Урок русского языка "Понятие о местоимении. Личные местоимения" в 3 классе
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Урок-исследование, развивает исследовательские навыки. Применяется групповая и парная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorgadze_l.g_lichnye_mestoimeniya_3_klass.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения.
Цель: знакомство с личными местоимениями их ролью в речи.
Задачи:
- познакомить с личными местоимениями, формировать умения распознавать их в тексте и правильно употреблять; обеспечить усвоение учащимися личных местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа;
- развивать мыслительную деятельность учащихся, речь, умение работать в паре, группах;
- воспитывать интерес к изучению родного языка, чувство товарищества и взаимопомощи, дружбу.
Формируемые УУД:
Личностные: формировать умение чувствовать красоту и выразительность речи, развивать навык сотрудничества при работе в парах, группах, чувство товарищества и взаимопомощи.
Регулятивные: формулировать совместно с учителем цель и задачи урока, составлять план решения проблемы, работать по плану, сверяя свои действия с целью урока.
Познавательные: развивать умения извлекать информацию, представленную в разных формах, обобщать и классифицировать по признакам, строить суждения.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, владеть монологической и диалогической речью, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ход урока.
Слайд 1
- Орг. момент. Мотивационный настрой.
- « Я желаю тебе удачи. Если тебе будет трудно, то я помогу».
Я надеюсь, что эти слова вы будете использовать не только сегодня на уроке, а и в дальнейшей своей жизни.
Открыли тетради, записали число, классная работа.
Урок начнем как обычно, со словарной работы.
- Словарная работа.
Буквенный диктант + минутка чистописания.
- Запишите только те буквы, которые нужно запомнить. (1 ученик у доски)
Иней, погода, природа, мечта, синица, чемодан. Проверка.
Слайд 2 е о и е и е
- Кто написал так же? Молодцы.
Пропишите эти буквы, повторяя до конца строки, аккуратно и красиво.
- Введение в тему. Постановка проблемы.
Эти гласные убежали из одного слова, которое обозначает часть речи.
- Что за слово? (Щелчок на слайде) (местоимение)
- Как вы думаете, почему именно это слово я выбрала? (Тема урока – местоимение)
Правильно.
- А что такое местоимение? Знаем? Точно все знаем?
-Это часть речи? А что обозначает? БУДЕМ УЗНАВАТЬ…..
- Ребята, сегодняшний урок я предлагаю провести в форме исследования, и его тема:
Слайд 2 (щелчок)
Понятие о местоимении. Личные местоимения.
Если тема выбрана, что надо сделать дальше? (определить цель)
- Какая будет цель нашего урока - исследования? (ответы детей)
Слайд 3 (щелчок)
Цель: (щелчок)
Узнать, что такое местоимения и для чего они нужны в речи.
-Что теперь определим? (задачи)
- Какие поставим задачи?
Слайд 3 (щелчок)
Задачи: (выслушиваю версии ребят, потом - щелчок)
- познакомиться с теоретическим материалом: узнать,
узнать, что называют местоимением, для чего они нужны, какими признаками обладают, какие бывают;
- (щелчок)
- провести наблюдение, эксперимент; (щелчок)
- обобщить материалы, сделать вывод.
- Что следует сделать дальше? (выдвинуть гипотезу)
Правильно, теперь надо выдвинуть гипотезу.
Для этого прочитайте текст.
Слайд 4
Жила - была сказочка. Родилась сказочка не в волшебном царстве, а на нашей земле. Ходили слухи о сказке, что сказочка (мудра и дарит людям хорошее настроение.
- Что вы заметили? (повторяется слово «сказка», это делает текст некрасивым. Это - речевая ошибка)
- Что нужно сделать? (заменить другими словами)
- Какими? (словом, местоимением «она»)
Щелчок – появляется слово «она».
Значит, гипотеза нашего исследования:
«Предположим, что местоимения в речи нужны для того, ….. (учащиеся договаривают фразу) …..чтобы заменять слова, указывать на них».
Слайд 5
- Открытие новых знаний. Поиск решения проблемы.
Любое исследование начинается с изучения теоретического материала.
Слайд 6
Поэтому вы прочитаете текст в рамочках на страницах 62, 63 и в парах друг другу расскажете, что узнали о местоимениях.
Работа в парах – продолжи предложение.
- Местоимение – это ……часть речи.
- Перечислите местоимения – я, ты, ……
- Местоимения отвечают на те же ……. (вопросы, что и имена существительные).
- Называются местоимения так, потому …. (что занимают место имени существительного).
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС. ПЕРЕХОД К СУЩ-МУ - ПРИЗНАКАМ
– Почему же они получили такое название – местоимения?
– Какую часть речи заменяют местоимения? (имена существительные)
– Вспомните, имена существительные имеют постоянные признаки.
– Какие? (одушевленность и род)
– Имеют постоянные признаки и местоимения. Это лицо.
Слайд 7 – «лицо»
Местоимения бывают 1лица, 2 и 3.
– Как вы думаете, какие местоимения, к какому лицу относятся?
Попробуйте сами распределить местоимения по группам 1 л., 2 и 3.
Слайд 8 Работа в группах. (выдаются бланки – таблицы)
Заполненные листы вывешиваются на доску.– Определить кто прав, мы сможем чуть позже.
А СЕЙЧАС Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ПОСЛУШАТЬ ДИАЛОГ, который поможет нам разобраться с лицами местоимений. ЗАПОМИНАЙТЕ, какие местоимения встретятся.
Слайд 9 – видео (отрывок из м/ф + наложен текст)
– Здравствуй, Илья! Я за вами приехал, нужно князя выручать. Ты не знаешь, где Добрыня?
– Добрыня дома был. Он с Настасьей на базар собирался, она шубу приглядела. Надо торопиться, пока они не уехали.
– Кого вы увидели, из какого мультфильма?
– Какие местоимения услышали?
Слайд 10 (я, ты, он, она, они)
– Кто был первым говорящим лицом в диалоге? (щелчок - появляется Алеша)
– Как он себя назвал? (щелчок - «я» перемещается к Алеше)
Местоимения 1 ЛИЦА УКАЗЫВАЮТ НА ГОВОРЯЩЕГО ИЛИ ГРУППУ ЛЮДЕЙ, в которую входит говорящий. Это местоимения – я, мы.
– Кто другой, второй участник диалога? (щелчок - появляется Илья)
– Как к нему обратился Алеша? (щелчок - «ты» перемещается к Илье)
Местоимения 2 ЛИЦА УКАЗЫВАЮТ НА СОБЕСЕДНИКА ИЛИ НА СОБЕСЕДНИКОВ. Это местоимения – ты или вы.
Местоимение «вы» может указывать как на группу собеседников, так и на одного собеседника. – В каком случае указывает на одного? (Когда необходимо обратиться к человеку, который старше вас)
– О ком говорили Илья и Алеша? (щелчок - появляются Настасья и Добрыня)
– Как они их называли? (щелчок - «он», «она», «они» перемещаются к картинкам Настасьи и Добрыни)
–Это местоимения 3 ЛИЦА, ОНИ УКАЗЫВАЮТ НА ТОГО, О КОМ ГОВОРЯТ.
– ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О МЕСТОИМЕНИЯХ 3 ЛИЦА? (ОНИ ИМЕЮТ РОД, Т.Е. ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО РОДАМ. ПОМОГАЮТ ОПРЕДЕЛИТЬ НАМ РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Слайд 11 – «лицо»
– Давайте еще раз повторим.
Местоимения 1 лица (щелчок) – я, мы. Вам поможет их запомнить шуточная «запоминалка»: Мешают на дорогах местоимения 1 лица – «ямы».
Местоимения 2 лица (щелчок) – ты, вы. Эти местоимения спрятались в «тыквы».
Местоимения 3 лица (щелчок) – он, она, оно, они.
МЕСТОИМЕНИЯ УКАЗЫВАЮТ НА ЛИЦА, ПОЭТОМУ ИХ НАЗВАЛИ ЛИЧНЫМИ.
– ВОТ ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ, КТО ПРАВИЛЬНО РАСПРЕДЕЛИЛ МЕСТОИМЕНИЯ ПО ЛИЦАМ.
Проверьте свои записи, если надо, исправьте. (Дети выходят по одному от группы, сверяют, исправляют)
Проверка. – Кто ошибся, не огорчайтесь. Мы ведь предполагали, не зная правильного ответа. А это сложно.
Итак, местоимения имеют постоянный признак – лицо.
– Какие местоимения относятся к 1, 2, 3 лицу?
Местоимения имеют И НЕПОСТОЯННЫЙ признак.
ПОСМОТРИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО НА МЕСТОИМЕНИЯ И СКАЖИТЕ:
– КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ МЕСТОИМЕНИЯ? (по числам)
Слайд 12
– Назовите местоимения единственного числа, ответы ребят….. (щелчок)
множественного числа (щелчок).
А сейчас обобщим нашу теоретическую часть исследования. Беседа на выявление понимания.
Что называют местоимением?
Какие узнали местоимения?
Для чего они нужны?
Какими признаками обладают?
– Вот сколько нового мы узнали о местоимениях.
– Теперь САМОСТОЯТЕЛЬНО прочитайте правило на странице 64 и ответьте, все ли мы сказали о местоимении?
Работа с определением.
– Все ли мы сказали? Какая ещё информация о местоимениях содержится в тексте? (Местоимения в предложениях изменяются и при этом появляются новые формы)
– Об этом более подробно мы будем говорить на следующих уроках.
ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ МЫ ЗАКОНЧИЛИ. МОЖНО ОТДОХНУТЬ.
- Физминутка – флешмоб под отрывок из песни «Я, ты, он, она…» Слайд 14
– Почему я взяла отрывок именно из этой песни?
- Первичное закрепление, развитие умений.
Продолжаем наше исследование.
Теперь мы выполняем практическую часть. Проводим наблюдение и эксперимент.
– Давайте вспомним, какая гипотеза нашего исследования?
(«Предположим, что местоимения в речи нужны для того, чтобы заменять слова, указывать на них»)
– Давайте проверять нашу гипотезу.
Слайд 15
Свойство (КАРТИНКА – зеркальце) имело. Говорить ….. умело.
Добрый доктор (КАРТИНКА – Айболит). …. под деревом сидит
– Замените картинку словом и вставьте пропущенное слово, а затем запишите 1 любую пару предложений. (2 человека выполняют у доски)
– Проверка. Определите лицо и число местоимения.
– ЧТО МЫ НАБЛЮДАЛИ? ( Местоимение заменяет имя существительное, указывает на него)
– Продолжаем исследование, ПРОВОДИМ ЭКСПЕРИМЕНТ. Закройте первые предложения. Прочитайте, что получилось?
Слайд 15 (щелчок)
Говорить оно умело.
Он под деревом сидит.
– Понятно о ком или о чем говорится в предложениях? Почему?
– Значит, можно сделать вывод: МЕСТОИМЕНИЯ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УКАЗЫВАЮТ НА ПРЕДМЕТЫ, НЕ НАЗЫВАЯ ИХ.
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О НЕОБХОДИМОСТИ МЕСТОИМЕНИЙ В РЕЧИ.
В нашей речи невозможно не использовать местоимения, мы постоянно их употребляем – вот почему они, как часть речи, необходимы. Они стоят на третьем месте после имени существительного и глагола. Местоимения разнообразят нашу повседневную не только разговорную, но и литературную речь.
Вернемся к нашим предложениям.
– Из каких произведений эти предложения? Кто их автор?
Нужно много читать, знать произведения русских поэтов и писателей. И тогда вы будете людьми грамотными, знающими культуру своего народа, с вами приятно будет общаться.
– МЫ ГОВОРИЛИ, ЧТО МЕСТОИМЕНИЯ ИЗМЕНЯЮТСЯ, а КАК? (ПО ЧИСЛАМ, В 3 ЛИЦЕ ПО РОДАМ)
– ДАВАЙТЕ И ЭТО ПОНАБЛЮДАЕМ.
Слайд 16
Измените в данных предложениях местоимения по числам. Эту работу выполните самостоятельно.
С 1 предложением работает 1 ряд, со 2 – 2 ряд, с 3 – 3ряд.
1ряд – «Эх, постою я за землю русскую!»
2ряд – «Ты где был так долго»?
3ряд – «Куда они отправились»?
Проверка – устно.
Слайд 17
1ряд – «Эх, постоим мы за землю русскую!»
2ряд – «Вы где были так долго»?
3ряд – «Куда он отправился»? «Куда она отправилась»? «Куда оно отправилось»?
– Поднимите руки, у кого так выполнена работа? Ребята, у кого иначе, исправьте свою работу.
– Почему у ребят 3 ряда получилось несколько вариантов? (местоимения 3 лица изменяются ещё и по родам)
– Какой вывод можно сделать?(Личные местоимения изменяются по числам, а местоимения 3 лица изменяются по родам)
– Подобное упражнение нужно будет выполнить дома. Вы продолжите наблюдение за местоимениями.
СДЕЛАЕМ ВЫВОД – ИТАК, В ХОДЕ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ТЕОР. МАТЕРИАЛОМ, ПРОВЕЛИ НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ, И НАША ГИПОТЕЗА… (ДОКАЗАНА).
– Для чего нужны местоимения? (Местоимения нужны того, чтобы заменять имена существительные, указывать на них).
- Домашнее задание. Слайд 18
– Дома вам нужно выучить 2 правила на стр. 63-64, выполнить упражнение стр.71 упр. 4.
Рефлексия.
– А сейчас мы проверим, кто был настойчивым и внимательным исследователем.
В группах составьте кластер и подготовьте по нему рассказ о местоимении.
Итог урока. Слайд 20
-
– Молодцы! Я вижу, что вы настоящие увлеченные исследователи, любящие открывать новое.
Может, вы тогда и задачу решить сможете?
Слайд 21
Я+Я+Я+Я = ? (МЫ)
Сегодня у нас все получилось, потому что мы были единой командой, работали все вместе.
«Я, ты, он, она – вместе – дружная семья»! Не забывайте об этом!
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».
Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...
Урок русского языка по теме "Личные местоимения"
Конспект урока по русскому языку по теме "Личные местоимения" с презентацией 4 класс...
Урок русского языка по теме: "Личные местоимения"
Урок русского языка по теме:"Личные местоимения"...
Урок русского языка "Знакомство с личными местоимениями"
Открытый урок в 1 классе "Знакомство с личными местоимениями"...
Открытый урок по русскому языку Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Цель: познакомить детей новой частью речи-местоимением....
Конспект урока русского языка по теме "Личные местоимения" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи; умения распознавать местоимения.Планируемые результатыПредметные:Знать понятие «местоимение»;Уметь...