Рабочая программа для 4 класса по русскому языку "Школа 21 века"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме

Бухарина Нина Анатольевна
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_rus.yaz_._.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.).

В авторскую программу изменения не внесены

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников. Целями обучения русскому языку являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

развитие устной и письменной речи учащихся;

развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки, безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:

  • грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
  • навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного  моделирования  и  корректировки  различных текстов.В  то же время следует иметь в виду, что представление о «человеке пишущем» (взрослом) нельзя формально перенести на учащегося начальной школы. В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой  ситуации; выбор языковых средств для адекватной передачи мысли; контроль за безошибочным письмом; выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классов. Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей: например, в блоке «Как устроен наш язык» изучается корень слова как единица языка, а в блоке «Правописание» изучаются и отрабатываются орфографические правила правописания гласных и согласных в корне и т. п.

Такое структурирование курса позволяет:

  • успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
  • решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
  • сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
  • избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Содержание программы

4  класс (136 ч)                                                                                                                           

 Фонетика (1 ч.)                                                                                                      Повторение изученного на основе фонетического анализа слова (1 ч).

 Состав слова (1 ч.)                                                                                               Повторение изученного на основе словообразовательного анализа и разбора слова по составу (1 ч).

Синтаксис (18 ч.)                                                                                                           Синтаксический анализ простого предложения (4 ч.)                                      Словосочетание (5 ч.)                                                                                                  Сложное предложение (5 ч.)

Морфология (40 ч.)                                                                                            Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора (5 ч.)                                                                                Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи. (21 ч.)                  

Наречие как часть речи (4 ч.)                                                                                        Имя числительное: общее значение (3 ч.)

        «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (26 ч)

Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.                                                  Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую. Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи). Отработка орфографических правил, изученных в 2-4 классах.

                                              «Развитие речи» (29 ч)

 Совершенствование речевых умений.                                                                  Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные. Выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания.                                                                                  Продолжение работы над правильностью, точностью, выразительностью и богатством письменной речи.

Контрольные работы-14

    Повторение по темам блока «Как устроен наш язык»  и темам блока «Правописание» (21 ч.) 

                 

Тематическое планирование по русскому языку

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

ИКТ

Дата проведения

Корректировка

1

Повторение. Пишем письма.

1 ч.

2

Повторяем фонетику и словообразование

1 ч.

3

Вспоминаем изученные орфограммы

1 ч.


4

Вспоминаем изученные орфограммы

+

5

Повторение. Пишем письма.

1 ч.

6

Повторяем признаки имени существительного

1 ч.

7


Повторяем правописание окончание имен существительных

1склонения

1 ч.

+

8

Повторяем правописание окончаний имен существительных

2 склонения

1 ч.

+

9

Повторяем правописание окончаний имен существительных

 3склонения

1 ч.

10

 Пишем письма.

1 ч.

+

11

Входная контрольная работа

1ч.

12

Работа над ошибками.    Морфологический разбор имени существительного

13

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1 ч.

+

14

Текст

1 ч.

15

Повторяем признаки имени прилагательного.  

1 ч.

16

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных


1 ч.

17

Морфологический разбор имени прилагательного

1 ч

18

Морфологический разбор имени прилагательного

1 ч

19

Типы текста.

1 ч.

20

Словарный диктант№1 Буквы О-Ё после шипящих и Ц 

1 ч.

+

21

Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих»

1 ч.

22

Повторяем местоимения

1 ч.

23

Орфограммы приставок

1 ч.

+

24

Разделительный твердый и разделительный мягкий  знаки

1 ч.

25

Изложение- повествование

1 ч.

26

Редактирование изложения. Разбор по членам предложения.

1 ч.

27

Синтаксический анализ предложения

1 ч.

28

Знаки препинания при однородных членах предложения

1 ч.

29

Контрольная работа №1 по теме «Части речи» 

1 ч.

30


Работа над ошибками

Вспоминаем орфограммы.

1 ч.

31

Знаки препинания при однородных членах предложения

1 ч.

+

32

Синтаксический анализ предложения

1 ч.

33

Знаки препинания при однородных членах предложения

1 ч.

34

Глагол

1 ч.

35

Глагол как часть речи

1 ч.

36

Контрольный диктант №1 по теме «Правописание орфограмм корня и окончания 

1 ч.

37

Работа над ошибками. Правописание приставок в глаголах.

1 ч.

38

Правописание не с глаголами

1 ч.

39

Изложение- повествование

1 ч.

+

40

Редактирование изложения.

Текст- описание

1 ч.

41

Вид глагола.

1 ч.

42

Начальная форма глагола

1 ч.

43

Личные формы глагола

44

Личные формы глагола

+

45

Лицо и число глаголов

1 ч.

46

Мягкий знак после шипящих в глаголах

1ч.

47

Мягкий знак после шипящих в глаголах

48

Правописание

–ться и –тся в глаголах

1 ч.

49

Правописание

–ться и –тся в глаголах

50

Связь абзацев в тексте

1 ч.

51

Спряжение глаголов

1 ч.

52

Спряжение глаголов

53

Словарный диктант.№2 Правописание глаголов

1 ч.

54

Прием противопоставления в тексте

1 ч.

55

Правописание безударных окончаний глаголов

1 ч.

56

Правописание безударных окончаний глаголов

57

Роль слов в тексте

1 ч.

58.

Контрольная работа №2 по теме «Глагол» 

1 ч.

59

Работа над ошибками

Правописание глаголов

1 ч.

60

Глагольное время. Настоящее время

1 ч.

61

Правописание суффиксов глаголов

1 ч.

+

62

Прошедшее время

1 ч.

63

Прошедшее время

64

Изложение с элементами сочинения

1 ч.

65

Будущее время.

1 ч.

66

Правописание суффиксов глаголов

1 ч.

67

Изменение глаголов по временам

1 ч.

68

Изложение с элементами сочинения

1 ч.

+

69

Контрольный диктант №3  по теме «Правописание глаголов»

1 ч.

70

Работа над ошибками.

Правописание глаголов

1 ч.

71

Правописание глаголов

1 ч.

72

Изъявительное наклонение

1 ч.

73

Условное наклонение

1 ч.

74

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

1 ч.

+

75

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

1 ч.

76

Работа с текстом

1 ч.

77

Повелительное наклонение

1 ч.

78

Повелительное наклонение

1 ч.

79

Словообразование глаголов

1 ч.

80

Глагол в предложении

1ч.

81

Глагол в предложении

82

Правописание глаголов

1 ч.

+

83

Работа с текстом

1 ч.

84

Морфологический разбор глагола

1 ч.

85

Контрольная работа№3по теме «Глагол как часть речи»

1 ч.

86

Повторение по теме «Глагол как часть речи».

Работа над ошибками.

(«Как устроен наш язык»)

1 ч.

87

Учимся писать краткое изложение

1 ч.

88

Правописание гласных на конце наречий

1 ч.

+

89

Наречие.

1 ч.

90

Как образуются наречия

1 ч.

91

Учимся писать мини- сочинение

1 ч.

92

Морфологический разбор наречий. Редактирование сочинения.

1 ч.

93

Учимся писать наречия на шипящую

1 ч.

94

Мягкий знак на конце слов после шипящих

95

Контрольное изложение №1

1 ч.

96

Редактирование изложения.

Мягкий знак на конце слов после шипящих

1 ч.

97

Имя числительное.

1 ч.

98

Слитное и раздельное написание числительных

1 ч.

+

100

Словарный диктант №3

Правописание мягкого знака в именах числительных

1 ч.

101

Работа с текстом

1 ч.

102

Изменение имен числительных

1ч.

103

Изменение имен числительных

104

Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных

1 ч.

105

Правописание числительных

1 ч.

106

Учимся писать сочинение - описание

1 ч.

107

Имя числительное в предложении.

Редактирование сочинения

1 ч.

+

108

Контрольный диктант №4 по теме «Правописание наречий и числительных»

1 ч.

109

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах. Работа над ошибками.

1 ч.

110

Словосочетание.

1 ч.

111

Слово. Словосочетание. Предложение

1 ч.

+

112

Учимся писать сочинение-рассуждение

1 ч.

113

Правописание слов в  словосочетаниях.

Редактирование изложения

1 ч.

114

Связь слов в словосочетании: согласование.

1 ч.

115

Правописание словосочетаний с типом связи согласование

1 ч.

116

Связь слов в словосочетании: управление

1 ч.

117

Правописание словосочетаний с типом связи управление

1 ч.

118

Учимся писать сочинение -повествование

1 ч.

+

119

Связь слов в словосочетании: примыкание.

1 ч.

120

Словарный диктант№4

Правописание словосочетаний с типом  связи примыкания

1 ч.

121

Учимся писать сочинение – рассуждение

1 ч.

122

Сложное предложение.

1 ч.

123

 Как связаны части сложносочиненного предложения

1 ч.

124

Знаки препинания в сложном предложении

1 ч.

125

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

126

Как связаны части сложноподчиненного предложения.

Работа над ошибками.

1 ч.

127

Контрольная работа №4 по теме «Части речи»

1 ч.

128

Работа над ошибками. Знаки препинания в сложном предложении

1 ч.

129

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. («Правописание»)

1 ч.

+

130

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

131

Сложное предложение.

1ч.

132

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

+

133

Итоговый контрольный диктант за год

1 ч.

134

Работа над ошибками. Повторение по теме «Правописание глаголов»

1 ч.

135

Сложное предложение.

1ч.

136

Повторение по теме «Части речи».

1ч.

                                                                                           

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Блок «Как устроен наш язык»                                                                                                                                                                  

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:                                                         называть:                                                                                                                               - изученные части речи;                                                                                                                - значимые части слова;                                                                                                     различать, сравнивать:                                                                                                                     - буквы и звуки, гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;                               - имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;                          - предлог и приставку;                                                                                                                          - корень, приставку, суффикс, окончание;                                                                                         - главные и второстепенные члены предложения; словосочетания(главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;                                             приводить примеры:                                                                                                                  - простого двусоставного предложения;                                                                                 кратко характеризовать:                                                                                                                     - виды предложений по цели высказывания и интонации;                                                                        решать практические и учебные задачи:                                                                                   - выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены;                                 - пользоваться словарями;                                                                                                                      - использовать алфавит при работе со словарем.

Блок «Правописание»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:                                                                  решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:                    - писать под диктовку разборчиво 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:                                                                                                                    - прописная буква в начале предложения, в именах собственных;                                                       - звонкие и глухие согласные в корнях;                                                                                        - непроизносимые согласные; сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн;                  

 -удвоенные согласные;                                                                                                                                  - безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова);   безударные гласные, не проверяемые ударением;                                                                                             - разделительный мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных,  мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;                                                                                                                    - не с глаголами;                                                                                                                                       - безударные падежные окончания имен существительных;   безударные падежные окончания имен прилагательных;                                                                                                          - правописание безударных личных окончаний глаголов;                                                                    - словарные слова, определенные программой;                                                                                 - знаки препинания в конце предложения; запятая между однородными членами предложения.  

Блок «Развитие речи»  

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:                                                               решать практические и учебные задачи:                                                                                             - отвечать на вопросы к тексту;                                                                                                             - делить текст на смысловые части и составлять простой план.   

Перечень учебно-методического обеспечения

для учащихся:

  1. С.В. Иванов Русский язык 4 класс ч.1, ч.2 .- М. Вентана-Граф, 2008
  2. С.В. Иванов, М.И. Кузнецова Русский язык 4 класс Комментарии к урокам,- М. Вентана-Граф, 2010
  3. М.И. Кузнецова  Пишем грамотно. Рабочая тетрадь №1,№2 .- М. Вентана-Граф, 2011
  4. М.И. Кузнецова  Учусь писать без ошибок. Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения .- М. Вентана-Граф, 2011

для учителя:

1.В.Ю. Романова, Л.В. Петленко, С.В. Иванов Русский язык в начальной школе. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения.- М. Вентана-Граф, 2009

2.В.А. Шукейло  Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1-4 классы.- М. Вентана-Граф, 2007

Интернет-сайты:

– www solnet. ru;

– www festival. ru;

– www kulichiki.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 4 класс по русскому языку ОС "школа 2100" Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 ЛЕТ  общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая со...

Рабочая программа 1 класс по русскому языку УМК "Школа 21 века"

Файл содержит поурочное планирование по ФГОС,пояснительную записку....

Рабочая программа 2 класс по русскому языку УМК "Школа 21 века"

Полная рабочая программа с тематическим планированием и критериями оценки....

Рабочая программа для 2класса по русскому языку. "Школа России"

Эта программа предназначена для учащихся 2класса  по программе "Школа России"...

Рабочая программа 4 класса по русскому языку УМК " Школа XXI века"

Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требова...

Рабочая программа 1 класса по русскому языку УМК "Школа XXI века"

Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требова...