Урок на тему "Повторяем состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бадмаева Ульяна Бимбаевна

Цели урока:

  • Повторить и систематизировать полученный на  уроках разрознённый материал по правописанию частей слова.
  • Развивать творческое языковое мышление в применении алгоритмов выбора нужного слова.
  • Закрепить навык быстрого и правильного решения задачи по выбору нужной части слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sostav_slova.docx49.98 КБ
Файл sostav_slova_2_klass.pptx854.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 2а классе

Тема: Повторяем состав слова

Цели урока:

  • Повторить и систематизировать полученный на  уроках разрознённый материал по правописанию частей слова.
  • Развивать творческое языковое мышление в применении алгоритмов выбора нужного слова.
  • Закрепить навык быстрого и правильного решения задачи по выбору нужной части слова.

Задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова;

совершенствовать умение определять наличие орфограмм в слове,        дифференцировать их и приводить примеры;

  • развивать память, внимание, умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать;
  • способствовать развитию речи.

Оборудование: тетради по теме урока у каждого ученика, проектор, презентация, карточки с частями слов.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

- Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. Иначать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал...

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

  1. Актуализация знаний.

СЛАЙД 2

?  _______   .!

- Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка?

СЛАЙД 3

Знаки препинания - .   !   ?

Члены предложения  -                        ________

Части слова –    

- Какая группа знаков среди них лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.)

СЛАЙД 4

- Что обозначает первый значок?

-Какая часть слова выделяется в квадратик?

- Каким значком выделяется главная часть слова?

- Что обозначают оставшимся значком?

  1. Повторение изученного материала. Игра «Крестики-нолики».

                

- Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики».  Поле для игры  находится у каждого из вас в тетради.

- А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны  0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.

Итак, начинаем:

СЛАЙД 5

1.        Корень – это главная часть предложения (-)

2.        Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

3.        Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)

4.        Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

5.        Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

6.        Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

7.        Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит  

         для образования новых слов.(-)

8.        Корень – это общая часть родственных слов (+)

9.        Основа – это часть речи. (-)

- Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит все ответы верны.

СЛАЙД 6

о

Х

о

Х

Х

Х

о

Х

о

- У кого из вас, ребята, нет ошибок?

- У кого одна ошибка?

- У кого  две ошибки?

4. Работа по теме « Состав слова»

1) Работа с текстом. Словарная работа.

СЛАЙД 7

- Посмотрите на экран. Прочитайте вслух. Что перед вами? (Текст.)

- Докажите, что перед вами текст. (выслушиваются ответы детей).

В нашей стране можно встретить очень красивые города. Городские улицы полны высоких домов.Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик. (работа в тетрадях, записали число)

- Есть ли в тексте слова, которые вам не понятны? (пригород, загородный)

- Кто попробует объяснить их значение? (ответы детей).

1) Нахождение родственных слов.

- Возьмите карандаш и подчеркните однокоренные слова.

(проверка выполнения задания)

  • Домов, домик.
  • Города, городские, пригород, загородный.

(Проверка работы на экране).

СЛАЙД 9

- Выпишем слова самой большой группы родственных слов.

(Каждое слово на доске записывают разные ученики, остальные – в тетрадях.)

Города

городской

загородный

пригород

- Какие задания можно предложить к данной группе слов?

(Возможные ответы детей)

  • Выделить корень во всех словах.  (Давайте выделим корень)
  • Найти «лишнее» слово.
  • Поставить ударение.
  • Разделить на слоги.
  • Определить число.

-  А я предлагаю  найти слова, которые образованы с помощью приставки.

-  А еще как образуются слова? ( суффиксальный, приставочно - суффиксальный)

(Работа у доски и в тетрадях.)

СЛАЙД 10

(На слайде слова образованы разными способами)

СЛАЙД11

2)Работа над определением частей слова, входящих в основу.

- Давайте подумаем, какие части слова могут входить в основу?

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Разобрать слова по составу).

(Выполнение задания учениками у доски)

Составим схемы слов.

- Сколько схем можно составить?

(Четыре схемы.)

- Ребята, сделайте вывод, что же может входить в основу слова.

СЛАЙД                                      

                                                         загородный

  1.  пригород

  1. городской

  1.  - города

- Молодцы. А теперь подумайте, какая часть основы является главной?

(Это корень слова.)

-  Без корня не может быть слова.


СЛАЙД  12

6.Физминутка для глаз.

СЛАЙД 13

7.Закрепление изученного материала.

- Ребята перед вами карточки разного цвета:

гриб  езд  ход  лист  пуск  вод  ок  по  на  к  ик  за  под  н  а  ый ой и

- Подумайте, что на них написано? (части слов)

- Верно. Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб,езд, ход, пуск, вод – это корни слов.)

- Прочитайте части слова на синих карточках. Что это за часть слов?

(ый, а – это окончания)

- Что записано на зелёных карточках?

(ок, к, н – это суффиксы)

- Какая часть слов записана на жёлтых карточках?

(по, на, за, под – это приставки)

- Задание: составьте как можно больше слов из данных частей.

- Слова будем вписывать в таблицу, которая есть и на доске, и в тетрадях.

СЛАЙД 14

На доске (открываются заранее приготовленная таблица)

Под

вод

н

ый

на

ход

к

а

за

пуск

по

езд

гриб

ок

                         О     С     Н      О      В       А

- Давайте вспомним, что такое основа слова и отметим её внизу таблицы.

- Подпишите, как называется эта часть слова.

 

( Слайды тест)

8. Обобщение изученных знаний. Тест.

- В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать  слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.

                               

  Тест

1) Часть слова без окончания называется СЛАЙД 13

Е  - корень

 У– основа

2) Чтобы  найти корень надо СЛАЙД 14

Л– изменить форму слова

М– подобрать однокоренные слова

3) Окончание – это СЛАЙД 15

Н– изменяемая часть слова

П– неизменяемая часть слова

4) Суффикс служит СЛАЙД 16

И– для образования новых слов

Ы– для образования формы слова

5) Приставка стоит СЛАЙД 17

Х - после корня

К - перед корнем

6) Приставка, корень, суффикс СЛАЙД 18

И - образуют основу слова

Я - не образуют основу слова

- У кого получилось слово? Какое?

- Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно.

СЛАЙД 19

9. Итог урока

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось?

10.Домашнее задани

СЛАЙД 20

Реши кроссворд «Состав слова»

                             (кроссворд записан у каждого ученика в тетради)

3

4

2

1

5

1.Изменяемая часть слова.

2. Часть слова без окончания.

3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.        

4. Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

5. Главная значимая часть слова, в которой заключенообщее значение всех однокоренных слов.

Дополнительное домашнее задание (по желанию ученика):

- Сегодня я вам хочу дать ещё одно дополнительное задание. Но его можно выполнить не всем, а только желающим. Задание состоит в следующем:

- Подумайте, какой корень может быть в слове Самоделкин.

- Это слово так же записано в ваших тетрадях.

11. Рефлексия.

- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

- Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).

- Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

- Покажите, на сколько сегодня вы:

•        Были активны на уроке.

•        На сколько вы поняли новую тему.

•        На сколько вам понравился урок

   (Сидят за партами – плохо, слабо;

  Просто стоят – хорошо;

Стоят,  руки вверх – отлично).

СЛАЙД 21

- На этом наш урок окончен. Всем спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка по УМК «Начальная школа 21 века» 2 класс Тема урока «Состав слова. Основа слова». Подготовила и провела учитель начальных классов высшей категории МОУ Иволгинская средняя общеобразовательная Бадмаева Ульяна Бимбаевна

Слайд 2

? ! .

Слайд 3

1) ? ! . 2 ) 3)

Слайд 4

ПРИСТАВКА ОКОНЧАНИЕ КОРЕНЬ СУФФИКС основа

Слайд 5

КРЕСТИКИ – НОЛИКИ да – Х нет - О

Слайд 6

КРЕСТИКИ – НОЛИКИ да – Х нет - О О Х О Х Х Х О Х О

Слайд 7

В нашей стране можно встретить очень красивые города. Городские улицы полны высоких домов. Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик.

Слайд 8

В нашей стране можно встретить очень красивые города . Городские улицы полны высоких домов . Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик .

Слайд 9

Города, городской, пригород, загородный. Домов, домик.

Слайд 10

пригород – приставочный способ домик, городской- суффиксальный способ загородный- приставочно – суффиксальный способ

Слайд 11

ЧАСТИ ОСНОВЫ 1. 2. 3. 4. загородный пригород городской города

Слайд 13

гриб ход лист пуск вод ый а ок к н на за под ой ик вод по

Слайд 14

Под вод н ый на ход к а за пуск по езд гриб ок о с н о в а

Слайд 15

ТЕСТ 1. Часть слова без окончания называется Е – корень слова У – основа слова

Слайд 16

ТЕСТ 2. Чтобы найти корень надо Л – изменить форму слова М – подобрать однокоренные слова

Слайд 17

ТЕСТ 3. Окончание - это Н – изменяемая часть слова П – неизменяемая часть слова

Слайд 18

ТЕСТ 4. Суффикс служит И – для образования новых слов Ы – для образования формы слова

Слайд 19

ТЕСТ 5. Приставка стоит Х – после корня К – перед корнем

Слайд 20

ТЕСТ 6. Приставка, корень, суффикс И – образуют основу слова Я – не образуют основу слова

Слайд 21

У М Н И К И

Слайд 22

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КРОССВОРД «СОСТАВ СЛОВА»

Слайд 23

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Состав слова. Разбор слова по составу"

Тема урока: Состав слова. Разбор слов по составу. Цель деятельности учителя: - организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и углубления знаний . Планируемые результаты: - Пред...

Урок русского языка «Состав слова. Значимые части слова»

Ход урока: Организационный момент. Запись числа в тетради.      2. Постановка темы, цели урока. - Посмотрите на доску, что за значки вы видите?- Расшифруйте значки: ...

Конспект урока русского языка "Состав слова. Способы образования слов" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов ...

Конспект урока русского языка: " Состав слова. Значимые части слова" ( УМК " Школа России" , 4 класс)

Тема: Состав слова. Значимые части слова.Цели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся о морфемном составе слова и каждой  значимой части слова.Планируемые результаты:Предметные: з...

Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Значимые части слова.» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 05.10.2021Школа: МАОУ СОШ  № 152Класс: 4 «б»Урок: 4Время: 10:40-11:20  Кабинет: 209Студент: Закирова Эльвира РахимовнаГрупп...

Презентация к уроку русского языка "Состав слова. Однокоренные слова."

Презентация к уроку русского языка "Состав слова. Однокоренные слова."...