Урок обучения грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Лебедева Надежда Геннадьевна

На уроке ученики познакомиться с буквами Уу, узнают о назначении больших букв, научаться находить необходимую информацию в учебнике, прописях и работать в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте.

                                                                 Учитель начальных классов

Первой квалификационной категории

Лебедева Надежда Геннадьевна

ГБОУ средняя школа №123 Выборгского района

Структурное подразделение для обучения детей, находящихся на лечении в СПб ГПМУ

Программа: «Школа России»

Класс: 1

Тема: Гласная буква У.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

Обучающие:

познакомить учащихся с буквами Уу;

дать представление о назначении больших букв;

формировать понятие «предлог»;

продолжать обучать составлению схем предложения;

Развивающие:

развивать воображение, фонематический слух;

Воспитывающие:

воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Формируемые УУД:

умение следовать инструкции учителя при выполнении задания:

находить необходимую информацию в учебнике, прописях;

работать в группах;

Ход урока

  1. Включение в учебную деятельность.

- У вас есть любимая игрушка?

- Как вы думаете от какого слова образовано слово игрушка  играть игры?

- С какого звука мы начинаем произносить слово игры?

- С каким звуком мы познакомились на прошлом уроке?

- Какие новые буквы узнали?

- Какую помощь оказывает буква И согласным звукам?

- А что вы можете сказать о букве Ы, какова её роль в словах?

  1. Актуализация знаний.

Рассмотрите ленту букв на стр.35 учебника

- Какую роль играют в словах гласные звуки?

Проведите слого-звуковой анализ слов   дым-дом-дам, Дима

  1. Постановка целей и определение темы урока.

- Кто нарисован в красной рамке на стр.37  «Азбуки» ( куры и утки)

- Как их можно назвать одним словом? (птицы)

Проведём звуко-буквенный анализ слов  куры  утки

- Какой новый звук есть в этих обоих словах? (Звук [у])

  1. Фонетическая зарядка.

- Как кричит филин? (ух-ух)

- Как воет волк? (у-у-у)

- Как плачет малыш в коляске? (уа-уа)

- Как кричит кукушка? (ку-ку)

- Какой звук звучал каждый раз, когда мы отвечали на вопросы? (звук  [у])

Сегодня мы узнаем много интересного о новом звуке [У] и познакомимся с буквами,      которые обозначают её на письме. И будем читать слова и предложения с новой буквой.

  1. Работа по теме урока.

Знакомство со звуком [у]

- Ответьте на вопросы в учебнике стр. 37

- Рассмотрите иллюстрацию на стр.36

- Кого вы на ней видите?

- Где можно увидеть вместе кур, уток, гусей, индюков?(В деревне, на птичьем дворе)

- Кому из вас читали сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок»?

- О ком в ней рассказывается?

- Где жил гадкий утёнок, когда был птенцом?

- В какую птицу он превратился, когда вырос?

Вы иногда смеётесь над некрасивыми детьми, а ведь не известно, какими они станут когда вырастут. Каждый человек прекрасен по-своему. Внешность человека это ещё не показатель духовной красоты и нравственности.

- Как вы думаете о ком из изображённых птиц говорится в стихотворении В. Степанова

У птицы гордый вид,

Важно он вокруг глядит,

Чуть прищуривая глаз:

- Нет ли зеркальца у вас? (Павлин)

- Посмотрите на рисунок: как называют маленьких жёлтых птенцов? (Гусята)

- Куда идут гусята?

(анализ предложения «Гусята гуляют гуськом»)

- Покажите, где утята, а где гусята?

- Сколько гусят? Сколько утят?

- По каким признакам вы узнали, где утята, а где гусята?

- Перечислите всех птиц, изображённых на рисунке.

- Как их можно назвать одним словом? (Домашние)

- На какие две группы можно разделить всех птиц? (Водоплавающие и неводоплавающие)

- Назовите их.

- Какой звук есть в названии каждой птицы? (звук [у])

Знакомство с буквами У,у

Удобная буква

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто. (Е. Тарлапан)

- На что похожа буква У?

6.  Развитие речевого аппарата.

7.  Физкультминутка.

8.  Продолжение работы над текстом.

Сравним печатные и письменные буквы У.у в прописях на стр.11-12.

Напишите новые буквы на стр. 11.

- Рассмотрите рисунок  рисунок на стр.37 учебника

- Кто на нём изображён (Утята, лягушка и бабочка)

- Что общего мы слышим в словах гусята и лягушка?

Прочитайте стихотворение В. Берестова, которое напечатано под рисунком с утятами.

- Как поэт описывает утят?

- Какими ласковыми словами он их называет?

Прочитайте гласные буквы с доски, произнеси их. (А,О,У,И,Ы)

- пропойте гласный звук у.

Прочитайте буквосочетания с различной интонацией. (Ау!Ау! Уа!Уа! Уу. Ыы)

- напечатайте буквы Уу.

- установите последовательность.  У-ы-и-о-а-у-ы-…

- прочитайте пословицы под иллюстрацией на стр.36 азбуки.

- как вы понимаете смысл пословицы?

- подчеркните в пословицах все буквы  у.

- прочитайте стихотворение на стр.38 азбуки.

- Если утёнок чего-то боится, то кого он зовёт на помощь?

- Подчеркните  в стихотворении все гласные буквы? (и,а,у,ы,о)

Письмо заглавной буквы У на стр.12

-Кого вы видите на рисунке в верхней части «Азбуки» на стр. 38.

-Что у девочки в руках?

-Расскажите, как она одета?

- В какое время суток это происходит?

- Почему девочка кричит?

- Какие деревья растут в этом лесу?

- Что кричит человек, когда он потерялся или заблудился в лесу?

Выберите нужное предложение из записанных на доске. (Ау! Уа! У! А-а-а!)

- Что вы заметили? (Есть большая и маленькая буква. Ударение падает на второй звук. Первое               слово в предложении пишется с большой буквы).

- А как ребёнок плачет? (Уа!)

Письмо предложений на стр. 12 Прописей.

На доске написаны пары слов: у дерева, у стола, у девочки

о дереве, о столе, о девочке

- Что общего имеют эти сочетания? (У и о маленькие слова (предлоги),они пишутся отдельно  от  других слов)

На доске запись          (чтение хором а затем по цепочке)

ау           ао           ио         уо         ыу

уа           оа           ои         оу         уы

Работа в прописях на стр. 12-13

Вернёмся к азбуке стр.38

- Какая птица лишняя и почему? (ворона)

- Какую птицу называют птицей мира? (голубя)

- Под изображением птиц есть схемы слов, но они перепутались.

Помогите птицам найти свою схему.

- Кто запомнит больше слов с буквой  у?

Утёнок увидел улитку.

- Ух –удивился утёнок.- Угощение! Ужин!

Уползла улитка.

- У-у –унывал утёнок. Ужин убежал! Ускользнул!

-Уймись!- убеждала упрямого утёнка утка.  - Улитка-ужный ужин.

- Угу!- утешился утёнок.

9. Подведение итогов.

-Понравился ли вам урок?

- Чему вы научились на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....