Знакомимся с наречием (урок-исследование, 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе по теме "Знакомимся с наречием" (УМК "Начальная школа XXI века"). Урок составлен с использованием технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomimsya_s_narechiem.doc | 447.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет русский язык
Класс 4
УМК "Начальная школа XXI века"
Тема урока
Наречие (общее представление). Словарные слова: впереди, медленно.
Тип урока | Освоение нового материала |
Форма урока | Урок – исследование |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с наречием как частью речи и для организации исследовательской деятельности учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи; развивать умение находить наречия в тексте; совершенствовать умения задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятсяс наречием как частью речи; научатся находить наречия в тексте; задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; употреблять наречия в письменной и устной речи; выполнять морфологический разбор слова; классифицировать слова на группы по грамматическим признакам |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать;использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого |
Личностные | Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать образец «хорошего ученика»; проявлять этические чувства (стыд, совесть, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость), сочувствие и сопереживание; понимать чувства одноклассников, собеседников; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках; проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям |
Оборудование
АРМ учителя, карточки для опор; листы формата А-3 для работы в группах
Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой «Все в твоих руках».
Притча «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Так вот, ребята, в наших руках сегодня возможность узнать нечто новое и нужное. Узнать то, чем вы будете пользоваться в течение всей жизни. А для того, чтобы все получилось, нужно совсем немного: хорошее настроение и вера в успех.
Успешной Вам работы!
2. Блиц-опрос «Винегрет»
Для поднятия духа и разминки проведем блиц-опрос «Винегрет»
Часть речи, обозначающая предмет (существительное).
Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).
За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)
Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)
Предложение с одной грамматической основой (простое).
Часть слова без окончания (основа).
Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).
Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Какой сегодня день недели? (Вторник)
А какое число? (1 марта)
Все верно. Вижу, что вы готовы работать!
3. Актуализация знаний
Ребята, какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без трудаумеете их различать?
На доске записаны слова. Прочитайте их
Лимон, капитанский, вперед, фиолетовая, билет, финишировать, рисовать, медленно.
Что вы думаете о данных словах? Что это за слова? Почему два слова выделены другим цветом?
Какое задание можно предложить для этих слов? (Сгруппировать по частям речи). Запишите уже изученные слова в тетради, соблюдая нормы каллиграфии.
Какие группы получили? Что общего у этих слов? В чем разница?
А теперь познакомимся с новыми словарными словами.
Впереди
1. На каком-нибудь расстоянии перед кем-нибудь или чем-нибудь.
2. В будущем.
Слово «впереди» образовано из слов «в» и «перед».
Медленно
неторопливо, длительно, с небольшой скоростью. Произошло слово от древнего слова «меделя» – «медленный».
Работа с пословицей. Прочитайте пословицу.
прил. сущ. нареч. глаг.
Всякий человек вперёд смотрит.
- Как понимаете её смысл?
- А что вас ждет в ближайшем будущем?
- Спишите пословицу, укажите над каждым словом, какой частью речи является.
Проверка. К какой части речи относится слово «вперед»?
Знакомьтесь, это новая для нас часть речи – наречие.
Тогда сформулируйте мне тему и задачи нашего сегодняшнего урока.
4. Работа в группах: мини-исследования
Сегодня я предлагаю Вам провести необычный урок - исследование. Благодаря этому, мы рассмотрим наречие как часть речи со всех сторон. Итак, представьте, сегодня мы находимся в научной исследовательской лаборатории. Все вы - исследователи. Ну, а прежде чем приступить к изучению наречия, необходимо составить план нашего исследования. Вспомните, по какому плану было построено изучение других частей речи.
1. На какие вопросы отвечает?
2. Что обозначает?
3. С какой частью речи связано?
4. Как изменяется?
5. Каким членом предложения является?
Задания для работы в группах
ГРУППА 1 ВОПРОСЫ НАРЕЧИЙ
Спиши в тетрадь словосочетания. К выделенным словам письменно поставь вопросы.
Весело шагают, слушать интересно, поют дружно. _____________
Приехал вчера, отдохнём потом, думаю сейчас. _____________
Подписали внизу, обошёл справа, разглядел вдали. _____________
Повернул налево, свернул направо, поехал вперёд. _____________
Капает сверху, дует снизу, пришёл издали. _____________
ГРУППА 2 ИЗМЕНЕНИЕ НАРЕЧИЙ
Письменно измените словосочетания: яйцо всмятку – по падежам; говорить громко – по лицам и числам; работать хорошо – по временам и родам
Как изменяется наречие? Выбери правильный вариант ответа и подчеркни.
по временам; по падежам; по лицам; по числам и родам; не изменяется.
ГРУППА 3 РОЛЬ НАРЕЧИЙ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Запиши в тетрадь предложения. Разбери их по членам предложения. Надпиши части речи. Определи, каким членом предложения является наречие.
Наша компания долго и шумно бродила по вечернему городу.
Работа была выполнена быстро и качественно.
Я специально пролил кефир.
В предложении наречие является __________________ членом - _______________.
ГРУППА 4 РОЛЬ НАРЕЧИЙ В ТЕКСТЕ
Спиши текст. Устно задай вопрос к наречию. Проведи стрелку от какого слова ставишь вопрос. Какую часть речи поясняет наречие?
Пришла очень суровая зима. Недавно выпал снег. Холодно и голодно бывает птицам зимой. Без корма птички сильно слабеют и замерзают. Многие сразу погибают. Пожалей пернатых друзей!
Выполнив задание, дополните предложение.
Наречие – активный помощник _________________, _________________.
Наречия __________________ их, придают им ______________________, _____________________ нашу речь.
ГРУППА 5
ОТКУДА ПРИШЛО К НАМ НАРЕЧИЕ?
УЧИМСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕГО В РЕЧИ
1) Прочитай текст и ответь на вопрос в конце текста
Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен существительных, прилагательных, числительных и глаголов).
Слово «наречие» – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень -реч- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали ее точно также. Как вы думаете, почему?
2) Вспомните, что такое фразеологизмы. Замените фразеологические обороты одним словом - наречием.
Пальчики оближешь ____________________________
Битый час ____________________________________
Днем с огнем __________________________________
Кот наплакал ___________________________________
На край света __________________________________
Чуть свет ______________________________________
Как снег на голову ______________________________
Сценка
Посмотрите сценку одного разговора. Вспомните: как вы обращаетесь с наречием «нормально»? Что оно значит?
(Нормально- т.е. обычно, без отклонения от нормы)
Ребята, что у вас вызвало улыбку? Почему нельзя использовать слово «нормально» так, как одна из подруг в рассказе?
Русский язык богат синонимами. Чтобы не повторять на письме, в рассказе или беседе одно слово, нужно заменить его другим, близким по смыслу. Надо стремиться выражаться яснее и уметь ценить это в других людях.
Итоговое обобщение
Так что же нового и нужного вы узнали сегодня для себя на уроке?
Чтобы полученные вами знания проросли и окрепли, нам необходимо подвести итог. Обобщить знания поможет известный нам прием - синквейн. Сначала давайте вспомним правила его построения.
Правила построения синквейна:
1 строка: название понятия или предмета (1 слово)
2 строка: описание предмета (2 прилагательных или причастия)
3 строка: действие предмета (3 глагола)
4 строка: чувство или отношение к предмету (фраза из 4-х слов)
5 строка: синоним-вывод, обобщающий смысл первой строки (1 слово)
Например:
Наречие
Образное, красивое
Уточняет, украшает, не изменяется
Наречие – необходимая часть речи
Приглаголие
Наречие
Самостоятельная, неизменяемая
Уточняет, дополняет, определяет
Наречие – интересная часть речи
Необходимо
Наш урок подходит к концу. За время нашей плодотворной работы выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашей работы.
Если урок для вашей группы прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если время прошло хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите возле дерева цветы.
Если ничего нового не принесло – пусть с дерева опадут листочки.
Спасибо, ребята. Это мы узнали, как вы поработали в команде. А теперь бы хотелось узнать, что думает каждый из вас о проделанной работе на уроке.
Рефлексия «Все в твоих руках»
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – я узнал о...
Указательный – для меня было интересным…
Средний – я помог...
Безымянный –мне было трудно...
Мизинец – я уверен...
И в завершении, скажите:
- За что бы вы себя могли похвалить?
* ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Замените фразеологические обороты словами-синонимами.
Пальчики оближешь - (вкусно)
Битый час – (долго)
Днем с огнем – (трудно)
Кот наплакал – (мало)
На край света – (далеко)
Чуть свет – (рано)
Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен существительных, прилагательных, числительных и глаголов).
Слово «наречие» – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень -реч- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали ее точно также. Как вы думаете, почему?
Сценка «Поговорили…»
Автор: Встретились как-то две приятельницы. Давно друг с другом не виделись! | |
1 | - Как живёшь? |
2 | -Нормально. |
1 | -А с учёбой как? |
2 | -Нормально. |
1 | -Ты, говорят, болела… Теперь-то всё в порядке? |
2 | -Нормально. |
1 | -Хорошо, значит? |
2 | -Ну, я же говорю – нормально. |
1 | -Странно ты говоришь… |
2 | -Почему? Нормально. |
1 | -Ты считаешь – это нормально? |
2 | -Нормально. |
1 | -Да-а, странно… А ведь когда-то была вполне нормальным человеком! |
Автор: Мораль сей истории такова: учите русский язык, чтобы иметь богатый словарный запас! |
Для рефлексии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку-исследованию по теме "Наречие"
Данная презентация - это урок-исследование....
презентация к уроку-исследованию русского языка "Наречие"
В данной презентации ярко и доступно раскрывавется тема "Наречие"....
Урок - исследование "Наречие как часть речи"
Цели урока:Образовательные: познакомить учащихся с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью наречий; обобщить систематизировать изученный материал о раздел...
Русский язык Урок-исследование по теме "Наречие" 4класс
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие2 с использованием педагогического метода исследования....
Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
Современный урок русского языка. 2 класс....
Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»
Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....
Урок – исследование, 4 классы «Как узнать, что вокруг нас?
Урок – исследование, 4 классыТема: развитие зрительного восприятия. «Как узнать, что вокруг нас?»...