Урок русского языка в 3 классе «Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. УУД: - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); - коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками)
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ek-ik_rus_yazyk_3_klass.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе «Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных»
Подготовила: Кожемякина Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ Хохловской ООШ
Этапы урока | Способы деятельности учителя | Способы деятельности ученика | Как работает на цель Формируемые УУД | |
1.Организационный момент. | - Ребята, у нас сегодня урок открытия новых знаний. Прочитайте запись на доске. - А как вы её понимаете? – Хорошо. Мы вернёмся к ней в конце урока. | Ученики читают: Как трудно жить на свете, не усвоив правило… Ученики высказывают свои мнения. | Цель: Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. УУД: - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); - коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками) | |
2. Чистописание. | - Сейчас давайте откроем тетради и запишем число, классная работа. - Очень важно для грамотного человека уметь каллиграфически писать. - Прочитайте соединения, которые написаны на доске. - Пропишите их чередуя и каллиграфически правильно. | Ученики выполняют письменную работу в тетрадях. Дети читают: (слайд 3) ик ек ик ек Дети пишут соединения в своих тетрадях. | Цель: обрабатывание у детей каллиграфических навыков и аккуратности. УУД : - регулятивные(контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном) | |
3. Актуализация знаний учащихся. | - А сейчас прочитайте вот эти высказывания. -Как мы называем такие высказывания? - Объясните их значения. - Запишите эти пословицы, каждую с новой строчки. - В первом предложении найдите существительное. - Во втором предложении найдите существительное. Разбирите их по составу. - Давайте проверим. - Как образовались эти слова? - Какое значение придали суффиксы –ик-,- ек- словам? - Ребята, посмотрите внимательно на слово орешек и назовите безударные гласные? - В какой части слова стоит гласная о? - Как проверяют безударные гласные в корне? - А в нашем случае можно проверить гласную о? - Почему? - В какой части слова стоит гласная е? - Безударная гласная в суффиксе – это орфограмма. Сегодня мы научимся её проверять. | Дети читают: (слайд 4) Крепкий орешек – сразу не раскусишь. Мой домик, как хочу, так и ворочу.
Пословицы.
Ученики объясняют. Дети записывают пословицы. орешек домик Дети самостоятельно выполняют разбор слов по составу. Ученики с места называют части слова : орешек (окончание нулевое, основа орешек, корень ореш, суффикс ек), домик (окончание нулевое, основа домик, корень дом, суффикс ик), При помощи суфиксов -ек, -ик. Уменьшительно – ласкательное. Безударные гласные – о, -е. В корне. Подбирают проверочные слова. Нет. Это словарное слово. Гласную о нужно запомнить. В суффиксе. | Цель: Организация актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала. УДД: - регулятивные (целеполагание; планирование); - познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)). | |
4. Новый материал. | - Ребята, сегодня на уроке мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы. -Прочитайте инструкцию к работе в группе. -А теперь выберите капитана своей группы, который будет выступать с готовым решением. - Я вижу, что вы готовы вспомнить знания, которые нам пригодятся. - У вас лежит карточка № 1. Вместе вы должны её прочитать. - Проверяем. - 1к. читайте правильное утверждение из первой строчки. - 2к. из второй строчки и т.д. - Чья команда согласна с первым ответом, со вторым ответом и т. д.? -Суммируйте все верные утверждения и дайте определение суффикса, как части слова. - Молодцы, вижу, что ранее изученный материал вы усвоили хорошо. - Оказывается, мы много уже знаем о суффиксе, но ещё не всё. Для этого вам нужно поработать со следующим заданием. | Один ученик читает памятку работы в группах. 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай! Один ученик читает инструк-цию к работе в группе. 1. Выбрать капитана. 2. Внимательно читать задания. 3. Если команда готова отвечать, то капитан поднимает номер группы. 4. Если команда согласна с ответом другой команды, то она поднимает зелёную карточку, если не согласна, то красную. Команды выбирают капитана. Капитаны читают задания всей команде.
Найти в каждой строчке верное утверждение и его подчеркнуть. 1. Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. 2. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. 3. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. 4. Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение. Команды выполняют задание. Капитаны читают правильные ответы из каждой строчки. Капитаны показывают сигнальные карточки . Если они согласна с ответом другой команды, то поднимают зелёную карточку, если не согласна, то красную. Ученик даёт определение суффикса. | Цели: 1) Формирование коммуникативных навыков; готовности к межличностному общению, сотрудничеству. 2) Организация подводящего или побуждающего диалога по проблемному объяснению нового знания. УДД: - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); - регулятивные (целеполагание, планирование); - логические (анализ, обобщение); познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение | |
5. Стадия осмысления. | - А теперь возьмите карточку №2 2. Вам нужно будет прочитать тексты и выбрать из них тот, в котором написаны неизвестные вам знания. - Чья команда уже готова? - Информация под каким номером вам была неизвестна? - Прочитайте тему нашего урока. - А сейчас попробуйте сформулировать цель урока. - Учитель сообщает цель урока: открытие способа проверки суффиксов -ик, -ек. - Какие задачи вы поставите перед собой на уроке? - Знаем ли мы, как объяснить правописание безударной гласной в суффиксах -ик, -ек.? - Как мы можем узнать об этом?
- Какой путь вы выбираете? - Почему? Обоснуйте свой ответ. | Команды читают тексты карточки № 2 и выполняют задание. Карточка № 2 1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. 2. Чтобы выделить в слове суффикс нужно: − Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова. − Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова. − Выделить в слове суффикс. 3. Есть два похожих суффикса: -ик– и -ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик], [молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Команда, чей ответ уже готов, поднимает сигнальную карточку. Дети читают правильный ответ. Дети читают тему урока. Слайд 7 « Проверка написания безударной гласной в суффиксах -ик, -ек.» Предположения детей. Ответы ребят: – Научиться писать слова с суффиксами -ек -, -ик - Познакомиться с правилом проверки орфограммы. Ответы детей. Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило. Вывести самим. Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме. | Цель: 1) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
2) Организовать уточнение и согласование темы урока.
УДД: - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); - регулятивные (целеполагание, планирование); - логические (анализ, обобщение); - познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение)) | |
6. Прием «Мозговой штурм». Групповая работа | - Я знаю, что вы любите исследовать и наблюдать, поэтому предлагаю вам поработать в группах. - Возьмите карточку № 3. Группы читайте своё задание. - Вам всё понятно? - Выполняйте. - Давайте проверим ваши выводы - Как проверить верность наших выводов? - Обратимся к научному источнику. - Откройте учебник на странице 133. - Прочитайте правило. - Какое открытие вы для себя сделали? | Группы читайте своё задание. Ответы капитанов. Дети выполняют работу по командам 1 уровень Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–. Есть арбузик – нет арбузика Есть бантик – нет бантика Есть барашек – нет барашка Есть горошек – нет горошка. Карточка № 3 2 уровень Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–. билетик (нет) кармашка садик (нет) пенёчка кармашек (нет) садика пенёчек (нет) билетика Карточка № 3 3 уровень Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–. ключик – кораблик – замочек – сыночек– Капитаны читают выводы по группам. 1 группа: Мы сравнили пару слов: есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс -ик–. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек – нет барашка. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек–, а если не исчезнет, то суффикс -ик. 2 группа. А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет) билетика, суффикс -ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс – ек–, а во втором слове его нет, он исчез, пропал. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек–, а если не исчезнет, то суффикс -ик. 3 группа: Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс -ик–.Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек – нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек–.. Мы тоже сделали такой же вывод как 1 и 2 группы. Надо прочитать правило в учебнике. Ученики читают правило на стр. 133 Я узнал когда пишется суффикс -ик –, а когда суффикс -ек –. | Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: 1) – фронтально. УДД: - регулятивные (волевая саморегуляция); - познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений)); - коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками); | |
7. Физ. минутка. | - А сейчас давайте немного отдохнём и расслабим наши мышцы. (слайд 9) Не боимся мы пороши – Ловим снег хлопком в ладоши Руки в стороны по швам Снега хватит вам и нам! | Повторяют ученики: Не боимся мы пороши – Ловим снег хлопком в ладоши Руки в стороны по швам Снега хватит вам и нам! Дети выполняют движения. | Цель: Снять физическое напряжение у учащихся. | |
8. Составление алгоритма. ик). | – Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы - Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на доске. Что заметили? 1 1 шаг. Поставь во мн. ч. или из и измени слово 2 2 шаг. Определи «беглая « ли гл ли гласная Да (пиши -ек) Нет (пиши – ик) | Дети предлагают свои варианты. На доске порядок действия описан тот же, что мы предлагали. | Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: 1) – фронтально. УДД: - регулятивные (волевая саморегуляция); - познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений)); - коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками); | |
9. Закрепление.
| - Теперь давайте применим полученные знания на практике. - Давайте выполним упр. 109 стр. 133 - Прочитайте задание. - Давайте выполним его у доски. Тепер - Тепе- – Теперь каждый возьмите карточку № 4, прочитайте задание. Задание понятно?
- Самостоятельно проверьте с образцом на доске. - Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы. - Остальные ещё потренируются на других уроках. | Один ученик читает. Дети выполняют у доски с комментированием Дети читают задание и отвечают на вопрос. Уровень 1. Вставьте в слова гласную и или е и запишите в тетрадь. Звоночка - звоноч…к, денёчка - денёч…к, калачика - калач…к, ножичка - ножич…к молоточка - молоточ...к, бубенчика - бубенч…к, карандашика - карандаш…к, пёсика – пёс.к. Уровень 2. - Вставить пропущенные гласные и, е и записать в тетрадь.
Велосипед…к, халат…к, бегемот…к, бережоч…к , рисуноч…к, манеж…к, песоч…к, полушубоч.к. 3 уровень. – Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно. Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик, платочек, столик. Ребята самостоятельно сверяют свою работу с образцом. (слайд 11) Обратная связь детей и учителя. | Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. УДД: - познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий)); - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | |
10. Физ. минутка. | – Если я назову слова с суффиксом -ик – приседают мальчики, с суффиксом -ек – приседают девочки. (слайд 13) Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик. | Дети приседают, услышав свой суффикс. | Цель: Снять физическое напряжение у учащихся, с учётом закрепления новых знаний. | |
11. Закрепление. | - Возьмите карточку № 5. Прочитайте текст и вставьте пропущенные орфограммы. (выполняет каждый ученик) - Давайте проверим. Учитель читает пропущенные слова, - Теперь вы ещё лучше научились применять новое правило на практике. | Дети выполняют задание по карточки № 5 самостоятельно. Дожд…к капает с утра. Витя взял зонт…к и вышел во двор..к. Там лежал грустный бараш..к. Дети поднимают карточки с суффиксами ик, ек | Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. УДД: - познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий)); - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); - коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | |
12. Итог урока. Рефлексия. | - Какова была тема урока? - Какая проблема стояла перед вами? - Мы решили её? - Чему мы научились? Дети, а эти знания нам пригодятся в жизни? - Где, например? - Давайте вернёмся к словам, которые были нам не понятны в начале урока. - Как теперь будет звучать наше предложение? | « Проверка написания безударной гласной в суффиксах -ик, -ек.» Когда писать суффикс – ик, -ек. Конечно. Научились правильно писать суффиксы – ик, -ек. Конечно. Ответы ребят. Как трудно жить на свете, не усвоив правило написания суффиксов – ик, -ек. | ||
13. Прием «Написание синквейна» | - А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн. - Напоминаю: (слайд 15) На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Каждая группа зачитайте свои синквейны. | Написание синквейн детьми по группам. Синквеин. (образец) (слайд 16) 1.Суффиксы -ик –,-ек –. 2.Гласный, уменьшительно-ласкательный. 3.Изменяем, не выпадает, выпадает. 4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать. 5.Внимание | ||
14. Выставление оценок за урок. 15. Домашнее задание | - Как вы думаете, кто из ребят нам сегодня помог справиться с заданиями? - Я согласна с этим. Они активно работали на уроке, делали выводы и умело организовывали работу в группах. Они получают «пятёрки». - А остальным я поставлю оценки за урок после проверки самостоятельной работы. Запишите домашнее задание: правило на стр. 133, стр. 131 упр. 105 - Спасибо всем вам и каждому в отдельности за вашу серьезную работу на уроке, ребята, и за помощь мне в его проведении (слайд 18) | Ребята называют капитанов и других одноклассников. Ученики записывают домашнее задание. (слайд 17) | Цель: рефлексия учебной деятельности на уроке. УУД: - личностные: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию. - коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 5 класс "Правописание о,ё в окончаниях имен существительных"
Мы под ударением пишем, Без сомненья то, что слышим. Ну, конечно, букву о Если звук без ударенья Вызвал сильное сомненье, Напишисмелее букву е....
Презентация урока русского языка 3 класс: "Правописание суффиксов - ик-, -ек-."
Данная презентация урока по русскому языку содержит подборку упражнений,которыеспособствуют формированию у обучающихся представления о правописании суффиксов –ик-, -ек-; позво...
Урок русского языка 2 класс " Правописание суффиксов" УМК " Начальная школа 21 век"
Урок для 2 класса с ууд с презентацией...
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание родовых и падежных окончаний имен существительных и прилагательных"
Цели: развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные в различных формах; развитие речи; воспитание эстетических и нравственных чувств.Оборудование: презентация(слайды: Тема урока», «Зим...
Урок русского языка 4 класс «Повторение и закрепление знаний об имени существительном. Развитие умения писать слова с орфограммой буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, графически объяснять выбор написания».
Материал содержит сценарий урока по данной теме...
конспект урока русского языка 3 класс правописание суффикса ок
№ урока: 83 (по планированию) УМК "Школа 21 века"Тема урока: Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных.Планируемые результаты:личностные результаты: продолжить формировать вн...
Урок русского языка 3 класс "Правописание суффиксов и приставок"
Урок русского языка с технологической картой в 3 классе по программе "Школа России"...