Методический материал для инклюзивного урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа 21 века"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Инклюзивный урок русского языка 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка инклюзивного урока | 317.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевой конкурс «Лучший инклюзивный урок»
Тип урока: открытие новых знаний.
Пояснительная записка.
Состав:
- обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 1 человек.
Индивидуальные и типологические особенности обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Максим, 9 лет. Ребенок показывает слабые способности к усвоению необходимого учебного материала. Память у ребенка средняя, усидчивость средняя, концентрация внимания слабая. Наибольший интерес вызывают уроки технологии и математики (решение примеров на сложение, задачи не понимает). На уроках русского языка может только списывать, диктант не может писать.
Программы:
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 6 октября 2009 г. № 373 ,с изменениями от 26.11.2010 № 1241), примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, с учетом авторской программы «русский язык» С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова (Начальная школа XXI века); место учебного предмета в учебном плане: согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 часов, из них в 3 классе 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету «Русский язык», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от « 19» декабря 2014 г. № 1599 (применительно к правоотношениям, возникающим с 1.09.2016г.) с учётом авторской программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой. Место учебного предмета в учебном плане: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета русский язык в 3 классе в количестве 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Ход урока
Этапы урока | Общеобразовательный класс | с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | ||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Коррекционная работа | ||
1.Организационный и мобилизующий момент | - Ребята, с каким настроением пришли на урок? -Листы самооценки приготовили? - Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя, показывают соответствующие смайлики. Организуют свое рабочее место | - Ребята, с каким настроением пришли на урок? -Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя, показывают соответствующие смайлики. Организуют свое рабочее место | Проверить готовность к уроку Максима | |
2.Актуализация знаний | -Какое время года на дворе? - Что зимой происходит с природными явлениями? - При помощи чего вы мне ответили на вопросы? -Кто мне скажет, с какой буквы мы начинаем писать предложение? -В конце предложения, что мы ставим? | Зима.
Дни стали короче, а ночи длиннее. Солнце светит, а не греет. Предложений. С заглавной В зависимости от цели высказывания | -Какое время года на дворе? - Что зимой происходит с природными явлениями? - При помощи чего вы мне ответили на вопросы? -Кто мне скажет, с какой буквы мы начинаем писать предложение? -В конце предложения, что мы ставим? | Зима. Солнце светит мало. Слов. С большой. Точку, вопросительный знак и восклицательный знак | Корректировка ответа Максима | |
3.Гимнастика для пальцев и кистей рук | Перед тем, как начнем писать проведем пальчиковую гимнастику: На двери висит замок Кто бы мог его открыть. Покрутили, постучали. Разомкнули и открыли. Как правильно надо сидеть при письме? Я тетрадочку открою и наклонно положу Я друзья от вас не скрою ручку я вот так держу. Сяду ровно не согнусь за работу я возьмусь | Обучающиеся выполняют движения Выполняют правила правильной посадки | Перед тем, как начнем писать проведем пальчиковую гимнастику: На двери висит замок Кто бы мог его открыть Покрутили, постучали. Разомкнули и открыли. Как правильно надо сидеть при письме? Я тетрадочку открою и наклонно положу Я друзья от вас не скрою ручку я вот так держу. Сяду ровно не согнусь за работу я возьмусь | Обучающиеся выполняют движения Выполняют правила правильной посадки | Контрольное наблюдение за Максимом | |
4.Минутка чистописания | Откройте тетрадь, запишите число и классная работа. Работаем по образцу. На но не ни Народ - народный, небо - небесный | Выполняют письмо по образцу | Откройте тетрадь, запишите число и классная работа. Работаем по образцу (прил.6) | Выполняют письмо по образцу | Контроль за Максимом | |
5.Постановка учебной задачи | На доске прикреплена корзина. -Ребята, всё, что знаем о предложении, положим в корзину. -Как вы думаете, вы всё знаете о предложении? Организует работу с упражнением 1 (учебник). Горные читают спят Как хорошо -Прочитайте. Есть ли смысл в том, что написано в правом столбике? -Можно ли это назвать предложением? -Прочитайте, что написано в левом столбике. Как хорошо уметь читать! Горные вершины Спят во тьме ночной. -Сформулируйте учебную задачу | Предложения состоят из слов. нет Это просто набор слов, не связанных смыслом. нет Предложения. Они выражают законченную мысль и порядок слов определяется этой мыслью. Научиться отличать предложения . Составлять предложения из слов. | На доске прикреплена корзина. -Ребята, всё, что знаем о предложении, положим в корзину. -Как вы думаете, вы всё знаете о предложении? Организует работу с упражнением 1 (учебник). Маша тихо На заборе сидит -Прочитай, что написано в правом столбике? -Можно ли это назвать предложением? -Прочитайте, что написано в левом столбике. Маша тихо поёт. На заборе сидит петух. | Предложения состоят из слов. Слова нет Предложения. Будем учить предложения. | Контроль за Максимом Коррекционная работа | |
6.Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Составление предложений из слов | На карточках записаны слова: Слово, слаще, ласковое, мёд. Узнается, в, друг, беда. Нет, цена, верному, друг. - Прочитайте слова. Что необходимо сделать со словами? -Что надо помнить о записи предложения? -Запишите две пословицы по памяти | Изменить форму слова. В предложении слова всегда стоят в определённой форме | На разрезных карточках записаны слова: Сережа, гриб, белый, нашёл. Саша, лежит, постели, в. грипп, Саши, у. -Прочитайте слова. -Составь из данных слов предложения и запиши. | Составляет предложения, переставляя карточки, с помощью учителя и записывает в тетрадь. | Коррекция работы Максима | |
2.Составь рассказ по опорным словам: на основе интеллектуальной игры «Своя игра». | На доске прикреплено солнышко. Слова написаны на лучиках солнца: Зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири. | Составляют рассказ из 7-8 предложений обучающиеся выбирают слова на солнечных лучиках; ответили – лучик прикрепляется к солнцу. | На лучиках слова: Зима, снежок, снеговик. Раскрась рисунок. | Составляет 1 предложение.
| Коррекция во время составления предложений. | |
7.Физминутка | Видео «Собираемся в школу» | Выполняют движения | Выполняют движения | |||
8.Закрепление знаний и способов действий | Упр.4 В саду росли… Бабушка…гостей пирогами. В воскресенье была…погода -Прочитайте. -Подумайте, являются ли данные слова предложениями. Добавьте слова, называющие предметы, действия или признаки. Какие части речи они обозначают? -Запишите предложения. | Нет смысла. Существительное, прилагательное, глагол. | Упр.4 (прилож.5) Во дворе гуляет -Составить три предложения с помощью картинок. -Скажи, какие слова сделали предложения разными по смыслу? -Запиши предложения | Составляет три предложения и записывает Мальчик, утка с утятами, гном. | Коррекция при составлении предложений. | |
9. Оценка деятельности учащихся. | Учитель благодарит, просит посмотреть в лист самооценки и сделать вывод. | Заполняют лист самооценки. | Учитель благодарит, просит посмотреть в лист самооценки и сделать вывод. | Закрашивает кружочки степени выполнения заданий (зеленый - всё выполнил сам и правильно, красный - выполнил с помощью учителя). | Контроль за работой Максима | |
10. Рефлексия учебной деятельности (итог) | -Ребята, вернемся к корзине. Что узнали нового? - Что дополним в корзину? Дополните. - Какое задание понравилось больше всего? - Что было трудно? - Если вам понравилось работать на уроке, возьмите лучик и прикрепите к солнцу. Оно засверкает ещё ярче. | |||||
11.Домашнее задание. | - Найти и записать три-четыре предложения о значении книги в жизни человека. Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания | - Найти и записать два предложения о зиме. Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания |
Приложение 1
Общеобразовательный класс | С легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): |
Тема: Предложение и его смысл. Слова в предложении. | Тема: Составление предложений. |
Цель урока: создание условий для развития умений определять границы предложения, составлять из слов предложение. Задачи:
| Цель урока: создание условий для развития умения составлять простые предложения (из 3-4 слов); Задачи: Образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
|
Используемые педагогические технологии:
- традиционная (репродуктивная) технология;
- технология поэтапного формирования умственных действий;
- здоровьесберегающая технология;
- технология разноуровнего обучения (адаптивного).
Межпредметные связи:
- Искусство (ИЗО) - раскрасить рисунок;
- «Мир природы и человека» - признаки наступления зимы.
- Устная речь - составлял предложения.
Приложение 2
Годовой учебный план начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): дополнительный первый класс (I1)-IV классы | |||||||||||
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | ||||||||
I1 | I | II | III | IV | |||||||
Обязательная часть | |||||||||||
1. Язык и речевая практика | 1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика | 66 66 99 | 99 99 66 | 102 136 68 | 102 136 68 | 102 136 68 | 471 573 369 | ||||
2. Математика | 2.1.Математика | 99 | 99 | 136 | 136 | 136 | 606 | ||||
3. Естествознание | 3.1.Мир природы и человека | 66 | 66 | 34 | 34 | 34 | 234 | ||||
4. Искусство | 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство | 66 66 | 66 33 | 34 34 | 34 34 | 34 34 | 234 201 | ||||
5. Физическая культура | 5.1. Физическая культура | 99 | 99 | 102 | 102 | 102 | 504 | ||||
6. Технологии | 6.1. Ручной труд | 66 | 66 | 34 | 34 | 34 | 234 | ||||
Итого | 693 | 693 | 680 | 680 | 680 | 3426 | |||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | - | - | 102 | 102 | 102 | 306 | |||||
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | 693 | 693 | 782 | 782 | 782 | 3732 | |||||
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): | 198 | 198 | 204 | 204 | 204 | 1008 | |||||
Внеурочная деятельность | 132 | 132 | 136 | 136 | 136 | 672 | |||||
Всего к финансированию | 1023 | 1023 | 1122 | 1112 | 1122 | 5412 |
Приложение 3
Технологическая карта урока.
Предмет, тема урока | Методы обучения | Тип и вид урока | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности | Система средств обучения | ||
личностные | БУД | предметные | |||||
Русский язык 2 класс Составление предложений из разрозненных слов. | Репродуктивные, игровые, практические действия с предметами | Урок получения нового знания Традиционный урок с элементами игры | Стараются соблюдать правила поведения на уроке. Начинают сотрудничать с учителем и друг с другом | Повторяют высказывание за учителем. Учатся выполнять инструкцию учителя. Изменяют свое поведение на уроке по требованию учителя. | Умеют составлять предложения из разрозненных слов и с опорой на сюжетную картину. Умеют выполнять задание в тетради. | Работа с сюжетными картинками, совершаемого действия, работа в тетради. | Ведущие компоненты: рабочая программа. Ведомые компоненты: предметы, предметные картинки. |
Приложении 4
Планируемые результаты
Общеобразовательная программа | Адаптированная программа |
Планируемые результаты (предметные) Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть речи, член предложения, простое предложение Личностные результаты
Универсальные учебные действия (метапредметные) Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| Планируемые результаты (предметные)
Минимальный
Достаточный
Личностные результаты
|
Приложении 5
Упражнение 4
Во дворе гуляет
Приложении 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи"
Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи". Урок по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой в теме: "О России петь-что стремиться в храм"...
Рабочая программа для 4 класса по русскому языку "Школа 21 века"
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополн...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Рабочая программа по русскому языку "Школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку "Школа 21 века" 2 класс...
Сценарный план урока по русскому языку УУМ"ШколаXXI века" "Части слова", 2-3 класс (план, презентация, пояснительная записка)
Урок автоматизации знаний по теме "Части слова". Презентацию можно использовать и на уроках УУМК "Школа России", т.к.материал позволяет закрепить знаний обучающихся. Также, можно использов...
Конспект инклюзивного урока русского языка: «Многозначные слова»
Конспект инклюзивного урока русского языка: «Многозначные слова»...
Методическая разработка тематической недели по русскому языку в начальных классах «Я люблю Русский язык!»
Одним из самых эффективных средств активизации познавательной деятельности младших школьников является проведение предметных недель.Предметная неделя по русскому языку позволяет продемонстрировать зна...
- Мне нравится (1)