Разбор имён существительных по составу
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока в 3 классе "Разбор имён существительных по составу".

 Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основе словообразовательного анализа), соблюдение правильного порядка и графического оформления разбора по составу, умений подбирать слова к заданным схемам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razbor_imen_sushchestvitelnyh_po_sostavu.docx169.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Разбор имен существительных по составу»

Класс: 3 

Тип урока: закрепление изученного.

Цель: систематизировать и обобщить знания о словообразовании имен существительных.

Задачи:

Предметные:

  • Закрепление умений определять признаки имён существительных;
  • Закрепление умений устанавливать способ образования имён существительных.
  • Закрепление умения образовывать с помощью суффиксов (-онк-, -оньк-, -еньк, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-, -их-) и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.).
  • Закрепление умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основе словообразовательного анализа), а также соотносить слово со схемой.

Метапредметные:

Познавательные:

  • формирование умения выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
  • формирование умения осуществлять логические действия анализа, классификации по родовидовым признакам, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные:

  • развитие умения следовать учебным действиям;
  • развитие умения принимать и сохранять учебную задачу;
  • развитие умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные:

  • развитие умения активного использования речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • развитиеготовности слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
  • развитие уменийосуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственноеповедение и поведения окружающих.

Личностные:

  • формирование познавательной потребности к изучаемой теме;
  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • развитие умения оценивать свою деятельность на уроке.

Оборудование: компьютер; электронная доска; электронная презентация(приложение 1).

КУМО: УМК «Школа 2100», учебник «Русский язык»3 класс (часть 2) - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., 2015;

Ход урока

-

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

- Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

Приветствие учителя.

Личностные:

формирование познавательной потребности к изучаемой теме;

развитие мотивов учебной деятельности.

Метод слово учителя – (прием стихотворчества).

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА.

Кровать, винегрет, салат, стакан, хорошо, синица, малина, огурец, лимон, апельсин, батон, помидор, базар, мечта, осина.

Введение слова багаж.

а) Лексическое значение.

1) Вещи, груз пассажиров.

2) Запас знаний (перенос.).

б) Грамматические признаки.

Багаж (что?) – сущ., неодуш., м.р., ед.ч.

в) Орфографическая работа.

– Запишите слово, обозначьте орфограмму. Образуйте при помощи суффиксов другие имена существительные (багажник), другие части речи (багажное). Запомните написание этих слов.

Части речи.

- Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? Какая часть речи называется именем существительным? Перечислите все известные вам части речи.

- С помощью каких суффиксов образуются имена существительные, которые называют самок животных и их детёнышей?

– От основ какой части речи образуются эти существительные? (От основ сущ.)

– Какие вы знаете уменьшительно-ласкательные суффиксы?

– Какое значение у суффикса -очк- в слове мамочка? (Ласкательное.)

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие знаний.

Учитель называет ключевые слова.

Имя существительное, состав слова, разбор.

– Сформулируйте цель урока. (Учим разбирать имена существительные по составу.)

План.

Учитель вместе с детьми составляет план.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

III. Развитие умений.

1.  Работа в учебнике.

Упр. 276 – развивается умение образовывать существительные от названий действий, находить суффикс, определять его значение.

Работа на доске под руководством учителя.

– Назовите однокоренные слова в каждом предложении. Запишите их, укажите части речи:

водить (гл.) – водитель (сущ.)

писать (гл.) – писатель (сущ.) и т.д.

– Какая общая часть есть у всех образованных слов? (Суффикс -тель-.)

– Какое значение вносит он в слово? Сравните с однокоренными глаголами – названиями действий. (Называет человека, который

чем-то занимается.)

– От основ каких частей речи образовались эти существительные? (От основ глагола.)

П. Учитель сообщает, что в словах есть ещё один суффикс глагола а/и, о котором ученики узнают при дальнейшем изучении русского языка в 4-м классе.

Запись:

б) Чтение вывода в рамке на с. 48.

– Как образуются существительные, называющие человека по роду действий, занятий? (От основ глаголов при помощи суффикса -тель.)

– Какое значение будет у суффикса -тель? (Человек по роду действий, занятий.)

в) Тренировочные упражнения в образовании существительных с суффиксом -тель-.

Упр. 277. Выполняется на доске и в тетрадях.

Дети записывают: Мечтатель, житель, отправитель, получатель. Затем отвечают на вопросы после упражнения.

Обобщающий вопрос после текста в рамке.

3. Наблюдение над образованием имён существительных с помощью суффикса -ник-.

а) Упр. 278 – развивается умение образовывать слова от основ существительных и глаголов, находить суффикс, определять его значение.

Дети выписывают слова:

1) мельник, фокусник, помощник, лучник;

2) градусник, чайник, молочник;

3) малинник, осинник, коровник.

3. Упражнение в подборе и записи слов по схемам.

1. Упр. 282.

2–3 схемы ученики анализируют вслух.

Например, по 1-й схеме в упражнении -ник-. В этом слове нулевое окончание, а основа состоит из корня и суффикса -ник-.

К этой схеме подходят слова: кофейник, мельник.

Суффикс -ник- в них имеет разное значение.

Методическая рекомендация: при разборе по составу напоминаем общий порядок: выделяем окончание, затем основу и части внутри основы, начиная с конца, т.е. с суффикса, отмечаем значение суффикса, заканчиваем разбор выделением корня и подбором однокоренных слов.

При разборе существительных во множественном числе следует напомнить, что они обозначают детёнышей (во множественном числе), соотносятся с теми же словами в единственном числе (кукушонок и козлёнок) и образуются заменой суффиксов -онок- (-ёнок-) на -ат-, -ят-.

IV. Итог урока.

– Чему учились на уроке? Было ли интересно? Когда?

– Что было труднее всего? Легче всего?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

Упр. 5, с. 57.

Решебник, ГДЗ по русскому языку 3 класс Бунеев, Бунеева, Пронина - упражнение номер №282-285.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»

Цели: 1.    Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разбор имён существительных по составу» 3 класс.

Образовательная система: «Школа 2100» Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основ...

Конспект и презентация к уроку по русскому языку. Тема: «Разбор имени существительного по составу». 3 класс.

           Конспект и презентация к открытому уроку по русскому языку. Тема: "Разбор имени существительного по составу". 3 класс....

Памятки для морфологического разбора имён существительных и имён прилагательных

План разбора имени существительного, образцы разбора имён существительных.План разбора имени прилагательного, образцы разбора имён прилагательных....

Обобщение об имени существительном. Разбор имени существительного по составу.

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100" "Обобщение знаний обимени существительном.Разбор имени  существительного по составу."...

презентация к уроку по русскому языку "Разбор имён прилагательных по составу" (3 класс)

Презентация к уроку по русскому языку "Разбор имён прилагательных по составу" 3 класс, посвящённому ко дню космонавтики...