Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"
материал по русскому языку (2 класс) по теме

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Собственные и нарицательные имена существительные". УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                        

Технологическая карта урока русского языка

учителя начальных классов

Куличенко Ирины Алексеевны

Класс: 2 класс

Тип урока: урок-исследование

УМК: Школа России

Тема

Собственные и нарицательные имена существительные.

Цель

Создать содержательные и организационные условия для восприятия осмысления и закрепления обучающимися знаний по теме «Собственные и нарицательные имена существительные».

Формируемые УУД

Личностные: самооценка готовности к уроку.

Регулятивные:

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-высказывать свое предположение (версию).

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт 

Коммуникативные: задач;

-уметь высказывать свое мнение;

- использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных

-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре.

Предметные:

-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

-формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.

Обобщение урока

Имена существительные собственные и нарицательные делают речь ясной, понятной, богатой. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее, ярче он выражает свои мысли.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Карточки для индивидуальной работы с разноуровневыми заданиями, карточки с заданиями для работы в группах,  в парах.

Организация пространства

Дети располагаются на своих рабочих местах по рядам.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные , личностные УУД

I. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Создает  проблемную ситуацию, ситуацию познавательных противоречий.

1) вписывают вопросы в карточку;

2) вставляют пропущенную букву в словах;

3) выполняют проверку словарной работы;

1) Минутка чистописания

Правописание сочетания заглавной и строчной буквы «М» и слов: Матвей, молоко, Маша, медведь.

2)Вставить недостающие слова в правило:

Имя существительное отвечает на вопросы ___________,

Имя прилагательное отвечает на вопросы ____________.

Глагол отвечает на вопросы ____________.

3)Каждый ученик получает карточку со словами с пропущенными буквами.

(Р_бята, _зык, т_традь, ру_кий.)

    - Сформулируйте тему урока (обсуждение в парах).

    - Чему будем учиться?

Выход на тему урока. Учебная дискуссия. Задание с недостающими данными.

Личностные: 

самооценка готовности к уроку

Познавательные:

осознавать познавательную задачу;

владеть общим способом решения лингвистических,  том числе орфографических задач;

умение определять тип орфограммы.

Регулятивные:

понимать и принимать учебную задачу;

контролировать свои действия, вносить коррективы.

Коммуникативные:

выражать свои мысли с учетом задач и ситуации общения;

задавать вопросы, отвечать на вопросы других

II. Исследование

 Создает проблемную ситуацию. Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в парах. Побуждает к анализу собственных действий.

Анализируют проблемную ситуацию, ищут решение, выдвигают и проверяют гипотезу.

Дидактическая игра «Помоги почтальону». 

Теперь прочитаем само письмо.

«Здравствуй  соня! Живу я хорошо. Я очень рад.

Теперь у меня есть шарик! Твой брат лев».

  - Всё ли вы поняли из письма?

 - Чему рад автор письма?

  Читаем приписку.

«Шарик звонко лает».

 - О ком же идет речь в письме?

Исправление ошибок, которые допустил мальчик

- Какие правила нужно знать, чтобы наша речь была понятной?

 - Дети называют правила.

 Имена собственные пишутся с большой буквы

-  Сейчас мы поиграем с вами в интересную игру. Я буду называть слова. Если это имя собственное, то присядьте, если какое-то другое слово – поднимите руки вверх. Будьте внимательны:

Мама, Елена Николаевна, собака, Жучка, коза, воробей, Мурка, Дима, окунь, Маршак, сорока, Петров, корова, шарик/ Шарик (здесь дети могут засомневаться).

- Ребята, как вы думаете, почему некоторые из вас присели, а некоторые подняли руки, когда я произнесла слово шарик/Шарик?

- Как называются слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение?

(Многозначные).

-  Действительно, написание слов шарик/Шарик зависит от его значения.

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; распознавать имена существительные собственные и нарицательные

Регулятивные: определять и формулировать тему и цели деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные:

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: строить логическую цепь рассуждений.

III. Обмен информацией

1) Учитель: Как вы определили, что эти слова будут относиться к именам нарицательным?

2) демонстрирует презентацию по этнокультурному модулю.

1) Ученики представляют работу, выполняют задания учителя по группам

Этнокультурный модуль:

Как в старину казаки получали фамилии? Предположи, с чем связано происхождение фамилий участников переселения на Кубань.

По профессии, по внешнему виду, по характеру.

Савва Белый - по внешности.
Данила Волкорез - охотник на волков
Антон Головатый - умный, мудрый

Подбери и запиши фамилии, происхождение которых связано с:

- названиями животных и птиц - Горобец, Кошкин, Петухов, Воробьёв, Медведев, Белкин, Сорокин, Коровкин, Куропаткин, Журавель, Пивень, Зозуля;

- профессиями, занятиями людей - Бондаренко, Коломиец, Кузнецов, Попов, Крамарь, Мельник, Шаповал, Коваль;

- особенностями внешности - Белоус, Толстопят, Худик, Беляков, Длинноух, Белозуб, Беззубов, Остроух, Красуля;

- именами - Иванов, Ерёменко, Петров, Максимов, Тимофеев, Васечкин, Никитин, Игнатенко, Кондратенко.

Один из атаманов Черноморского казачьего войска носил фамилию Бурсак. Определи с помощью словаря значение слова "бурса" и объясни происхождение его фамилии.

Бурса - учебное заведение для подготовки служителей церкви. По-видимому, у Бурсака его предок учился в подобном заведении и поэтому получил такое прозвище, от которого и произошла фамилия Бурсак.

Найдите 2 одинаковых по звучанию, но разный по написанию имен существительных. Объясните.

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Коммуникативные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Познавательные: выявлять сущность, особенности  объектов; на основе анализа объектов делать выводы.

IV. Организация информации

1) Учитель:  На какие группы мы  разбили слова?

2) Учитель: Составьте и запишите 3 предложения со словом из каждой группы.

1) Ученики: Имена существительные собственные и имена существительные нарицательные

Анализируют результат полученной работы

2) Работают в тетради.

Для того, чтобы помочь  учащимся правильно разбить слова на 2 группы (имена существительные собственные и имена существительные нарицательные), раздать карточки со схемой

Осознания и осмысления детьми задач, приводящих к формированию понятий  «собственные» и «нарицательные»

Познавательные:

умение выделять главное, самостоятельно работать с информацией.

Регулятивные:

контроль деятельности по результатам выполнения задания.

V. Связывание информации

1)Теперь вы сможете ответить на вопрос: Какие имена существительные относятся к именам собственным, какие к нарицательным

2)Уточните правило и сверьте его по учебнику.

1)Дают ответ на вопрос фронтально.

2) Проговаривают в паре правило, сверяют его с учебником. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Имена существительные нарицательные — это слова, которые являются названием большой группы однородных предметов (одушевленных или неодушевленных).

Имена существительные собственные— это слова, которые представляют названия единичных предметов.

Формирование умения формулировать правило

Регулятивные:

осуществляют пошаговый контроль своих действий,  ориентируясь на показ движений учителем.

Познавательные:

умение выделять главное, самостоятельно работать с информацией.

VI. Подведение итогов, рефлексия

1) Попробуем найти в тексте имена существительные

1) Вместе с учителем анализируют слова, которые выписали из текста

Вернуться к словам, которые вызвали затруднение в начале урока.

Формирование умения применять правило на правописание заглавной буквы в именах существительных.

Регулятивные:

контроль деятельности по результатам выполнения задания.

Познавательные:

выполнять задание на основе слайда;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

VII. Применение

1)Прочитайте предложения с пропущенными словами. Слова какой части речи нужно вставить в предложение?

Записывают 3 предложения, вставляя имена существительные.

В магазин пришла ________. С собой _____ привела _________. Она купила _________ и положила в __________.

Формирование умения применять правило на правописание заглавной буквы в именах существительных.

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль.

Познавательные:

умение выделять главное, самостоятельно работать с информацией.

VIII. Подведение итогов. Д/з.

На какие 2 группы делятся имена существительные?

Делают выводы о собственной работе.

В качестве домашнего задания – выполнить упражнение на выбор из учебника по теме урока

Регулятивные:

анализировать собственную работу.

Коммуникативные: уметь добывать новые знания: используя информацию, полученную на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на  технологии системно-деятельностного подхода....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

Предлагаю Вам технологическую карту урока русского языка по теме "Падежные окончания имён существительных 1 склонения"....

Русский язык 2 класс. Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Имена прилагательные в загадках"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Имена прилагательные в загадках"...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования умения анализировать свою деятельность и развития орфографической зоркости; знакомство с организацией п...