ФИО | Ефимова Ирина Алексеевна |
Место работы | ГБОУ СОШ № 549 |
Должность | Учитель начальных классов |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 «Б» |
Базовый учебник | В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» |
Название урока |
Обобщение знаний о падежах имен существительных
|
Тип урока | систематизации и обобщения знаний и умений |
Форма проведения урока | Традиционная
|
Образовательная среда урока | Компьютер, проектор, учебники по русскому языку, маршрутные карты оценки учеников, мел, доска, электронная презентация, выполненная в программе Power Point
|
Формы работы учащихся | Фронтальная, индивидуальная, парная
|
Цель урока | развивать умение распознавать имена существительные в разных падежных формах, употреблять существительные в нужном падеже |
| Для учителя | Для ученика | Метапредметные результаты
|
Задачи урока:
Обучающая –
Развивающая –
Воспитывающая – |
обосновать правильность определения падежей имен существительных развитие любознательности и интереса к предмету
воспитание у учащихся навыков учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, доброжелательного отношения друг к другу | Развитие умения пользоваться алгоритмом определения падежа существительного | Личностные УУД: владение первоначальными навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в т.ч. в информационной деятельности. Познавательные УУД: уметь анализировать объекты, выделять общие признаки; формулировать понятия; сравнивать объекты, обобщать. Регулятивные УУД: уметь определять учебные задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контролировать свою деятельность по результату; адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками. |
Этапы урока
|
| Деятельность учителя
|
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формируемые УУД
|
Организационный ( 1 мин) | - Ребята! Мы отправляемся в путешествие в удивительный мир русского языка. Откройте тетради, запишите дату отправления: второе марта. Не забывайте правила посадки при письме. - Сегодня мы продолжим исследовать наш родной язык. Что значит исследовать? - Чтобы наше путешествие-исследование было успешным, и мы уверенно шли по заданному маршруту, мы воспользуемся маршрутными картами. Они помогут нам самостоятельно работать и увидеть результаты своей работы. Каждое выполненное задание вы оцените, дорисовав смайлик. Образцы смайликов в конце маршрутной карты.
| Работают в тетрадях. Следят за посадкой.
Высказывают своё мнение
Знакомятся с маршрутными картами
| Личностные: самоопроеделение к деятельности; смыслообразование; эмоционально положительное восприятие учения
Познавательные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
|
Актуализация знаний: 1.Орфографическая минутка
2.Постановка учебной задачи
3.Актуализация необходимых ЗУН | Уважаемые исследователи! Предлагаю вам определить тему нашего исследования. Вставьте пропущенные буквы в следующие слова: кно..ка, к..пель, заря..ка, зм..я, ло..ка, п..ла. Объясните написание пропущенных букв по алгоритму: - Орфограмма
- Правило
- Проверочное слово
Составьте теперь слово из букв, которые вы вставили. Что получилось? Как вы думаете каковы цели нашего урока?
Давайте вспомним все, что мы знаем о падежах существительных.
Поиграем в игру «Учитель-ученик». -Как называется изменение имен существительных по падежам? Далее учащиеся выполняют роли ученика или учителя. | |
|
Вставляют пропущенные буквы, объясняют по алгоритму.
Составляют слово падеж Отвечают на вопросы учителя, формулируют цели урока
Изменение имен существительных по падежам называется склонением. Сколько падежей в русском языке? Отвечает Маша. - В русском языке шесть падежей. Назовите первый падеж и его признаки. Отвечает Сережа. - Именительный падеж отвечает на вопросы кто?, что? и в предложении является подлежащим. Назови второй падеж и его признаки. Отвечает Настя. - Родительный падеж отвечает на вопросы кого?, чего? и имеет предлоги у, около, от без, из, до, для, вокруг, с, после. Назови третий предлог и его признаки. Отвечает Егор. - Дательный падеж отвечает на вопросы кем?, чем? И имеет предлоги с, по. Назови четвертый падеж и его признаки. Отвечает Даня. - Винительный падеж отвечает на вопросы кого? Что? и имеет предлоги через, про, на, за, под, о, во, в. Назови пятый падеж и его предлоги. Отвечает Ваня. - Творительный падеж отвечает на вопрос кем?, чем? Назови шестой падеж и его вопросы. Отвечает Платон. -Предложный падеж отвечает на вопросы о ком?, о чем? Отвечает Даша.
|
Познавательные: применение предметных знаний; выполнение учебных заданий. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено; Умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Личностные: Самоооценка. |
Обобщение и систематизация знаний
|
На слайде: 1. Зимой город стал белым. 2. Окраины города замело снегом. 3. В зимнее время городу не хватает освещения. 4. Не каждый видел такой красивый город. 5. Жители гордятся своим городом. 6. Многие поэты пишут стихи о нашем городе. - Какое слово повторяется в каждом предложении? К какой части речи оно относится? Что вы можете сказать об этом существительном?
- Каков алгоритм (порядок действий) определения падежа сущ.? Определите падеж сущ. в каждом предложении. - Какие затруднения испытали? Давайте обратимся к учебнику
Сейчас поработаем с таблицей-помощницей. В ваших маршрутных картах есть эти таблицы, ваша задача вписать нужные слова. Для тех, кто затрудняется, есть слова для справок
| Выделяют слово. Определяют часть речи. Называют известные им признаки имени существительного: -обозначает предмет -отвечает на вопрос что? - неодушевленное - ед.ч., м.р. -нарицательное - изменяется по падежам Называют алгоритм и определяют падеж существительного. Определяют места и причины затруднений.
Работают с таблицей |
Познавательные: Извлечение из текстов информации; Постановка и формулирование проблемы; Самостоятельное формулирование познавательной цели. Регулятивные: Умение анализировать, Целеполагание. Прогнозирование. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Работать в паре. Личностные: Самооценка. |
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Физминутка | Работа с учебником 1.Работа с правилом в учебнике - Так что нам нужно запомнить? Прочитаем вслух на с.58 2. Дополните мои предложения: - Им. падеж единственного числа - это … - Все падежи …
Встали ровненько, ребята, Пошагали, как солдаты. Влево, вправо наклонись, На носочках потянись. Раз рывок, два рывок. Отдохнул ли ты, дружок? Помаши кистями дружно И садись работать дружно.
| Дети проговаривают вслух.
Заканчивают вслух предложения в соответствии с правилом
Выполняют движения | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Воспроизведение на новом уровне
| Выполнение упражнения 103
| Работают по цепочке: прочитывают вслух пары словосочетаний с одинаковыми предлогами, определяют падеж сущ.
|
|
Применение знаний и умений в новой ситуации
|
1. Самостоятельная работа по вариантам - Прочитайте следующее задание. Просклонять существительные (собака, сосна). - Поменяйтесь маршрутными картами, проверьте работу соседа (работа в парах) - Сравните работу своего соседа с эталоном. Оцените. 2. Работа с деформированным предложением. - Прочитайте следующее задание: Муравей, от, муравейнике, спрятался, воробья, в - Напишите предложение в тетрадях. Определите падеж имён существительных. - Прочитайте, какие предложения у вас получились. Сравните с эталоном. - Даже если слова в предложении стоят не в том же порядке, падеж существительных не изменится. - Оцени себя. |
Работают с деформированным предложением. Записывают составленное предложение в тетради. Определяют падеж существительных.
Читают составленные предложения.
Сверяют с эталоном.
Делают вывод.
Оценивают себя.
|
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действий; Коммуникативные УУД: планирование успешного сотрудничества; Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; Личностные УУД: следование моральным нормам и этическим требованиям; культура поведения в учебном диалоге |
Рефлексия (подведение итогов занятия)
| - Понравилось путешествие? -Дополните предложения в вашем маршрутном листе -Оцените результаты своей работы.
|
Дети работают с маршрутной картой - Я повторил…
- Я научился…
- Я запомнил…
- Мне понравилось…
- Я могу…
Высказывают свои мнения.
Дети оценивают себя с помощью смайликов в маршрутных картах. | Познавательные: Рефлексия Регулятивные: Оценка своей деятельности и деятельности других людей Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: Самооценка на основе критерия
успешности. |