Урок развития речи " Письмо Деду Морозу"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Молодцова Светлана Владимировна

Урок развития речи с использованием ИКТ, проектной и здоровьесберегающей технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_pismo_dedu_morozu.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи с использованием ИКТ,

проектной и здоровьесберегающей технологий.(2 класс)

 

Тема: Пишем письмо Деду Морозу.

Цели и задачи:

1.Познакомить с понятием «письмо», правилами его написания.

2.Формировать умение создавать собственный текст ( письмо).

3.Развить общеучебные умения: ставить и решать учебную задачу, выполнять действия в определенной последовательности ( в соответствии с образцом), умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

4.Развить у учащихся языковое чутьё.

 

Оборудование: конверт, лист бумаги, презентация «Письмо Деду Морозу», мультимедийный проектор.

Ход урока

1.Организационный момент.

 Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

 2.Актуализация знаний (вводная беседа).

Учитель. 

            Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте!

Хором дружно отвечайте.

И узнаете о чём

речь сегодня поведём.

 

На дворе снежок идёт,

Скоро праздник… (Новый год).

 

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идёт от …(ёлки).

Ветви слабо шелестят

Бусы яркие …(блестят).

 

Учитель. Очень скоро придёт самый любимый праздник и взрослых и детей – Новый год. Нас ждут весёлые утренники, волшебные фейерверки

 -А кто самый главный на новогодних праздниках? Почему?

/ Ответы детей/

 (Слайд 1…)

 3.Заочное путешествие на родину Деда Мороза.

-А кто знает, где живет зимний волшебник?

/ В городе Великий Устюг/

 

(Слайд 2...)

 

Ах, красив Великий Устюг!

В нем родился Дед Мороз.

Добрый Дедушка Мороз

Славу городу принес.

2.Просмотр в записи « В гости к Деду Морозу»

 

Учитель. Конечно же, замечательные подарки готовит и приносит нам Дед Мороз. Но откуда же он узнает о чём мы мечтаем, что хотим получить в подарок?

/Ответы детей/

 

Учитель. Кому из вас приходилось писать письмо Деду Морозу? Сбывались ли ваши желания?

 

-Хотели бы вы написать такое письмо в этом году?.

 

-Но чтобы Дед Мороз выполнил нашу просьбу, надо написать письмо грамотно.

 

-Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

 

(Слайд 3…)

 4. Работа по теме урока

 

Учитель. А вы знаете, что такое письмо?

Ответы детей

(Слайд 4, 5)

 Письмо. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

а).Работа с учебником

 Учитель. Откройте учебник на с.129 и прочитайте письмо девочки Лизы.

-Почему это письмо самое важное за весь год?

Ответы детей

-Почему дед Мороз улыбнулся?

Предположения детей/

-Закончите рассказ, какие события могли происходить в царстве Деда Мороза?

 

-Что нашла Лиза под ёлочкой в новогоднюю ночь?

-Прочитайте в учебнике задание, отмеченное галочкой.

 б).Структура письма.

 Учитель. Можно ли считать письмо текстом? Почему?

Можно, потому что предложения связаны по смыслу,

есть законченная мысль.

(Слайд 6… )

-Письмо, как и другой текст, имеет три части: начало, основную часть, и концовку.

 

-Но письмо имеет и свои особенности. Оно имеет адресата.

 - Кто такой адресат?

Адресат- тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка.

 

-В письмо включены приветствие, прощание, обращение.

 

-Найдите в письме Лизы начало, обращение.

«Дорогой Дедушка Мороз!»

 

-Как ещё можно обратиться к Деду Морозу?

 

 Учитель. Прочитайте основную часть, т.е. рассказ Лизы о себе, о своих желаниях.

 -Что бы вы написали в основной части?

О себе, о школьных делах; о своих увлечениях и занятиях;

можно поздравить с праздником .

 

-Подумайте, пожалуйста, о чём вы хотели бы попросить Деда Мороза. Задумайте желания. которые вам хотелось бы осуществить. Конечно, свою просьбу никому не говорите.

 -И прочитайте концовку, прощание, добрые слова.

« Ты всё можешь! Спасибо, Лиза.»

 

Учитель. Что бы вы написали в заключительной части, концовке?

 

- В письме употребляются и другие этикетные выражения: « До свидания, милый дедушка!», «До скорой встречи!». Или: «Извините, что я вас беспокою.»

 

5. Физкультминутка.

Игра «Кто такой Дед Мороз?»

Устали? Поиграем в игру «Кто такой Дед Мороз?». Ваша задача в конце каждого предложения, если вы согласны говорить «ДА» и хлопать в ладоши, если не согласны говорить «НЕТ» и топать ножками.

Дед Мороз известен всем?

Он приходит ровно в семь?

Дед Мороз — старик хороший?

Носит шляпу и калоши?

Скоро Дед Мороз придет?

Он подарки принесет?

Дед Мороз боится стужи?

Со Снегурочкой он дружит?

Что ж ответы даны на вопросы,

Знаете вы всё про Деда Мороза.

 

6. Учитель — Итак, письмо очень похоже на текст. Есть правила написания текста? (Ответы детей)

(Слайд 7…)

Правила написания письма:

1.Писать письмо на обрывке бумаги или листочках, небрежно вырванных из тетради – это признак дурного тона. Письма пишут на чистом листе бумаги.

2. Письмо следует писать разборчиво, грамотно, аккуратным почерком, без исправлений.

3.Каждую новую часть письма начинать с красной строки с большой буквы.

4. Письмо можно украсить рисунком.

5. Свои мысли излагать чётко, правильно, последовательно.

 

— Ну вот и подошли мы к самой важной части нашего урока – написанию письма Дедушке Морозу.

Возьмите на ваших столах листы для написания письма. Они вам нравятся? Чем?

 

7. Практическая часть (написание письма)

 

(Слайд 8…)

1 часть — Приветствие, пожелание ( с красной строки)

—  Письмо  всегда начинается с приветствия. Какими словами мы можем поприветствовать Деда Мороза.

Здравствуй... Добрый день... Уважаемый... Любимый ..Дорогой волшебник..

Дед Мороз... Дедушка Мороз ( на экране)

Обратите внимание на слова – Дед Мороз и Дедушка Мороз пишутся с заглавной буквы.

 (обсудить варианты, словарная работа) Зачитать!!!

 

(Слайд 9...)

2 часть- Основная часть ( с красной строки)

Поприветствовали Дедушку Мороза, а теперь

представьтесь Деду Морозу, коротко расскажите о себе, о своих увлечениях, о друзьях, семье. Чем любите заниматься.

Обо всем можно не рассказывать, выберите самое главное, самое интересное.

А вот теперь напишите свою просьбу о подарке. Не забудьте про волшебные слова.

 

(Слайд 10….)

И наконец, 3 часть – Концовка с красной строки)

Как можно попрощаться?

До свидания, милый дедушка!, До скорой встречи! С уважением …Ты всё можешь! Спасибо ( на экране)

Здесь же можно передать через Деда Мороза привет его помощникам и внучке Снегурочке.

А далее указать, кто написал письмо:

Фамилия, имя, дата и место написания.

 Письмо для Деда Мороза готово!

 

9.Познавательная страничка.

Это всё? (…) Посмотрите, что у меня в руках? (в руках учителя конверт)

Что необходимо для того, что письмо нашло своего адресата? (правильный адрес на конверте)

(162390, Вологодская область, г.Великий Устюг, Деду Морозу)

 

8.Подписывание конверта

 

(Слайд 11)

Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты

 

Конверт-пакетик из бумаги для вкладывания в него письма.

 

Учитель. Чтобы письмо нашло своего адресата, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.

 

Адрес-надпись на письме, посылке,, телеграмме, указывающая получателя и место назначения.

 

Учитель. Из почтового ящика письма отвозят на почтамт.

 

Почтамт-главное почтовое отделение города.

 

Учитель. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки и мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта.  

 

 Почтовый индекс- последовательность цифр, добавляемая к почтовому адресу с целью облегчения автоматической сортировки корреспонденции.

В индексе 6 цифр:

первые 3 цифры обозначают область, город.

три другие – почтовое отделение.

 

-Укажите индекс на конверте

 

10.Рефлексия

 

Учитель. Скажите, пожалуйста, поможет ли в жизни это умение писать письма?

 

11.Итог урока

 

Учитель: -Хлопните в ладоши над головой те ребята, которые согласны с утверждением:

Я узнал много нового о Дедушке Морозе.

Я понял, что Новый год – праздник добра.

Я узнал, что и как писать Деду Морозу.

Захотелось творить, рисовать, сочинять.

Урок оставил меня равнодушным.

Я доволен своей работой.

 

Д/з: Дома закончите работу над письмом, попросите маму сходить с вами на почту и отправьте письмо адресату. Надеюсь, что вы будете с удовольствием писать  письма  родным, друзьям, товарищам. 

Теперь только осталось ждать встречи Нового года и верить, что ваша заветная мечта, которой вы поделились с Дедом Морозом в письме, сбудется.

Спасибо всем за работу.

.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-проект "Пишем письмо Деду Морозу"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, УМК "Школа России"...

Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Письмо Деду Морозу.

Технологическая карта урока русского языка. УМК «Перспективная начальная школа». 2 класс. Развитие речи....

Урок русского языка "Письмо Деду Морозу"

Тема: Письмо Деду МорозуЦель:· формировать умение детей писать письмо;· расширять лингвистический кругозор детей;· воспитывать уважение к старшимОборудование: рисунки (или слайды) почтальона Печкина, ...

урок-проект "Пишем письмо Деду Морозу"

Как правильно написать письмо....

Урок развития речи "Письмо ветерану"

Интегрированный урок русского языка, краеведения....

Урок -проект "Пишем письмо Деду Морозу"

как научить детей писать письмо...