Русский язык Урок-исследование по теме "Наречие" 4класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Методическая разработка  урока  русского языка в 4 классе по теме "Наречие2 с использованием педагогического   метода исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок:  Русский  язык

Класс:  4

Тема: Наречие

Учебник: Русский  язык:  4класс, Ч.2. С.В.Иванов  и др.-М.; Вентана-Граф,2012.

Учитель: Касатова  Н.Н.,  МОУ  «СОШ  п.Горный» Краснопартизанский  район

Цели  урока:

Образовательные: а) познакомить    с наречием  как  частью речи,  выявить признаки  наречия, расширять знания  о  частях  речи,  употреблении  их  в  речи.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, развивать  навыки  исследовательской  деятельности, развивать коммуникативные умения и творческие способности через исследовательскую деятельность, обогащать письменную и устную речь учащихся,  формировать  навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающие: воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: освоение новых  знаний

Вид урока: урок-исследование.

Методы  обучения:

•        Проблемный

•        Исследовательский

•        Информационно-коммуникативный

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:  учебник, карточки  с заданием.

I.

  Учитель: Проверь, дружок,

                  Готов ли ты начать урок?

                  Все ли на месте, все ли в порядке

                  Книжка, ручка и тетрадка?

                 Проверили? Садитесь!

                 С усердием трудитесь!

А  девиз  у  нас  такой:  родной  язык   нам  нужно изучать,  чтобы  грамотными  стать.

II.Актуализация знаний.

Учитель:Наш  урок  мы  начнем  с минутки  чистописания.

1 этап -  прописывание: а // о 

2 этап- из  предложенных  слов  на  доске выберите и   каллиграфично запишите   слова,  которые  отвечают  на  вопросы  кто? что?  какой?,  что  делать?

(на  доске  записаны   слова издалека, акварель, аккуратно, отечественный, близко, огорчать, направо, сегодня, спросонок, нарочно)

(дети  самостоятельно выполняют  задание)

Учитель:  Проверим, какие  слова  записали, каким  частями речи они  являются?   Составьте  словосочетания,  запишите их в  тетради.

III.Создание  проблемной ситуации.

Учитель:  Какие  слова  вы не  записали?  Почему?

Все   слова,  которые  вы не записали,  являются наречиями.

Сегодня  на  уроке  я  вам  предлагаю поработать  с  этими  словами. Как  вы  думаете, для  чего?

 Определение темы исследования.

Ученики: Чтобы  узнать, определить:  самостоятельная или  служебная  эта часть  речи, признаки  этой части речи.

IV. «Открытие» детьми нового знания.

Работа  в  парах. Детям раздаются таблицы

1.

Запиши слова:_______________

___________________________
___________________________
___________________________

Запиши  вопросы, на  которые  они  отвечают:______________________

____________________________________________________________
Сделай  вывод:  можно  задать  вопрос, значит _________________ часть речи

2.

Просклоняйте  данные  слова:

Склоняются /не склоняются; имеет/ не имеет окончания

( подчеркните  нужное)

3.

Проспрягайте  данные  слова:

Спрягаются/ не  спрягаются; имеет/ не имеет окончания

( подчеркните  нужное)

4.

Измените  по  числам:

Изменяются / не изменяются  по  числам

( подчеркните  нужное)

5.

Составьте и запишите в тетради  предложения с данными словами, разберите  предложения  по  членам.

В предложении  наречие является

______________________________

6.

Приведите  примеры  наречий:

Учитель:  Давайте  проверим результаты  наших исследований.

V. Вывод по результатам исследовательской работы.

Какие  знание  мы  получили  в  результате  наших исследований?

Ученики:  Наречие – самостоятельная, неизменяемая часть  речи, которая  отвечает  на  вопросы где? куда?  когда? откуда?  как? почему?  каким образом?. Наречие  не изменяется, не  спрягается, не имеет окончаний, в предложении является  обстоятельством.

VI.Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

Учитель:  Я  вам предлагаю  выполнить  очень интересное  задание: назовите  пять дней, не  употребляя  чисел  и названий. Какая  часть  речи  вам  помогла  это  сделать?

1)Дети  записывают  в тетрадях  позавчера, вчера,  сегодня, завтра, послезавтра).

2)Выборочный диктант: на  5-ти  строчках  от начала  строки  дети записывают  вопросы:

Где?

Куда?

Откуда?

Когда?

Как?

Учитель  предлагает распределить    следующие наречия:  завтра,  впереди, направо, издалека, весело,  вдруг, напротив,  вприсядку, изнутри, сбоку, внизу, назавтра, интересно.

(Взаимопроверка)

3)Творческая  работа:  на  доске  текст  с  пропущенными наречиями, задание: вставить  подходящие  по  смыслу   наречия.

…..  утром  появилось  солнце.    …. оно осветило  только  верхушки  деревьев,  … позолотило кусты  и траву.  …  увяла  трава и  облетели  деревья.   ….  наступит  зима.   …   реки  медленно  плыли  облака.

( Слова  для  справок: посередине, давно, скоро, сначала,  однажды,  потом  раздаются  только  детям,    у которых  после  знакомства  с  заданием возникли  трудности, остальные  ученики  подбирают    наречия  самостоятельно.)

В  процессе работы  учитель определяет  детей,  которые  в  совершенстве  справились с  заданием, затем предлагает  этим  ученика  прочитать  работы.  Весь  класс  проверяет,  самостоятельно  проверяют,  если  есть работы  с наречиями –синонимами, их тоже зачитывают, обращая  внимание  на  то,  что   к  наречию  можно  подобрать  синонимы.

VI. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

Учитель:  С кокой  частью  речи познакомились? Поднимите  руки,  у кого новый материал  не вызвал  затруднений-

Поднимите  руки,  у кого  при  усвоении нового  материала  возникли трудности-

VII.Дом.задание: повторить выводы  исследовательской  работы,  ур.88.  упр.2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4классе по теме"Типы текста"

Урок русского языка в 4 классе по теме"Типы текста" с презентацией....

тест по русскому языку для 4класса

Итоговый тест в конце 4класса.Учащиеся проверяют себя....

Рабочая программа по русскому языку Гармония 1-4классы с УУД. Календарно-тематическое планирование 3-4класс с УУД

Рабочая программа по русскому языку Гармония 1-4классы с УУД. Календарно-тематическое планирование 3-4класс с УУД...

программа по русскому языку-УМК "ПНШ"- 4класс

Программа по предмету  «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования(приказ Минобрнаук...

СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОВЕРОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2=4КЛАССЕ УМК Перспектива

Цель и содержание работы по русскому языку Определить уровень сформированности написания под диктовку текста в соответствии с правилами, изученными в 3 классе. Решать орфографические задачи в ходе з...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России",4класс

Рабочая программа  по русскому языку для педагогов начальной школы...

Рабочая программа по родному русскому языку "Школа России",4класс

Рабочая программа по родному русскому языку "Школа России",4класс...