урок русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ляпина Нина Егоровна

выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания "Храм Покрова на Нерли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_4_kl.docx85.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 1

Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64;

Е-mail: shkola1zeya@rambler.ru

Урок русского языка в 4 классе

по УМК « Школа России»

Тема: Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

Задачи:

  • Развивать умение отбирать материал для выборочного изложения;
  • Развивать умения составлять текст с элементами описания с опорой на образец;
  • Развивать умение контролировать написанное, находить и исправлять ошибки;
  • Показать различные виды работы с научно- популярным текстом на уроке русского языка;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • анализировать содержание повествовательного текста с элементами описания;
  • письменно излагать содержание описательной части текста - образца;
  • проверять написание слов с изученными орфограммами;
  • находить и исправлять ошибки;

Метапредметные результаты:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • строить понятное для партнёров монологическое высказывание;
  • аргументировать своё мнение;
  • высказывать предположения;
  • находить дополнительную информацию при работе с текстом;
  • составлять и редактировать текст;

Личностные результаты:

  • Проявлять чувства гражданственности, патриотизма, восхищения героическими примерами прошлого;
  • Проявлять эстетический вкус, соприкасаясь с искусством слова, архитектурой;

Ресурсы урока:

  • учебник,
  • ноутбук  для учителя Hewlett-Packard;
  • проектор мультимедийный ViewSonic;
  • интерактивная доска Classic Solution серии Q;

пульты беспроводной интерактивной системы Mimio Vote для  опроса учащихся   с участием преподавателя;

  •  карточки для индивидуальной работы и работы в паре;

Ход урока:

Мотивация познавательной деятельности.

-Прочитайте отрывок из стихотворения К.Бальмонта.(слайд 1)

Можно всё заветное покинуть,

Можно всё бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть

- Какие слова непонятны?

Заветный-особо ценимый, хранимый, оберегаемый.

Минувшее-прошедшее

Остынуть- охладеть, успокоиться, перестать сердиться, волноваться.

-Какова главная мысль этого четверостишия? (о прошлом нельзя позабыть, нужно помнить и знать историю своей страны)

-Как можно сохранить память о прошлом? (сохранить память о прошлом помогают памятники истории и культуры, рукописные книги, фотографии, картины, рисунки)

- Об одном из таких памятников мы сегодня и будем говорить на уроке.

Актуализация знаний.

- Посмотрите на карточку (задание 1), из набора букв в каждой строке выделите целые слова и сформулируйте тему урока:

сртмпкцмвыборочноемврчтп

смпуизложениевмтепр

бьромсповествовательноголдьпр

юбрпнтекстачыфу

с

маьюэлементамивпоьъ

щеьзописанияыфпрв

(выборочное изложение повествовательного  текста с элементами описания)

(слайд 2)

-Что такое изложение? (письменный пересказ текста)

- Для чего пишем изложения? (Учимся создавать речевые высказывания в письменной форме,  рассказывать своими словами, но так, чтобы это было понятно тому, кто будет читать.)

- Определите учебную задачу, исходя из темы урока. (учиться письменно пересказывать текст с элементами описания, оценивать свою работу и работу одноклассников) (слайды 3, 4)

- О каких видах текста говорится в названии темы? (текст- описание, текст- повествование)

Работа в группах (выберите из предложенных карточек те, которые относятся к тексту- описанию и к тексту- повествованию (слайд 5)

(проверка работы в парах: ученик у доски классифицирует карточки)

Работа с текстом.

- Рассмотрите репродукции картин (слайд 6) 

- Что изображено?

- Как вы думаете, это репродукции одного художника или разных? Почему?

(С.В.Герасимов, С.А. Баулин), звучит музыка (слайд)

-Какое впечатление на вас произвели эти картины?

- Предположите, как давно был построен храм?

-В память о каких событиях мог быть построен?

- Кем был построен?

-На эти вопросы попробуем сегодня ответить, используя различные источники информации.

- Откройте учебник на странице 27, упражнение 57(слайд 7)

-Прочитайте. (слайд 8)

- что вы прочитали? (текст)

-Докажите. (предложения связаны по смыслу  и объединены одной темой)

-Определите тему. («Белая лебедь» русской архитектуры).

- Что такое архитектура? (прочитайте толкование слова в словарях Т.Ф.Ефремовой, Ожегова). (слайд 9)

1) Искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений в соответствии с их назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. 

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

2)Архитектура - искусство проектирования и строения зданий, сооружений.  (Толковый словарь Ожегова).

-Похожи определения в словарях разных авторов или различны?

-Какое из них вам более понятно?

- Какова главная мысль текста?

-Что хотел донести до нас автор своим текстом? (хотел высказать восхищение памятником древнерусского искусства, призывает ценить, восхищаться памятниками культуры)

- На берегу какой реки построена церковь? (Нерль)

- А где находится эта река?  ( На Владимирской земле) (слайд 10)

Карта Древней Руси.

В 12 веке Русь была разделена на многие княжества (слайд)

 http://personal.gu-unpk.ru/nikolaev/rus12.gif         http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5ea00ea7dc89660e76054264d1e467dd-92-144&n=21

   Храм  построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 году   близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму. (слайд 11)

- Почему так названа церковь?   (в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы).

Храм посвящен Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов (слайд 12)

- Кем был построен храм? (найдите ответ в тексте)

-Кто такой зодчий? (найдите определение в толковом словаре учебника)

- Из скольких частей состоит текст? (из 3)

-В какой части дано описание церкви? (во второй)

-Значит будем писать изложение только второй части.

-Перечитайте её.

-Какое название можно дать этой части? (Описание церкви)

-Слова какой части речи помогают точно передать красоту церкви? (имена прилагательные)

- Добавьте в словосочетания пропущенные имена прилагательные из текста

 (слайд 13)

Церковь (какая?)….(маленькая, белокаменная)

Роща (какая?)…(вязовая)

Холмик (какой)…(небольшой)

Озерце (какое?)…(тихое)

Купол- луковка- (какой?)… (темно- серый)

Камень (какой?)…резной, белый

День (какой?)…(ясный)

небо (какое?)…(безоблачное)

белизна (какая?)… (стройная)

-  Вспомним изученную орфограмму:

- Как проверить безударное падежное окончание имени прилагательного?

 ( поставить вопрос, посмотреть на окончание)

- Прокомментируйте написание безударных падежных окончаний имён прилагательных (слайд 14)

Маленьк… белокаменн… церковь

Возле вязов… рощи

У тих…. озерца

При безоблачн… небе

 Стройн… белизна

-Прочитайте слова на слайде, объясните по какому признаку я их разделила

( существительные, прилагательные, глаголы)- (слайд 15)

Существительные                 прилагательные                           глаголы

Церковь                                   хороша                                       стоит

Роща                                        маленькая                                   виден

Холмик                                   вязовая                                        украшена

Озерцо                                    небольшой                                  дышит

Купол- луковка                      тихое

Камень                                    тёмно- серый

День                                        резной

Небо                                        белый

Сказка                                    ясный

Белизна                                  безоблачное

Поэзия                                   стройная

-Назовите краткое прилагательное? Сложное?

-Почему автор использовал выражение: купол- луковка?

Возвращаемся к тексту учебника.

- Перечитайте вторую часть ( приём «Редуцированное чтение»-закройте закладкой начало строк, прочитайте хором текст, вспоминая начало каждой строки. Закройте окончание строк- прочитайте хором текст, вспоминая окончание строки.)

- Перескажите текст в парах.

- Кто сможет пересказать текст?

 (самостоятельная работа) напишите изложение 2 части текста, пользуясь опорными словами (слайд)

-Проанализируем работу одноклассника по следующим критериям: (слайд 16)

1. Соответствует ли текст теме и главной мысли?

2. Понятны ли те чувства, которые хотели передать?

3. Понятно ли содержание?

4. Удачно ли выбраны слова и выражения?

5. Не встречаются ли повторы?

-Проанализируйте свою работу по этим же  критериям:

Самооценка своей работы по критериям (беспроводные пульты)

- Какие затруднения встретились при работе над изложением?

- Хотите больше узнать о том,  какой представлена церковь в других источниках информации?

-Прочитайте текст (листочки), ставя пометки на полях: (+) это мне известно, (-) не известно), (?)- хочу узнать больше. (слайд 17)

Церковь построена на холме. Кажется, что, золотой купол устремляется в облака. Здание украшено резьбой. Храм выглядит лёгким и светлым, изящным и стройным. Церковь, будто свеча, тянется куполом к небу. Храм Покрова является шедевром мирового зодчества. Он, словно воин в серебряном шлеме и в белокаменной рубахе, стоит на небольшом пригорке. Весной он, как  лебедь, возвышается  над гладью вод. Церковь построена в честь завершения похода князя Андрея Боголюбского в Болгарию, а так же в память его погибшего сына, юного Изяслава. Для православных людей церковь Покрова- это настоящая святыня. (слайд 18)

-Что уже знали?

- Что узнали нового?

-О чём хотите узнать подробнее?

-Где можно взять такую информацию?

-Найдите в тексте сравнения. ( будто свеча,  словно воин, как лебедь)

--Назовите эпитеты к слову : купол, шлем, рубаха)

-Назовите синонимы к слову «церковь»(храм,святыня)

- Подчеркните словосочетания ,которые можно использовать для описания церкви.

Рефлексия.

- Вспомните  задачи урока (слайд 19)

- Оцените свою работу на уроке.

-Вернёмся к стихотворению. (слайд 20)

Можно всё заветное покинуть,

Можно всё бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть.

- О чём же мы узнали на уроке из истории прошлого нашей страны? (о храме Покрова на Нерли)

   Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.(слайд 21)

- Посмотрите на репродукции картин, фотографии этого памятника культуры, выполненные разными авторами, в разное время года и суток.(слайд 22)

Домашнее задание: составить синквейн на тему «церковь» (слайд 23)

-Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...