Урок русского языка "Понятие о местоимении. Личные местоимения" в 3 классе
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Горгадзе Любовь Григорьевна

Урок-исследование, развивает исследовательские навыки. Применяется групповая и парная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorgadze_l.g_lichnye_mestoimeniya_3_klass.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Цель:  знакомство с личными  местоимениями их   ролью в речи.

Задачи:

  • познакомить с личными местоимениями, формировать  умения распознавать их  в тексте и  правильно употреблять; обеспечить   усвоение учащимися личных местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа;
  • развивать мыслительную деятельность учащихся, речь, умение работать в паре, группах;
  • воспитывать интерес к  изучению родного языка, чувство товарищества и взаимопомощи, дружбу.

Формируемые УУД:

Личностные: формировать  умение чувствовать красоту и выразительность речи, развивать навык сотрудничества   при работе в парах, группах, чувство товарищества и взаимопомощи.

Регулятивные:  формулировать совместно с учителем цель и задачи урока, составлять план  решения проблемы, работать по плану, сверяя свои действия с целью урока.

Познавательные: развивать умения извлекать информацию, представленную в разных формах, обобщать и классифицировать по признакам, строить суждения.

Коммуникативные:  высказывать и обосновывать свою точку зрения, владеть монологической и диалогической речью, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

         

        Ход урока.

Слайд 1

  1. Орг. момент. Мотивационный  настрой.

- « Я желаю тебе удачи.  Если тебе будет трудно, то я помогу».

Я надеюсь, что эти слова вы будете использовать не только сегодня на уроке, а и в дальнейшей своей жизни.

Открыли тетради, записали число, классная работа.

Урок начнем   как обычно, со словарной работы.

  1. Словарная работа.

Буквенный  диктант + минутка чистописания.

- Запишите   только  те буквы, которые нужно запомнить. (1 ученик у доски)

Иней, погода,  природа, мечта, синица, чемодан. Проверка.

Слайд 2  е о и е и е

- Кто написал так же? Молодцы.

Пропишите   эти буквы, повторяя  до конца строки, аккуратно и красиво.

  1. Введение в тему. Постановка проблемы.

Эти  гласные убежали   из одного слова, которое обозначает часть речи.

- Что за слово? (Щелчок на слайде)  (местоимение)

- Как вы думаете, почему именно это слово я выбрала? (Тема урока – местоимение)

Правильно.

- А что такое местоимение?   Знаем? Точно все знаем?

-Это часть речи? А что обозначает? БУДЕМ УЗНАВАТЬ…..

- Ребята, сегодняшний урок я предлагаю провести в форме исследования, и его тема:

Слайд  2 (щелчок)

Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Если тема выбрана, что надо сделать дальше?  (определить цель)

- Какая  будет  цель  нашего урока - исследования? (ответы детей)

Слайд  3 (щелчок)

Цель: (щелчок)

Узнать, что такое местоимения и для чего они нужны  в речи.

-Что теперь определим?    (задачи)

 - Какие поставим задачи?

Слайд   3 (щелчок)

Задачи: (выслушиваю  версии ребят, потом  - щелчок)

  • познакомиться с  теоретическим  материалом: узнать,

узнать, что называют местоимением,   для чего они нужны, какими  признаками  обладают, какие  бывают;

-  (щелчок)

  • провести  наблюдение, эксперимент; (щелчок)
  • обобщить материалы, сделать вывод.

- Что следует сделать дальше?  (выдвинуть гипотезу)

Правильно, теперь  надо выдвинуть гипотезу.

Для этого  прочитайте текст.

Слайд 4

Жила - была сказочка. Родилась сказочка не в волшебном царстве, а на нашей земле. Ходили слухи о сказке, что сказочка (мудра и дарит людям хорошее  настроение.

- Что вы заметили?   (повторяется слово «сказка», это  делает текст некрасивым. Это - речевая ошибка)

- Что нужно сделать? (заменить другими словами)

- Какими?  (словом, местоимением «она»)

Щелчок – появляется слово «она».

Значит, гипотеза нашего исследования:

 «Предположим, что местоимения в речи  нужны для того, ….. (учащиеся договаривают фразу) …..чтобы  заменять слова, указывать на них». 

Слайд 5

  1. Открытие новых знаний. Поиск решения проблемы.

Любое исследование начинается с изучения теоретического материала.  

Слайд 6

Поэтому вы прочитаете текст в рамочках  на страницах  62, 63  и в парах друг другу расскажете, что узнали о местоимениях.

Работа в парах – продолжи предложение.

  • Местоимение – это ……часть речи.
  • Перечислите  местоимения – я, ты, ……
  • Местоимения отвечают  на те же  ……. (вопросы, что и имена существительные).
  • Называются местоимения так, потому …. (что занимают место имени существительного).

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС. ПЕРЕХОД К СУЩ-МУ - ПРИЗНАКАМ

– Почему же они получили такое название – местоимения?

– Какую часть речи заменяют местоимения? (имена существительные)

 Вспомните, имена существительные имеют постоянные признаки.

– Какие? (одушевленность и род)

 Имеют постоянные признаки и местоимения.  Это лицо.

Слайд  7 – «лицо»

Местоимения бывают 1лица, 2 и 3.

– Как вы думаете, какие местоимения, к какому лицу относятся?

Попробуйте сами распределить местоимения по группам 1 л., 2 и 3.

Слайд 8 Работа в группах.  (выдаются бланки – таблицы)

Заполненные листы вывешиваются на доску.– Определить кто прав, мы сможем чуть позже.

А СЕЙЧАС Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ПОСЛУШАТЬ ДИАЛОГ, который поможет нам разобраться  с лицами местоимений.  ЗАПОМИНАЙТЕ, какие местоимения встретятся.

Слайд  9 – видео (отрывок из м/ф + наложен текст)

–  Здравствуй, Илья! Я за вами приехал, нужно князя выручать. Ты не знаешь, где Добрыня?

– Добрыня дома был. Он с Настасьей на базар собирался, она шубу приглядела. Надо торопиться, пока они не уехали.

– Кого вы увидели, из какого мультфильма?

– Какие местоимения услышали?

Слайд  10  (я, ты, он, она, они)

– Кто был  первым  говорящим лицом в диалоге? (щелчок - появляется Алеша)

– Как он себя назвал?  (щелчок - «я» перемещается к Алеше)

Местоимения 1 ЛИЦА УКАЗЫВАЮТ НА ГОВОРЯЩЕГО ИЛИ ГРУППУ ЛЮДЕЙ, в которую входит говорящий. Это местоимения  – я, мы.

– Кто другой,  второй  участник диалога? (щелчок - появляется Илья)

– Как к нему обратился Алеша?  (щелчок - «ты» перемещается к Илье)

Местоимения  2 ЛИЦА  УКАЗЫВАЮТ НА СОБЕСЕДНИКА ИЛИ НА СОБЕСЕДНИКОВ. Это местоимения – ты или вы.

Местоимение «вы»  может указывать как на группу собеседников, так и на одного собеседника. – В каком случае указывает на одного? (Когда необходимо обратиться к человеку, который старше вас)

– О ком говорили Илья и Алеша? (щелчок - появляются  Настасья и Добрыня)  

– Как они их называли? (щелчок - «он», «она», «они» перемещаются к картинкам Настасьи и Добрыни)

–Это  местоимения  3 ЛИЦА, ОНИ УКАЗЫВАЮТ НА ТОГО,  О КОМ ГОВОРЯТ.

 

 – ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О МЕСТОИМЕНИЯХ 3 ЛИЦА?  (ОНИ ИМЕЮТ РОД, Т.Е.   ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО РОДАМ. ПОМОГАЮТ ОПРЕДЕЛИТЬ НАМ РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Слайд  11 – «лицо»

– Давайте еще раз повторим.

Местоимения 1 лица (щелчок) – я, мы. Вам поможет их запомнить шуточная «запоминалка»:  Мешают на дорогах местоимения 1 лица – «ямы».

Местоимения 2 лица (щелчок)  – ты, вы. Эти местоимения спрятались в «тыквы».

Местоимения 3 лица (щелчок)  – он, она, оно, они.

МЕСТОИМЕНИЯ УКАЗЫВАЮТ НА ЛИЦА, ПОЭТОМУ ИХ НАЗВАЛИ ЛИЧНЫМИ.  

– ВОТ ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ, КТО ПРАВИЛЬНО РАСПРЕДЕЛИЛ МЕСТОИМЕНИЯ ПО ЛИЦАМ.

Проверьте свои записи,  если надо, исправьте. (Дети выходят по одному от группы, сверяют, исправляют)

Проверка. – Кто ошибся, не огорчайтесь. Мы ведь предполагали, не зная правильного ответа. А это сложно.

Итак, местоимения имеют постоянный  признак – лицо.

–  Какие  местоимения  относятся к 1, 2, 3  лицу?

Местоимения  имеют И  НЕПОСТОЯННЫЙ  признак. 

ПОСМОТРИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО НА МЕСТОИМЕНИЯ И СКАЖИТЕ:

 –  КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ МЕСТОИМЕНИЯ?     (по числам)

Слайд 12

–  Назовите местоимения единственного  числа, ответы ребят….. (щелчок)

множественного числа (щелчок).

А сейчас обобщим нашу теоретическую часть исследования.   Беседа на выявление понимания.

Что называют местоимением?

 Какие узнали  местоимения?

 Для чего они нужны?

Какими   признаками  обладают?

 Вот сколько нового мы узнали   о местоимениях.

– Теперь  САМОСТОЯТЕЛЬНО прочитайте правило на странице 64 и  ответьте,  все ли мы  сказали о местоимении?

Работа с определением.  

– Все ли мы  сказали?  Какая ещё информация о местоимениях содержится в тексте? (Местоимения в предложениях изменяются и при этом появляются новые формы)

– Об этом более подробно мы будем говорить на следующих уроках.

ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ МЫ ЗАКОНЧИЛИ. МОЖНО ОТДОХНУТЬ.

  1.     Физминутка  флешмоб под отрывок из  песни «Я, ты, он, она…»         Слайд 14

Почему я взяла отрывок именно из этой песни?

  1. Первичное закрепление, развитие умений.

Продолжаем наше исследование.

Теперь  мы выполняем практическую часть.  Проводим  наблюдение  и эксперимент.

– Давайте вспомним, какая   гипотеза нашего исследования?

(«Предположим, что местоимения в речи  нужны для того, чтобы  заменять слова, указывать на них»)

Давайте    проверять   нашу гипотезу.

Слайд 15

Свойство (КАРТИНКА  зеркальце) имело. Говорить   …..  умело.

Добрый доктор  (КАРТИНКА –  Айболит).  …. под  деревом сидит

Замените  картинку  словом и  вставьте пропущенное слово, а затем   запишите  1 любую пару  предложений.       (2 человека     выполняют у доски)

– Проверка. Определите лицо и число местоимения.

 ЧТО МЫ НАБЛЮДАЛИ? ( Местоимение заменяет имя существительное, указывает на него)

Продолжаем исследование,  ПРОВОДИМ ЭКСПЕРИМЕНТ.  Закройте  первые предложения. Прочитайте, что получилось?

Слайд  15 (щелчок) 

Говорить   оно  умело.

Он  под  деревом сидит.

Понятно о ком или о чем говорится в предложениях?  Почему?

Значит, можно сделать вывод: МЕСТОИМЕНИЯ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УКАЗЫВАЮТ НА ПРЕДМЕТЫ, НЕ НАЗЫВАЯ ИХ.         

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О НЕОБХОДИМОСТИ МЕСТОИМЕНИЙ В РЕЧИ.

В  нашей  речи невозможно не использовать местоимения, мы постоянно их употребляем – вот почему они, как часть речи, необходимы. Они стоят на третьем месте после имени существительного и глагола. Местоимения  разнообразят нашу повседневную не только разговорную, но и литературную речь.

Вернемся к нашим предложениям.

Из каких произведений эти предложения?  Кто их автор?

Нужно  много читать, знать   произведения русских поэтов и писателей.  И тогда вы будете людьми грамотными,  знающими  культуру своего народа, с вами приятно будет общаться.

МЫ  ГОВОРИЛИ, ЧТО МЕСТОИМЕНИЯ ИЗМЕНЯЮТСЯ,  а КАК? (ПО ЧИСЛАМ, В 3 ЛИЦЕ ПО РОДАМ)

– ДАВАЙТЕ    И ЭТО ПОНАБЛЮДАЕМ.  

 Слайд 16

Измените  в данных  предложениях   местоимения   по числам. Эту работу выполните самостоятельно.

С   1 предложением  работает  1 ряд,   со 2 2 ряд, с 3 – 3ряд.

1ряд –  «Эх, постою я за землю русскую!»            

2ряд –  «Ты где был так долго»?                                    

3ряд –  «Куда они отправились»?  

Проверка – устно.

Слайд 17

1ряд  –  «Эх, постоим мы  за землю   русскую!»                  

2ряд  –  «Вы где были так долго»?                                                                

3ряд – «Куда он  отправился»?  «Куда она отправилась»?  «Куда оно отправилось»?  

– Поднимите руки, у кого так выполнена работа? Ребята, у кого иначе, исправьте свою работу.

– Почему у ребят 3 ряда получилось несколько вариантов? (местоимения     3  лица изменяются ещё и по родам)

– Какой вывод можно сделать?(Личные  местоимения изменяются по числам, а местоимения 3 лица изменяются по родам)

– Подобное упражнение нужно будет выполнить дома. Вы продолжите наблюдение за местоимениями.

СДЕЛАЕМ ВЫВОД  ИТАК, В ХОДЕ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЫ  ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ТЕОР. МАТЕРИАЛОМ, ПРОВЕЛИ НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ,  И   НАША ГИПОТЕЗА… (ДОКАЗАНА).

– Для чего нужны местоимения?  (Местоимения нужны того, чтобы  заменять  имена существительные, указывать на них).

  1. Домашнее задание. Слайд 18      

– Дома  вам нужно выучить 2 правила на стр. 63-64, выполнить упражнение стр.71 упр. 4.

Рефлексия.

–  А сейчас мы проверим, кто был настойчивым и внимательным исследователем.

В группах составьте   кластер и подготовьте по нему рассказ о местоимении.

Итог урока. Слайд 20

-

–  Молодцы! Я вижу, что вы настоящие увлеченные исследователи, любящие открывать новое.

Может,  вы тогда и  задачу решить сможете?

Слайд 21

Я+Я+Я+Я = ?  (МЫ)

Сегодня у нас все получилось,  потому что мы были единой командой,  работали все вместе.

 «Я, ты, он, она – вместе – дружная семья»! Не забывайте об этом!

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Урок русского языка по теме "Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку по теме "Личные местоимения" с презентацией 4 класс...

Урок русского языка по теме: "Личные местоимения"

Урок русского языка по теме:"Личные местоимения"...

Урок русского языка "Знакомство с личными местоимениями"

Открытый урок в 1 классе "Знакомство с личными местоимениями"...

Открытый урок по русскому языку Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цель: познакомить детей новой частью речи-местоимением....

Конспект урока русского языка по теме "Личные местоимения" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи; умения распознавать местоимения.Планируемые результатыПредметные:Знать понятие «местоимение»;Уметь...