых и т.д., свободно перемещаясь по классу.
Проверка строится также в группах по факту выполнения(самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем).
Физкультминутка. Слайд 8 (видео).
Слайд
Проблемный вопрос:
- У предложного падежа есть предлоги о и об.
- Приведите примеры.
- С каким фактом связано их употребление? Слушаем мнение "научного совета"
- Проверяем по учебнику.(с.122)
4)Письмо по памяти.
Упр.230.
- В начале урока мы говорили о зимнем волшебстве, а теперь нам предстоит вспомнить другое время года. Читаем стихотворение из упр.230.
- Кто автор стихотворения?
Слайд
- Василий Андреевич Жуковский.
- В.А.Жуковский - друг Пушкина, который оставался рядом и в годы радостей, и в годы бедствий, не оставлял в болезни и даже на смертном одре, знаменитый автор "Спящей царевны".
-Читаем задания к упражнению.(Работа по заданиям учебника)
(Уч-ся делают вывод, что смысловой вопрос предложного падежа где? и что данная падежная форма придает существительным дополнительное значение места)
Слайд
- В древнерусском языке этот падеж так и назывался местный. Это уже позже, в 18-м веке, М.В.Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.
- Как вы понимаете значение слова зардел?(При затруднении уч-ся обращаются к толковому словарю).
- Что такое лазурь?
-Образуйте прилагательное (лазурный). Подберите синоним(голубой).
- Прочитайте стихотворение про себя, стараясь запомнить его.
- Объясните написание выделенных орфограмм.
- Постановку знаков препинания(запятые разделяют простые предложения в составе сложного).
- Сколько здесь всего простых предложений?(3).
- Прочитайте каждое.
- Кто расскажет наизусть?
- Кому сложно запомнить, спишите.
Самопроверка по учебнику.
- У кого все правильно написано?
- На что нас просят обратить внимание авторы учебника?
- Это разговорная форма употребления предложного падежа существительных.
Слайд 9(картинка)
5)Письмо под диктовку.
- Вернемся в зиму. Послушайте текст. Озаглавьте.
(Варианты заголовков предлагают уч-ся. Учитель записывает 2-3из них на доске: Зимняя картина. Зима. Зима-волшебница.)
- Запишите себе тот, который понравился больше всего.
Солнце осветило поляну тусклым светом. Над поляной кружился хоровод снежинок. Елочки дремали. Снег осыпался с лохматых лап, а бездельник ветер сметал его с верхушек.
(Уч-ся могут проявить инициативу и предложить провести диктант в форме соревнования: на каждое предложение из текста по одному ученику у доски. Если все написано правильно, ученик продолжает писать, если допустил ошибку, исправляет ее, а к доске выходит следующий желающий. Правильность написания отмечается сигнальными карточками или смайликами-магнитами).
Взаимопроверка. (Поменяйтесь тетрадями. Если есть вопросы, обратитесь к экспертам)
8. Итог.
- Подведем итог нашего урока.
- Какие отличительные признаки предложного падежа вы можете назвать?
- Можно ли определить этот падеж только по вопросу где?
(Нет, этот вопрос есть у д.п. и у р.п.)
- Какое задание вам показалось самым интересным?
- О чем вам захотелось рассказать дома?
9. Домашнее задание.
Слайд
- Обращаясь снова к теме зимнего волшебства, в качестве домашнего задания предлагаю вам (карточки для каждого ученика) следующее:
Придумайте и напишите письмо Деду Морозу на тему "Я мечтаю". Расскажите ему о своих мечтах. Для этого используйте 10 слов в П.п. (можно больше). Если вы правильно составите послание (письмо), то в новом году хотя бы одна мечта наверняка сбудется!
- Для правильного написания адреса на конверте вам придется вспомнить окончания имен существительных в Д.п. и Р.п.
-Конверты не заклеивайте. Может, вам захочется поделиться своей мечтой и с нами.
(Детям раздаются конверты с вложенным в них заданием).
10. Рефлексия.
Слайд
Индивидуальная рефлексия(анкетирование). Карточки у каждого. Розданы в начале урока. Нужное подчеркнуть.
- На уроке я работал (активно \ пассивно).
- Своей работой на уроке я (доволен \ недоволен).
- Урок для меня показался (коротким \ длинным).
- За урок я (не устал \ устал).
- Моё настроение стало (лучше \ хуже).
- Материал урока мне был (полезен \ бесполезен; интересен \ скучен).
- Домашнее задание (лёгкое \ трудное; интересное \ неинтересное).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'
Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....
Урок русского языка 3 класс ПНШ "Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склоннений"
Данный конспект урока может использоваться в учебном процессе по программе ПНШ в 3 классе...
Презентация к уроку русского языка по теме "Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения"
Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения. Предназначена для учащихся начальной школы. Поможет учителю провести урок интересно. Повысит познавательный интерес учащихся ...
Конспект урока русского языка по теме "Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже".
Конспект урока....
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Правописание частицы не с глаголами. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не с глаголами пишется раздельноуметь: писат...
Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Родовые окончания имен прилагательных".
Данный урок поможет при помощи алгоритма отработать навыки правильного написания родовых окончаний имен прилагательных....
Конспект урока русского языка 2 класс" Единственное и множественное число имен существительных".
Урок русского языка 2 класс "Единственное и множественное число имен существительных".Цель: создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам, спосо...