Урок русского языка 2 класс " Правописание суффиксов" УМК " Начальная школа 21 век"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Учитель: Ворошилова Тамара Николаевна учитель начальных классов МКОУ « Яновская основная общеобразовательная школа»
Класс: 2
Автор учебника « Русский язык» УМК «Начальная школа ХХI века» С.В.Иванов
Тема урока: Правописание суффиксов –ек-, -ик-. Закрепление
Тип урока: урок закрепления полученных знаний
Методические приемы изучения темы: Наблюдение за правописанием суффиксов. Работа с алгоритмом правописания суффиксов – ек, - ик. Отработка правописания суффиксов в слове.
Цели урока:
1. Формирование личностных УУД:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса
- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности
- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата
2. Формирование регулятивных УУД:
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей
- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев
3.Формирование познавательных УУД:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных
- строить рассуждения и сообщения в устной форме
4.Формирование коммуникативных УУД:
- использовать речь для регуляции своего действия
- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе
5. На основе предметных знаний и умений закрепить, что:
-суффикс - это значимая часть слова;
- при если при изменении формы слова гласный в суффиксе убегает, то пишем суффикс - ек, не убегает, то пишем - ик
-звуковой анализ слова не совпадает с его орфографическим написанием;
-культура общения формируется в атмосфере доброжелательности;
Задачи урока: формирование общих учебных умений в условиях решения учебных задач таких, как познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, организационная деятельность;
Форма обучения: фронтальная, парная, индивидуальная;
Оборудование: учебно-методическая литература: учебник «Русский язык» 2 класс I часть; автор: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК «Начальная школа ХХ1 века»), Москва: Вентана-Граф, 2012 г., с.117-120; учебные принадлежности обучающегося, инд. карточки для работы в паре; мультимедийный проектор, ноутбук .
Ход урока
Ээтапы работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
11.Организационный момент. | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок Постарайтесь всё понять И всё грамотно писать. Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и поприветствуйте друг друга ладонями и помните: как хорошо, что мы сегодня все здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы. Пусть этот день несёт нам радость общения. Всё у нас получится. | Приветствуют учителя и друг друга Проверяют готовность рабочего места. | Мотивация к учебной деятельности |
2. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний | Запишем в тетради дату нашей встречи. -Откройте учебник на с.125 и посмотрите , к какому блоку относится наш урок? ( Правописание) -Какую главную цель мы ставим перед собой на уроках блока « Правописание»? ( Грамотно, безошибочно писать) - Для чего это нам нужно?( Чтобы быть культурным человеком) А поможет нам на уроке предмет, который вы должны отгадать. (слайд 2) Корень как в слове клубный, суффикс как в слове сырок. -Правильно клубок. Но наш клубок не постой, а волшебный. Сегодня он будет путешествовать, а мы должны следовать за ним. Чтобы наш клубок не сбился с пути нужно помогать указать ему направление. -Куда мы его отправим? | Записывают число и классная работа Работают в паре | Умение сотрудничать со сверстниками Планирование деятельности.
Сравнение. анализ Анализ, сравнение |
2.1 Чистописание 2.2. Формулировка темы и целеполагание | - На минутке чистописания мы будем писать 19 букву алфавита. Какую? (слайд 3) - Скажите, из каких элементов состоит буква С? Что вы можете сказать о написании этих букв (пишутся безотрывно) - Какие звуки обозначает? ( согласный, мягкий парный, звонкий парный; согласный, твёрдый парный, звонкий парный) - Пропишите строку, чередуя буквы. Выберите самую похожую букву на образец, поставьте под ней точку. - Составьте предложение, в котором все слова будут начинаться на эти буквы. (Саша сшил себе сапоги. Света смешила Славу. и т.д.) -Какому умению мы учились? Катится клубочек дальше, но на дорожке встречает преграду из рассыпавшихся букв. Поможем ему преодолеть её. Составим слова из этих букв. Сфксфиу суффикс фикус сук -А что такое суффикс? (слайд 4) - Наш урок относится к блоку правописание, поэтому попробуйте сформулировать тему урока (Правописание суффиксов). А чему мы будем учиться на уроке? (слайд 5) | Называют букву и дают характеристику звуков. записывают в тетрадь буквы, составляют слова и записывают их в тетрадь, оценивают свою работу отметкой на полях Ставят перед собой задачи на урок. | Умение оценивать свои знания в соответствии с поставленной целью. Постановка темы и целеполагание. |
2.3Актуализация знаний | -Катиться наш клубок, катиться, а на -встречу ему Кот в сапогах (слайд 6) и просит нас с ним поиграть . Дидактическая игра “Составь слова”. (На магнитной доске карточки со словами и отдельные суффиксы.) Слова: лес, изба, гора, чай. Суффиксы: ок, ушк, , к, ник, ик, ек. – Составить новые слова. (Можно сопровождать работу словами, направляя детей): – Был лес огромным, стал – лесок; – В лесу на курьих ножках – избушка; – Была гора, а стала – горка; – Чтоб чай налить беру я – чайник; Получились новые слова: лесок, избушка, горка, чайник. - К какой части речи относятся данные слова? (сущ.) – Какие суффиксы остались? ( -ек, -ик). Это орфограмма? -Вспомним, правило о том, как правильно писать суффиксы – ек, – ик. (Слайд7) | Составляют у доски, запись в тетрадь, выделить корень и суффикс. Называют алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек | Умение классифицировать и определять критерий для классификации Умение составлять алгоритмы |
3. Этап закрепления знаний 3.1 Самостоятель-ная работа с последующей самопровер-кой по эталону. 3.2 Физминутка | Катится клубочек дальше, а навстречу ему Буратино. (Слайд 8) Что он держит в руках? (ключик) - А что ключиком открывают? (замочек) -Запиши эти слова в тетрадь, помня об орфограмме. Выдели орфограмму. Проверь по слайду. Оцени свою работу на полях. (Слайд 9) -Какому умению мы учились? Хорошо мы умеем писать суффиксы – ик-, - ек-? Поработаем по учебнику. Откройте с. 125упр.1. - Прочитайте задание. Расскажите, как будете выполнять? (вспомним алгоритм правописания суффиксов – ек – ик) - Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, затем по образцу. (Слайд 10) - Какому умению вы учились? Когда вы писали суффикс – ек-, -ик-? Оцените свою работу отметкой на полях. - Отдохнем немного. Встали и выполняем физминутку для тела и глаз по видео -минутке из info@ infourok.org | Запись слов, выделение корней и суффиксов Отвечают на вопросы Работаю в тетради, затем взаимопроверка и оценивание Выполняют физминутку | Умение принимать и сохранять учебную задачу. Самопроверка по эталону и самооценка Умение сотрудничать с учителем Поиск необходимой информации (умение пользоваться учебником), анализ, умения выражать свои мысли и объяснять свой выбор Взаимопроверка и оценивание работ |
3.3 Устный диктант с сигнальными карточками | Покатился наш клубок дальше и ему навстречу Кот в сапогах, он нес мешок, а в мешке была дыра, из которой рассыпались буквы и и е (Слайд 11) Поможем ему собрать их, вставляя в слова? Даны слова: Горош..к нос…к веноч..к чулоч..к карандаш..к кирпич..к звоноч…к | Показывают карточки с суффиксами. В случае затруднения вспоминаем алгоритм проверки суффиксов. | Применение алгоритма для решения задачи |
3.4 Работа в тетради | Работа в тетради с. 73 №3 | Самостоятельно работают в тетради, оценивают свою работу. | Умение принимать и сохранять учебную задачу. Применение алгоритма для решения задачи. Оценивание. |
3.5 Найди ошибку. | Катится наш клубок, катится и встречает на своем пути Буратино, который задумался, как вы думаете, о чём? (слайд12) - Верно, он задумался, что это? ( суффиксы) -н- - к-
- онок- -ич- -ёнок- - евна- -ович- -Скажите, какое значение у суффиксов -оват- .- еват-?( неполнота , чуть – чуть) - Для чего используют суффиксы -ич-, ович-,-евна-,-овна-? - Скажите, какие значения у суффиксов - н,-к- , -ушк-,- ёнок, - онок,-еньк? ( уменьшительно- ласкательное)? - Какую орфограмму мы знаем?(правописание –онок-, ёнок) -У вас лежат карточки, поработайте в паре и найдите ошибки в написании суффиксов. Стрижонок, бельчёнок, лисёнок, мышонок, утьёнок. | Вспоминают значение суффиксов и орфограмму « Правописание – онок-, - ёнок-, работают в паре, проверка по образцу. |
Применение алгоритма для решения задачи. Умение сотрудничать со сверстниками. Оценивание. |
П4.Подведение итогов. Оценивание | -Ребята, а наш клубок назад прикатился, только это уже не клубок, а клубочек. Запишите : клубок-клубочек. - Чему нас учил сегодня клубочек? Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке? -Смогли мы её достичь? - Какая работа была интересной? -А что вызвало затруднение? -Какая мысль вам помогала получать знания, не смотря на трудности? Оцените свою работу на протяжении всего урока. Кто готов? | Подводят итог урока. Оценивают свою деятельност на уроке. | Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху. |
5. Домашнее задание. | 1) № 2 с. 73 (тетрадь на печатной основе) 2) карточка | Записывают в дневник д/з | |
6. Рефлексия. | Синквейн. - Весь урок мы посвятили суффиксам. Своё отношение к ним мы выразим в синквейне. Вспомним, что такое синквейн и как он строится. Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение. Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме). Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных). Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола). Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов). Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме). Пример синквейна: Суффикс Ласкательный, новый Образует, помогает, уточняет Без суффиксов речь скучная. Образователь | Выполняют задание, зачитывают |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс
Урок русского языка во 2 классе по теме "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок" УМК ПНШ...
Тема. «Деятельностный подход на уроке русского языка «Слова - омонимы» (УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс)
Тема. «Деятельностный подход на уроке русского языка«Слова - омонимы»(УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс)...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Открытый урок русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» в 4 классе по теме: «Устойчивые выражения»
Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.Задачи: Учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в реч...
Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст" (Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: «Учимся составлять текст»Цели деятельности учителя: формирование умений работы с составлением текста; развитие умения определять основную мысль текста и его абзацев, а также озаглавл...
Технологическая карта урока русского языка «Значение слова» (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения самостоятельно толковать значение слова и выделять слова с общим элементом значения.Задачи урока:Дидактические:1....
Технологическая карта урока русского языка «Текст-повествование» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представления у обучающихся о тексте-повествования.Задачи урока:Дидактические:актуализировать знания о тексте-описание и его признаках;формировать знания ...