Конспект урока развития речи в 4 классе по теме "«Текст» (по произведению О.Тихомирова)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сорокина  Анна Андреевна

Тема: «Текст» (по произведению О. Тихомирова)

Тип урока:   изучение нового материала

Цель урока: обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

Задачи урока:

Образовательные: формирование умения определить главную мысль текста, выделять части текста, умения устанавливать связь между предложениями текста, устанавливать связь заголовка с темой текста составлять план.

Развивающие: развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать память и внимание; развивать сло­весно – логическое мышление; закреплять умение составлять предложения из данных слов.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность; творческую активность;

Основная идея урока:

- создание психологически комфортного обучения обучающихся через урок по теме «Текст» (по произведению О. Тихомирова) в УМК «Начальная школа 21 века».

Этапы урока:

Подготовительный этап. Цель: подготовить детей к восприятию содержания текста учеб­ника, повторение изученного материала

Ознакомительное чтение текста. Цель: достичь понимания  основного содержания текста.

Информационно-смысловая отработка текста. Цель:  понимание и запоминание данного текста, умение выделять главную мысль, подбирать заголовок, составлять собственный текст.

Методы: коммуникативно-ориентированный; учебная работа под руководством учителя;

репродуктивный метод; наглядно-иллюстративный метод; словесный метод; логические методы; метод формирования познавательного интереса.

Формы работы: фронтально, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, мультимедийная презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи Тема «Текст» (по произведению О. Т ихомирова ) Сорокина Анна Андреевна учитель начальных классов ГБОУ школа № 690 г. Санкт-Петербург

Слайд 2

Как прекрасен и велик Русский, близкий нам язык. Т. Абдурахманов

Слайд 3

Устная речь- это способность человека говорить и слушать , умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы. Письменная речь- это умение писать красиво и правильно. Для письма мы используем буквы, разные знаки.

Слайд 4

Тема урока «Текст»

Слайд 5

Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, связанных по смыслу Тема - о ком или о чём говорится в тексте. Основная мысль главное, что автор хочет сказать своим читателям. Заглавие- должно указывать на самое важное в содержании текста. Заглавие может указывать на тему или основную мысль текста.

Слайд 6

Текст-повествование Рассказывает о каком-то событии Что произошло? Текст-описание Описывает что-то Какой? Какая? Какие? Текст- рассуждение Содержит объяснение каких-то утверждений Почему? Зачем?

Слайд 7

1. У маленького Алёши пропал щенок. Мальчик искал Тузика, громко звал его, но не нашёл. Алёша расстроился и заплакал. 2. Щенок был рыженький. А ушки, грудка и лапки были беленькие. 3. Почему щенок убежал от Алёши? Может быть, потому, что мальчик обидел Тузика ? Текст-повествование Текст-описание Текст-рассуждение

Слайд 8

Вступление Основная часть Заключение Каждая часть пишется с красной строки

Слайд 9

Предложения в тексте связаны Заголовок отражает Текст может иметь В тексте есть три части: по смыслу. заголовок. тему или основную мысль текста . вступление, основная часть, заключение. Текст состоит из предложений . Три вида текстов: текст-повествование , текст-описание , текст-рассуждение .

Слайд 10

Третье декабря. Классная работа. Текст - ?

Слайд 11

Сегодня на уроке Я научился… Мне было интересно… Мне было трудно… Мне понравилось …



Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Всем нам хочется учиться,

Чтоб работою гордиться.

Будьте же внимательны

И во всём старательны!

Нас ждут интересные и увлекательные дела. От Вашей активности и внимательности будет зависеть, какой у нас получится урок.

  1. Обозначение основных моментов урока, учебно-познавательные задачи, которые будут  раскрываться в ходу урока.

План урока (на доске)

  1. Настроимся на урок
  2. Мудрые изречения.
  3.  Беседа о речи и видах речи.
  4. Определяем тему урока.
  5. Что мы знаем о тексте?
  6. Учимся работать с авторским текстом, словами, речью.
  7.  Составляем план текста.
  8. Итог урока

Согласны с таким построением урока? Тогда мы начинаем.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку:

Как прекрасен и велик

Русский, близкий нам язык.

                                        Т. Абдурахманов

- Для чего нужно изучать русский язык? ~ (Ответы детей).

- На уроках русского языка  мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.   

 

  Что же такое речь? Для чего она нужна?  -

Речь — это способность говорить. –

Какие 2 вида речи мы с вами уже знаем? (письменная и устная речь).

- Что значит устная речь? (ответы детей). УСТНАЯ  РЕЧЬ - это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.

- Что такое письменная речь? Письменная речь - это умение писать красиво и правильно. Для письма мы используем буквы, разные знаки.

ВЫВОД:

Мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.

- Прочитайте тему урока  «ТЕКСТ».

 - Что вы знаете о тексте? Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений.  Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.

-  Из чего состоит текст? (тема, главная или основная мысль).

- Что такое тема? Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте. 

 -Что такое главная или основная мысль? Главная или основная мысль – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.

- Чем является главная мысль в тексте? (заголовком.) Заглавие должно указывать на самое важное в содержании текста. Заглавие может указывать на тему или основную мысль текста.

-Какие бывают типы текстов?

Текст-повествование рассказывает о каком-то событии и отвечает на вопрос что произошло?

Текст-описание описывает что-то, отвечает на вопросы какой? какая? какие?

Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то  утверждений и отвечает на вопросы почему? зачем?

ИГРА (определи тип текста)- СЛАЙДЫ

-Из чего состоит текст? (из частей)

-Из каких частей состоит текст? (вступление, основная часть, заключение)

-ВЫВОД!!!

Текст состоит из  предложений.

Предложения в тексте связаны  по смыслу.

Текст  может иметь  заголовок.

Заголовок отражает  тему или основную мысль текста.

В тексте есть три части: начало, основная часть, концовка.

В речевом общении люди используют три вида текстов:  текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

ОТКРЫВАЕМ ТЕТРАДИ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

Текст -?

- Сегодня мы с вами на уроке будем работать с текстом по произведению О.Тихомирову. Урок 47

  -Прочитай текст (ученик читает текст. МАША).

- Давайте вместе с вами дадим заголовок  к тексту (версии детей). Учитель записывает на доске.

- А мне бы хотелось назвать текст «А жизнь на Земле продолжается..).

- О каком времени года идёт речь?  (ОСЕНЬ)

- Возьмите листы и маркеры и найдите доказательства, что это происходит осенью…

- Вернемся к заголовкам текста.

- Какие заголовки из нами перечисленных больше всего подойдут к нашему тексту? (учитель подчеркивает заголовки).

- Запишите заголовок, который вам понравился.

-Сейчас я предлагаю Вам составить план к данному тексту.

-Прочитайте 1 абзац. Как какое название вы ему дадите?

                         МЕЧТА ЛИСТА,- запишите

- Прочитайте 2 абзац. Какое название вы ему дадите?

                                  ВСЁ КОНЧЕНО - запишите.

- Прочитайте 3 абзац. Какое название вы ему дадите?

    НО ВЕСНА НЕ ЗА ГОРАМИ,,В ОЖИДАНИИ ВЕСНЫ, МЕЧТЫ ОСИНЫ

- Вернитесь к нашему главному вопросу.

- Определите тип текста…… ДОКАЖИТЕ….

Итог урока:

--Что мы с вами повторили на уроке?

- Чему учились?

-Для чего мы с вами это делали?

РЕФЛЕКСИЯ

Сегодня на уроке:

Я научился… 

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

 «Молодцы!»

-Домашнее задание - записать пересказ данного текста по плану.

Стихотворение про речь.

Устная речь

Гаснет усталая словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос, потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь, людское чудо-

Не скудела в наши дни.

В.С. Шефнер

Государственное общеобразовательное учреждение школа № 690

Невского района г. Санкт-Петербурга

Конспект открытого урока по развитию речи.

Тема урока: «Текст» (по произведению О.Тихомирова)

4 класс

Урок разработан

учителем начальных классов

Сорокиной Анной Андреевной

Санкт-Петербург, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи 2 класс.

Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока развития речи. 2 класс.

Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....

Конспект урока развития речи. 1 класс. Работа с деформированным текстом.

Ученикам предлагается составить текст на тему масленицы. В уроке использовано большое количество наглядного материала (карточки с опорными словами и номерами предложений, тематические картин...

Конспект урока развития речи 2 класс

Этот материал может быть актиуален для учителей начальных классов  в подготовке к уроку развития речи....

Конспект урока развития речи 2 класс

Этот материал может быть полезен для учителей начальных классов при подготовке урока развития речи....