Конспект урока развития речи в 4 классе по теме "«Текст» (по произведению О.Тихомирова)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема: «Текст» (по произведению О. Тихомирова)
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
Задачи урока:
Образовательные: формирование умения определить главную мысль текста, выделять части текста, умения устанавливать связь между предложениями текста, устанавливать связь заголовка с темой текста составлять план.
Развивающие: развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать память и внимание; развивать словесно – логическое мышление; закреплять умение составлять предложения из данных слов.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность; творческую активность;
Основная идея урока:
- создание психологически комфортного обучения обучающихся через урок по теме «Текст» (по произведению О. Тихомирова) в УМК «Начальная школа 21 века».
Этапы урока:
Подготовительный этап. Цель: подготовить детей к восприятию содержания текста учебника, повторение изученного материала
Ознакомительное чтение текста. Цель: достичь понимания основного содержания текста.
Информационно-смысловая отработка текста. Цель: понимание и запоминание данного текста, умение выделять главную мысль, подбирать заголовок, составлять собственный текст.
Методы: коммуникативно-ориентированный; учебная работа под руководством учителя;
репродуктивный метод; наглядно-иллюстративный метод; словесный метод; логические методы; метод формирования познавательного интереса.
Формы работы: фронтально, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, мультимедийная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку развития речи в 4 классе по теме "Текст" | 1.13 МБ |
Конспект урока развития речи в 4 классе по теме "Текст" | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как прекрасен и велик Русский, близкий нам язык. Т. Абдурахманов
Устная речь- это способность человека говорить и слушать , умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы. Письменная речь- это умение писать красиво и правильно. Для письма мы используем буквы, разные знаки.
Тема урока «Текст»
Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, связанных по смыслу Тема - о ком или о чём говорится в тексте. Основная мысль главное, что автор хочет сказать своим читателям. Заглавие- должно указывать на самое важное в содержании текста. Заглавие может указывать на тему или основную мысль текста.
Текст-повествование Рассказывает о каком-то событии Что произошло? Текст-описание Описывает что-то Какой? Какая? Какие? Текст- рассуждение Содержит объяснение каких-то утверждений Почему? Зачем?
1. У маленького Алёши пропал щенок. Мальчик искал Тузика, громко звал его, но не нашёл. Алёша расстроился и заплакал. 2. Щенок был рыженький. А ушки, грудка и лапки были беленькие. 3. Почему щенок убежал от Алёши? Может быть, потому, что мальчик обидел Тузика ? Текст-повествование Текст-описание Текст-рассуждение
Вступление Основная часть Заключение Каждая часть пишется с красной строки
Предложения в тексте связаны Заголовок отражает Текст может иметь В тексте есть три части: по смыслу. заголовок. тему или основную мысль текста . вступление, основная часть, заключение. Текст состоит из предложений . Три вида текстов: текст-повествование , текст-описание , текст-рассуждение .
Третье декабря. Классная работа. Текст - ?
Сегодня на уроке Я научился… Мне было интересно… Мне было трудно… Мне понравилось …
Предварительный просмотр:
Ход урока.
- Организационный момент.
Всем нам хочется учиться,
Чтоб работою гордиться.
Будьте же внимательны
И во всём старательны!
Нас ждут интересные и увлекательные дела. От Вашей активности и внимательности будет зависеть, какой у нас получится урок.
- Обозначение основных моментов урока, учебно-познавательные задачи, которые будут раскрываться в ходу урока.
План урока (на доске)
- Настроимся на урок
- Мудрые изречения.
- Беседа о речи и видах речи.
- Определяем тему урока.
- Что мы знаем о тексте?
- Учимся работать с авторским текстом, словами, речью.
- Составляем план текста.
- Итог урока
Согласны с таким построением урока? Тогда мы начинаем.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык.
Т. Абдурахманов
- Для чего нужно изучать русский язык? ~ (Ответы детей).
- На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.
Что же такое речь? Для чего она нужна? -
Речь — это способность говорить. –
Какие 2 вида речи мы с вами уже знаем? (письменная и устная речь).
- Что значит устная речь? (ответы детей). УСТНАЯ РЕЧЬ - это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.
- Что такое письменная речь? Письменная речь - это умение писать красиво и правильно. Для письма мы используем буквы, разные знаки.
ВЫВОД:
Мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.
- Прочитайте тему урока «ТЕКСТ».
- Что вы знаете о тексте? Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
- Из чего состоит текст? (тема, главная или основная мысль).
- Что такое тема? Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
-Что такое главная или основная мысль? Главная или основная мысль – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.
- Чем является главная мысль в тексте? (заголовком.) Заглавие должно указывать на самое важное в содержании текста. Заглавие может указывать на тему или основную мысль текста.
-Какие бывают типы текстов?
Текст-повествование рассказывает о каком-то событии и отвечает на вопрос что произошло?
Текст-описание описывает что-то, отвечает на вопросы какой? какая? какие?
Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений и отвечает на вопросы почему? зачем?
ИГРА (определи тип текста)- СЛАЙДЫ
-Из чего состоит текст? (из частей)
-Из каких частей состоит текст? (вступление, основная часть, заключение)
-ВЫВОД!!!
Текст состоит из предложений.
Предложения в тексте связаны по смыслу.
Текст может иметь заголовок.
Заголовок отражает тему или основную мысль текста.
В тексте есть три части: начало, основная часть, концовка.
В речевом общении люди используют три вида текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
ОТКРЫВАЕМ ТЕТРАДИ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.
Текст -?
- Сегодня мы с вами на уроке будем работать с текстом по произведению О.Тихомирову. Урок 47
-Прочитай текст (ученик читает текст. МАША).
- Давайте вместе с вами дадим заголовок к тексту (версии детей). Учитель записывает на доске.
- А мне бы хотелось назвать текст «А жизнь на Земле продолжается..).
- О каком времени года идёт речь? (ОСЕНЬ)
- Возьмите листы и маркеры и найдите доказательства, что это происходит осенью…
- Вернемся к заголовкам текста.
- Какие заголовки из нами перечисленных больше всего подойдут к нашему тексту? (учитель подчеркивает заголовки).
- Запишите заголовок, который вам понравился.
-Сейчас я предлагаю Вам составить план к данному тексту.
-Прочитайте 1 абзац. Как какое название вы ему дадите?
МЕЧТА ЛИСТА,- запишите
- Прочитайте 2 абзац. Какое название вы ему дадите?
ВСЁ КОНЧЕНО - запишите.
- Прочитайте 3 абзац. Какое название вы ему дадите?
НО ВЕСНА НЕ ЗА ГОРАМИ,,В ОЖИДАНИИ ВЕСНЫ, МЕЧТЫ ОСИНЫ
- Вернитесь к нашему главному вопросу.
- Определите тип текста…… ДОКАЖИТЕ….
Итог урока:
--Что мы с вами повторили на уроке?
- Чему учились?
-Для чего мы с вами это делали?
РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня на уроке:
Я научился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне понравилось…
«Молодцы!»
-Домашнее задание - записать пересказ данного текста по плану.
Стихотворение про речь.
Устная речь
Гаснет усталая словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос, потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь, людское чудо-
Не скудела в наши дни.
В.С. Шефнер
Государственное общеобразовательное учреждение школа № 690
Невского района г. Санкт-Петербурга
Конспект открытого урока по развитию речи.
Тема урока: «Текст» (по произведению О.Тихомирова)
4 класс
Урок разработан
учителем начальных классов
Сорокиной Анной Андреевной
Санкт-Петербург, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи 2 класс.
Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....
Конспект урока развития речи. 2 класс.
Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....
Конспект урока развития речи. 1 класс. Работа с деформированным текстом.
Ученикам предлагается составить текст на тему масленицы. В уроке использовано большое количество наглядного материала (карточки с опорными словами и номерами предложений, тематические картин...
Конспект урока развития речи 2 класс
Этот материал может быть актиуален для учителей начальных классов в подготовке к уроку развития речи....
Конспект урока развития речи 2 класс
Этот материал может быть полезен для учителей начальных классов при подготовке урока развития речи....