«Стишки-запоминалки» по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку на тему
Фразы в стихотворной форме помогают запоминать правила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stishki-zapominalki_po_russkomu_yazyku.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«СТИШКИ-ЗАПОМИНАЛКИ»
по русскому языку.
(для тех, кто в стихотворной форме легче запоминает правила)
Повторяя зарифмованные фразы, ребёнок легко привыкнет говорить правильно!
Безударные гласные в корне слова
Если буква гласная вызвала сомнение – ты ее немедленно ставь под ударение!
Правописание корней
Ударение над гласной -
Сразу буква станет ясной.
Развеваться - веять (флаг),
Примерять - примерить (фрак),
Развивать - развить (науки),
Примириться - мир (подруги).
______________________________________
Ты всегда пиши так согласную,
Как звучала бы она перед гласною:
Столб - столбы, косьба - косить,
Воз - возочек и возить.
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
НЕ – глаголу не товарищ,
Врозь они стоят всегда.
А напишете их вместе –
Не поймут вас никогда!
Падежи:
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!
Не путаем одеть-надеть:
Надевают одежду, одевают Надежду.
Для запоминания глухих согласных (очень полезная вещь при фонетическом разборе слов): СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фи! (СТПКХЧШЩЦФ)
Кто, ребята, понял сразу,
Для чего сложили фразу
"Пастух Фока, хочешь щец?"-
Тот, конечно, молодец!
Кто не понял, есть такие?
Все согласные глухие!
Буквосочетания нч, чн, нщ, чк, щн и др.
Правописание приставок
З приставки не бывает.
Это каждый школьник знает.
Здание, здесь, ни зги и здоровье-
Пишутся с З, разумеется, в корне.
________________________________
Ты запомни, что приставки.
Раз, из, низ, воз, через, без
Пред согласными глухими
Быстро сменят З на С.
---------------------------------------
Множественное число
В детской сказке Колобок по траве катиться мог
без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять, помидоров не собрать.
Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян, у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин, у бурят и осетин
***
Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»
Спряжение
*«Гнать, держать, бежать, обидеть,
слышать, видеть, и вертеть,
и дышать, и ненавидеть,
и зависеть, и терпеть».
*Вариант:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть -
Вы запомните, друзья,
Их на «Е» спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать
И зависеть, и вертеть.
**
Непроизносимые согласные в корне слова
И ужасно, и опасно букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно букву Т писать уместно!
***
Интересно: не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно букву Т писать напрасно.
***
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
***
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
Члены предложения
Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто как: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» – только с приставками.
Еду ни лОжить, ни ложИть,
Да и накласть нельзя.
А можно класть и положить –
Запомните, друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стишки - запоминалки. Фигуры. Площадь.
Стишки-запоминалки...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...