урок русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания "Храм Покрова на Нерли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_4_kl.docx | 85.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64;
Е-mail: shkola1zeya@rambler.ru
Урок русского языка в 4 классе
по УМК « Школа России»
Тема: Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.
Задачи:
- Развивать умение отбирать материал для выборочного изложения;
- Развивать умения составлять текст с элементами описания с опорой на образец;
- Развивать умение контролировать написанное, находить и исправлять ошибки;
- Показать различные виды работы с научно- популярным текстом на уроке русского языка;
Планируемые результаты:
Предметные:
- анализировать содержание повествовательного текста с элементами описания;
- письменно излагать содержание описательной части текста - образца;
- проверять написание слов с изученными орфограммами;
- находить и исправлять ошибки;
Метапредметные результаты:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- строить понятное для партнёров монологическое высказывание;
- аргументировать своё мнение;
- высказывать предположения;
- находить дополнительную информацию при работе с текстом;
- составлять и редактировать текст;
Личностные результаты:
- Проявлять чувства гражданственности, патриотизма, восхищения героическими примерами прошлого;
- Проявлять эстетический вкус, соприкасаясь с искусством слова, архитектурой;
Ресурсы урока:
- учебник,
- ноутбук для учителя Hewlett-Packard;
- проектор мультимедийный ViewSonic;
- интерактивная доска Classic Solution серии Q;
пульты беспроводной интерактивной системы Mimio Vote для опроса учащихся с участием преподавателя;
- карточки для индивидуальной работы и работы в паре;
Ход урока:
Мотивация познавательной деятельности.
-Прочитайте отрывок из стихотворения К.Бальмонта.(слайд 1)
Можно всё заветное покинуть,
Можно всё бесследно разлюбить,
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть
- Какие слова непонятны?
Заветный-особо ценимый, хранимый, оберегаемый.
Минувшее-прошедшее
Остынуть- охладеть, успокоиться, перестать сердиться, волноваться.
-Какова главная мысль этого четверостишия? (о прошлом нельзя позабыть, нужно помнить и знать историю своей страны)
-Как можно сохранить память о прошлом? (сохранить память о прошлом помогают памятники истории и культуры, рукописные книги, фотографии, картины, рисунки)
- Об одном из таких памятников мы сегодня и будем говорить на уроке.
Актуализация знаний.
- Посмотрите на карточку (задание 1), из набора букв в каждой строке выделите целые слова и сформулируйте тему урока:
сртмпкцмвыборочноемврчтп
смпуизложениевмтепр
бьромсповествовательноголдьпр
юбрпнтекстачыфу
с
маьюэлементамивпоьъ
щеьзописанияыфпрв
(выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания)
(слайд 2)
-Что такое изложение? (письменный пересказ текста)
- Для чего пишем изложения? (Учимся создавать речевые высказывания в письменной форме, рассказывать своими словами, но так, чтобы это было понятно тому, кто будет читать.)
- Определите учебную задачу, исходя из темы урока. (учиться письменно пересказывать текст с элементами описания, оценивать свою работу и работу одноклассников) (слайды 3, 4)
- О каких видах текста говорится в названии темы? (текст- описание, текст- повествование)
Работа в группах (выберите из предложенных карточек те, которые относятся к тексту- описанию и к тексту- повествованию (слайд 5)
(проверка работы в парах: ученик у доски классифицирует карточки)
Работа с текстом.
- Рассмотрите репродукции картин (слайд 6)
- Что изображено?
- Как вы думаете, это репродукции одного художника или разных? Почему?
(С.В.Герасимов, С.А. Баулин), звучит музыка (слайд)
-Какое впечатление на вас произвели эти картины?
- Предположите, как давно был построен храм?
-В память о каких событиях мог быть построен?
- Кем был построен?
-На эти вопросы попробуем сегодня ответить, используя различные источники информации.
- Откройте учебник на странице 27, упражнение 57(слайд 7)
-Прочитайте. (слайд 8)
- что вы прочитали? (текст)
-Докажите. (предложения связаны по смыслу и объединены одной темой)
-Определите тему. («Белая лебедь» русской архитектуры).
- Что такое архитектура? (прочитайте толкование слова в словарях Т.Ф.Ефремовой, Ожегова). (слайд 9)
1) Искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений в соответствии с их назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
2)Архитектура - искусство проектирования и строения зданий, сооружений. (Толковый словарь Ожегова).
-Похожи определения в словарях разных авторов или различны?
-Какое из них вам более понятно?
- Какова главная мысль текста?
-Что хотел донести до нас автор своим текстом? (хотел высказать восхищение памятником древнерусского искусства, призывает ценить, восхищаться памятниками культуры)
- На берегу какой реки построена церковь? (Нерль)
- А где находится эта река? ( На Владимирской земле) (слайд 10)
Карта Древней Руси.
В 12 веке Русь была разделена на многие княжества (слайд)
Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 году близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму. (слайд 11)
- Почему так названа церковь? (в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы).
Храм посвящен Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов (слайд 12)
- Кем был построен храм? (найдите ответ в тексте)
-Кто такой зодчий? (найдите определение в толковом словаре учебника)
- Из скольких частей состоит текст? (из 3)
-В какой части дано описание церкви? (во второй)
-Значит будем писать изложение только второй части.
-Перечитайте её.
-Какое название можно дать этой части? (Описание церкви)
-Слова какой части речи помогают точно передать красоту церкви? (имена прилагательные)
- Добавьте в словосочетания пропущенные имена прилагательные из текста
(слайд 13)
Церковь (какая?)….(маленькая, белокаменная)
Роща (какая?)…(вязовая)
Холмик (какой)…(небольшой)
Озерце (какое?)…(тихое)
Купол- луковка- (какой?)… (темно- серый)
Камень (какой?)…резной, белый
День (какой?)…(ясный)
небо (какое?)…(безоблачное)
белизна (какая?)… (стройная)
- Вспомним изученную орфограмму:
- Как проверить безударное падежное окончание имени прилагательного?
( поставить вопрос, посмотреть на окончание)
- Прокомментируйте написание безударных падежных окончаний имён прилагательных (слайд 14)
Маленьк… белокаменн… церковь
Возле вязов… рощи
У тих…. озерца
При безоблачн… небе
Стройн… белизна
-Прочитайте слова на слайде, объясните по какому признаку я их разделила
( существительные, прилагательные, глаголы)- (слайд 15)
Существительные прилагательные глаголы
Церковь хороша стоит
Роща маленькая виден
Холмик вязовая украшена
Озерцо небольшой дышит
Купол- луковка тихое
Камень тёмно- серый
День резной
Небо белый
Сказка ясный
Белизна безоблачное
Поэзия стройная
-Назовите краткое прилагательное? Сложное?
-Почему автор использовал выражение: купол- луковка?
Возвращаемся к тексту учебника.
- Перечитайте вторую часть ( приём «Редуцированное чтение»-закройте закладкой начало строк, прочитайте хором текст, вспоминая начало каждой строки. Закройте окончание строк- прочитайте хором текст, вспоминая окончание строки.)
- Перескажите текст в парах.
- Кто сможет пересказать текст?
(самостоятельная работа) напишите изложение 2 части текста, пользуясь опорными словами (слайд)
-Проанализируем работу одноклассника по следующим критериям: (слайд 16)
1. Соответствует ли текст теме и главной мысли?
2. Понятны ли те чувства, которые хотели передать?
3. Понятно ли содержание?
4. Удачно ли выбраны слова и выражения?
5. Не встречаются ли повторы?
-Проанализируйте свою работу по этим же критериям:
Самооценка своей работы по критериям (беспроводные пульты)
- Какие затруднения встретились при работе над изложением?
- Хотите больше узнать о том, какой представлена церковь в других источниках информации?
-Прочитайте текст (листочки), ставя пометки на полях: (+) это мне известно, (-) не известно), (?)- хочу узнать больше. (слайд 17)
Церковь построена на холме. Кажется, что, золотой купол устремляется в облака. Здание украшено резьбой. Храм выглядит лёгким и светлым, изящным и стройным. Церковь, будто свеча, тянется куполом к небу. Храм Покрова является шедевром мирового зодчества. Он, словно воин в серебряном шлеме и в белокаменной рубахе, стоит на небольшом пригорке. Весной он, как лебедь, возвышается над гладью вод. Церковь построена в честь завершения похода князя Андрея Боголюбского в Болгарию, а так же в память его погибшего сына, юного Изяслава. Для православных людей церковь Покрова- это настоящая святыня. (слайд 18)
-Что уже знали?
- Что узнали нового?
-О чём хотите узнать подробнее?
-Где можно взять такую информацию?
-Найдите в тексте сравнения. ( будто свеча, словно воин, как лебедь)
--Назовите эпитеты к слову : купол, шлем, рубаха)
-Назовите синонимы к слову «церковь»(храм,святыня)
- Подчеркните словосочетания ,которые можно использовать для описания церкви.
Рефлексия.
- Вспомните задачи урока (слайд 19)
- Оцените свою работу на уроке.
-Вернёмся к стихотворению. (слайд 20)
Можно всё заветное покинуть,
Можно всё бесследно разлюбить,
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть.
- О чём же мы узнали на уроке из истории прошлого нашей страны? (о храме Покрова на Нерли)
Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.(слайд 21)
- Посмотрите на репродукции картин, фотографии этого памятника культуры, выполненные разными авторами, в разное время года и суток.(слайд 22)
Домашнее задание: составить синквейн на тему «церковь» (слайд 23)
-Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...